Найти тему
Наука и фантастика

Тато - пионер аэрофутуризма

Тато: "I do not care and I go up , 1934" ("Мне всё равно, я взлетаю" 1934)
Тато: "I do not care and I go up , 1934" ("Мне всё равно, я взлетаю" 1934)

Его настоящее имя - Гульельмо Сансони (Guglielmo Sansoni, 1896-1974). С таким именем он жил и работал до 24 лет, успев закончить Военную академию в Парме, побывать на фронте Первой мировой войны и стать интересным художником-керамистом.

16 сентября 1920 года Гульельмо опубликовал в газете фейковый некролог, оповестив всех о своей кончине, и даже устроил инсценировку похорон. После этого гиньольного перформанса "Гульельмо Сансони" умер, а родился художник-футурист Тато. Именно так он стал себя называть и подписывать свои работы.

Тато. Автофотопортрет. 1930.
Тато. Автофотопортрет. 1930.

Умел ли он рисовать "как положено"? Да, умел, хотя художественных академий не заканчивал и с человеческими образами старался не экспериментировать. Но пейзажи получались неплохие. Хорошая композиция, изысканный колорит, контраст фактур воздуха, воды и горных пород.

Тато. Остров мечтаний (The island of dreams 1929).
Тато. Остров мечтаний (The island of dreams 1929).

Однако реалистическая живопись его не привлекала. Тато влекло к необычным сюжетам, соединявшим в себе восторг перед природной стихией и мощью техники.

Тато. Folgore alata ("Крылатая молния"). Без даты.
Тато. Folgore alata ("Крылатая молния"). Без даты.

Тато сплотил вокруг себя группу художников-футуристов, устраивал выставки нового искусства, демонстрируя свои картины, написанные в необычной манере - на них изображались самолеты, но без детального реализма. Его явно увлекала сама динамика полета, а не смакование технических характеристик небесных машин.

Картины Тато - не совсем отвлеченные фантазии о небе и самолетах.

Практически за каждой из них стоит конкретная история.

Кубок Шнейдера: триумф гидросамолётов

В 1911 году сын французского промышленника и авиатора Жака Шнейдера учредил международные соревнования гидросамолетов и переходящий приз, вручавшийся победителю.

Приз Шнейдера. Источник: Авторство фото: Original image Trounce: This edit by Eric Menneteau. Собственная работа, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org
Приз Шнейдера. Источник: Авторство фото: Original image Trounce: This edit by Eric Menneteau. Собственная работа, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org

Соревнования проводились в 1913-1914 и в 1920-1931 годах, причем в 1927 - в Венеции.

Постер венецианских состязаний. Из сети.
Постер венецианских состязаний. Из сети.

Это событие не могло не отразиться в творчестве Тато. У него есть несколько работ на тему гидросамолетов над Венецией.

Две работы очень сходны, помещу их в одну карусель (листайте). Первая поярче, вторая потемней. Обе выглядят как иллюстрация к научной фантастике с инопланетными летательными аппаратами.

Гидросамолеты появлялись и на более поздних акварелях Тато, очень красочных и динамичных.

Тато. Красный гидросамолет, 1930
Тато. Красный гидросамолет, 1930

Тато. Красный гидросамолет, 1931
Тато. Красный гидросамолет, 1931
Stormo, 1930
Stormo, 1930

Трагедия дирижабля "Италия"

В 1928 году была организована амбициозная итальянская арктическая экспедиция на дирижабле "Италия" под руководством Умберто Нобиле. Закончилась она катастрофой; из 16 участников выжить смогли 8 (а кроме них - собачка Нобиле по кличке Титина). Уцелевшие при крушении дирижабля итальянцы сумели продержаться на льдине до прибытия спасателей, среди которых была команда советского ледохода "Красин".

"Италия". Фото из Википедии.
"Италия". Фото из Википедии.

Тато изобразил "Италию" до катастрофы, поэтому краски - яркие, сияющие, излучающие восторг и оптимизм.

Тато. Дирижабль "Италия" на Северном полюсе. 1928
Тато. Дирижабль "Италия" на Северном полюсе. 1928

Зрелище катастрофы было, наверное, тоже величественным, хотя и кошмарными. Но наблюдать за ним в реале могли бы только белые медведи.

Изображение катастрофы "Италии" в итальянской газете. Отсюда: https://www.americanheritage.com/italia-crashes-arctic
Изображение катастрофы "Италии" в итальянской газете. Отсюда: https://www.americanheritage.com/italia-crashes-arctic

Аэрофутуризм

Про аэрофутуризм я неоднократно в этом блоге писала.

Одним из пионеров этого направления был Тато. В 1929 году совместно с группой единомышленников он опубликовал "Манифест аэроживописи" (Manifesto dell'Aeropittura).

Но времена ощутимо изменились. Муссолини пришел к власти еще в 1922 году, однако искусство еще некоторое время не испытывало идеологического диктата. К 1930-м годам взялись и за художников, и за музыкантов. Впрочем, многие из них искренне поддерживали идеи и политику дуче, который твердил о возрождении величия Италии, прославлении итальянского духа, сплоченности народа вокруг вождя.

Это определило тематику последующих работ Тато. Он даже написал портрет Муссолини (приводить тут не буду).

Он стал изображать внушительную и даже грозную технику, потом пошли военные темы, колорит стал мрачнее, живопись реалистичнее...

Самолет Caprone 100 на вираже
Самолет Caprone 100 на вираже
Мотор поёт. 1934
Мотор поёт. 1934

На некоторых картинах присутствуют узнаваемые пейзажи.

Например, центр Рима - площадь Венеции и монумент королю Виктору Эммануилу - "Витториано", постройка которого была завершена в 1935 году.

Ироничные итальянцы прозвали это монументальное сооружение "пишущей машинкой".

Фото из Википедии.
Фото из Википедии.

Эх, вот не сходила я туда в свое время, сочла напыщенной безвкусицей, а теперь когда еще попадешь в Рим... Разве что на картинках посмотреть.

Тато. Скорость и пейзаж. 1938
Тато. Скорость и пейзаж. 1938

Еще один захватывающий дух ракурс - спиральный полет над Колизеем. Очень здорово сделано: спираль в воздухе и спираль на земле, чёрное и золотое, грозная сила и изящество.

Тато. Спиральный полет над Колизеем.
Тато. Спиральный полет над Колизеем.

В следующей работе - почти абстракция, но композиционный принцип тот же.

Воздушный динамизм, 1938
Воздушный динамизм, 1938

Всё главное в искусстве Тато успел сказать до Второй мировой войны. В 1941 он издал автобиографию, в которой подводил итоги. И хотя жил еще долго, занимался более обычной живописью, особо не светился и мирно умер в Риме в возрасте 78 лет.

--

Другие статьи про аэрофутуристов в моем блоге.

А вообще любители живописи на космические темы могут посмотреть мою подборку.

Живопись - небо - космос | Наука и фантастика: секреты "Хранительницы" | Дзен