Введение
Данную тему я планирую раскрывать при помощи конкретного показательного примера одного из святых отцов- Антония Великого.
Само обожение- является главной целью человека. Это наивысшее состояние, когда человек уподобляется единению с Богом. Этот процесс неразрывно вязан со спасением.
Во многих житиях святых пролеживается одна и та же закономерность, при которой человек начинает проходить свой путь к Богу и духовно возрастать, проходя определенные трудности, или этапы послушания, смирения и других добродетелей под руководством опытных руководителей, которые достигли этого состояния. Ириней Лионский говорит по этому поводу: «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим». Важно заметить, что данное состояние обоженности человеку самому достичь невозможно, лишь только с помощью Божьей.
Святые отцы и учители церкви Христовой об этом прямо и доступно для понимания говорят: «Обожение недостижимо человеческими усилиями. Как совершенный дар, исходящий от Отца светов». В данной работе я буду руководствоваться житием Антония Великого, пустынника, который проходил все возможные тяготы и лишения на пути к Богообщению, и обожению. Его житие представляется одним из чудесных творений русской православной церкви.
Основные доводы
Важно отметить, что данный термин «обожение» является для человека первостепенной задачей на протяжении всей его жизни. Мы должны всеми силами стремиться соединиться о Христом, ведь когда-то и Христос ходит по земле и говорил нам о Царстве Небесном в котором Он ныне пребывает и ждет нас. У нас все для этого есть, нужно лишь трудиться над собой, проявлять усидчивость и прилежание, иметь веру, надежду, любовь. Все эти добродетели нужно проявлять не только по отношению к себе, но и к ближним. Яркий пример тому преподобный Антоний, житие которого было мною прочитано и которое я использовал в качестве примера по этой теме. По мнению прп. Макария: «Путь к обожению лежит через претворение в жизнь евангельской этической триады – веры, надежды и любви».
Согласно его жизнеописанию, многие в последствии брали за основу его подвиги и руководствовались ими на пути ко спасению. Необходимо отметить, что обожение происходит только через благодать Святого Духа. Так Господь призвал будущего отца-пустынника на подвиги служения еще с юных лет, после смерти родителей. Он принял на себя послушание от родителей в заботе о младшей сестре и ведении хозяйства. На этом моменте давайте порассуждаем! С одной стороны, он мог этого не делать, отказаться от участия в воспитании сестры, а также не следить за хозяйством, а с другой- он все делал по любви, не только к родителям и сестре, но и к Богу. Он исполнял большой подвиг, не стал безрассудным и безразличным, не стал исполнять свою волю. Хотя каждый первый в наш век стремясь оторваться от родителей забывает о них, и это приводит к очень печальным последствиям не только того, кто делает, но и отражается на остальных близких. В наше время постепенно теряется нравственность, нет понятия ответственности за себя и других, воспитание азов жизни «можно- нельзя», «плохо-хорошо» с каждым разом блекнет. По этому поводу святые отцы говорили: «С точки зрения нашего падшего состояния цель Божественного домостроительства называется спасением, искуплением. Это негативный аспект конечной цели, рассматриваемой по отношению к нашему греху. С точки же зрения конечного призвания человеков она называется обожением. Это положительное определение той же тайны, которая должна совершаться в каждой человеческой личности в Церкви и полностью раскрыться в будущем веке, когда, соединив все во Христе, Бог станет всем во всем». А разве мог он поступить по другому? Конечно нет! Ведь воспитанный с малых лет благочестивыми родителями, которые блюли его и подавали пример Боголюбия и труда, что в последствии и определило его дальнейшую жизнь. Все, что делал прп. Антоний в своей жизни- делалось по заповедям Божьим и по любви к ближнему. По словам Антония- молитва очищала душу человека и приводила к покаянию. Молитва не оставляла уст его, без нее ни делалось ничего. Молитвой и с помощью Божьей прп. Антоний побеждал страсти, искушения, и низверг беса блуда, который пришел к нему в образе черного юноши. Ему были дарованы Богом дары Духа Святого. Главным даром был дар слова, красноречия, убежденности. Это хорошо выражается в заключительной части его биографии. Святой Афанасий пишет: «Бог дал святому Антонию слово сильное, проходящее до глубин сердечных. И он умел говорить на пользу каждому, что многие из людей знатных - военных и гражданских, люди с большим достатком, слагали с себя тяготы житейские и делались монахами…из этого свидетельства видно, что прп. Антоний не закрывал источника своего Богодарованного ведения». Дар слова, который был дарован Антонию был не единственным. По молитвам Антония никто не оставался без помощи. Подвиги монашеского жития прп Антоний исполнял с радостью и усугублял их, полагаясь на волю Божию и вверяя Ему всего себя. Ныне прп. Антоний находится в Небесных обителях рядом с Господом. Таким образом мы видим по жизнеописанию святого Антония, что весь смысл человека: совоплотиться Христу и через Него соединиться со Святой Троицей, стать по Ее образу. Что и было сделано святым Антонием на протяжении его жизни.
Вывод
1. Обожение возможно только с помощью Божьей.
2. Руководством к обожению человека является молитва или молитвенное правило по примеру Господа и святых учителей, и святителей церкви Господней.
3. Необходимо понимать, что нужен непрестанный труд и работа над собой и не оставлять это.
4. Важным моментом является постоянное исповедание грехов, избавление от страстей и пороков, и участие в Таинствах Церкви в которых мы получаем божественную благодать.
Источники:
1. Избранные творения святых отцов. Антоний Великий. С.-253.
2. Электронный ресурс.