Его настоящее имя - Гульельмо Сансони (Guglielmo Sansoni, 1896-1974). С таким именем он жил и работал до 24 лет, успев закончить Военную академию в Парме, побывать на фронте Первой мировой войны и стать интересным художником-керамистом.
16 сентября 1920 года Гульельмо опубликовал в газете фейковый некролог, оповестив всех о своей кончине, и даже устроил инсценировку похорон. После этого гиньольного перформанса "Гульельмо Сансони" умер, а родился художник-футурист Тато. Именно так он стал себя называть и подписывать свои работы.
Умел ли он рисовать "как положено"? Да, умел, хотя художественных академий не заканчивал и с человеческими образами старался не экспериментировать. Но пейзажи получались неплохие. Хорошая композиция, изысканный колорит, контраст фактур воздуха, воды и горных пород.
Однако реалистическая живопись его не привлекала. Тато влекло к необычным сюжетам, соединявшим в себе восторг перед природной стихией и мощью техники.
Тато сплотил вокруг себя группу художников-футуристов, устраивал выставки нового искусства, демонстрируя свои картины, написанные в необычной манере - на них изображались самолеты, но без детального реализма. Его явно увлекала сама динамика полета, а не смакование технических характеристик небесных машин.
Картины Тато - не совсем отвлеченные фантазии о небе и самолетах.
Практически за каждой из них стоит конкретная история.
Кубок Шнейдера: триумф гидросамолётов
В 1911 году сын французского промышленника и авиатора Жака Шнейдера учредил международные соревнования гидросамолетов и переходящий приз, вручавшийся победителю.
Соревнования проводились в 1913-1914 и в 1920-1931 годах, причем в 1927 - в Венеции.
Это событие не могло не отразиться в творчестве Тато. У него есть несколько работ на тему гидросамолетов над Венецией.
Две работы очень сходны, помещу их в одну карусель (листайте). Первая поярче, вторая потемней. Обе выглядят как иллюстрация к научной фантастике с инопланетными летательными аппаратами.
Гидросамолеты появлялись и на более поздних акварелях Тато, очень красочных и динамичных.
Трагедия дирижабля "Италия"
В 1928 году была организована амбициозная итальянская арктическая экспедиция на дирижабле "Италия" под руководством Умберто Нобиле. Закончилась она катастрофой; из 16 участников выжить смогли 8 (а кроме них - собачка Нобиле по кличке Титина). Уцелевшие при крушении дирижабля итальянцы сумели продержаться на льдине до прибытия спасателей, среди которых была команда советского ледохода "Красин".
Тато изобразил "Италию" до катастрофы, поэтому краски - яркие, сияющие, излучающие восторг и оптимизм.
Зрелище катастрофы было, наверное, тоже величественным, хотя и кошмарными. Но наблюдать за ним в реале могли бы только белые медведи.
Аэрофутуризм
Про аэрофутуризм я неоднократно в этом блоге писала.
Одним из пионеров этого направления был Тато. В 1929 году совместно с группой единомышленников он опубликовал "Манифест аэроживописи" (Manifesto dell'Aeropittura).
Но времена ощутимо изменились. Муссолини пришел к власти еще в 1922 году, однако искусство еще некоторое время не испытывало идеологического диктата. К 1930-м годам взялись и за художников, и за музыкантов. Впрочем, многие из них искренне поддерживали идеи и политику дуче, который твердил о возрождении величия Италии, прославлении итальянского духа, сплоченности народа вокруг вождя.
Это определило тематику последующих работ Тато. Он даже написал портрет Муссолини (приводить тут не буду).
Он стал изображать внушительную и даже грозную технику, потом пошли военные темы, колорит стал мрачнее, живопись реалистичнее...
На некоторых картинах присутствуют узнаваемые пейзажи.
Например, центр Рима - площадь Венеции и монумент королю Виктору Эммануилу - "Витториано", постройка которого была завершена в 1935 году.
Ироничные итальянцы прозвали это монументальное сооружение "пишущей машинкой".
Эх, вот не сходила я туда в свое время, сочла напыщенной безвкусицей, а теперь когда еще попадешь в Рим... Разве что на картинках посмотреть.
Еще один захватывающий дух ракурс - спиральный полет над Колизеем. Очень здорово сделано: спираль в воздухе и спираль на земле, чёрное и золотое, грозная сила и изящество.
В следующей работе - почти абстракция, но композиционный принцип тот же.
Всё главное в искусстве Тато успел сказать до Второй мировой войны. В 1941 он издал автобиографию, в которой подводил итоги. И хотя жил еще долго, занимался более обычной живописью, особо не светился и мирно умер в Риме в возрасте 78 лет.
--
Другие статьи про аэрофутуристов в моем блоге.
А вообще любители живописи на космические темы могут посмотреть мою подборку.