На самом деле, это не просто статья. Помимо того, что она (надеюсь) интересная и полезная, это статья-приманка перед публикацией моего нового рассказа! Дочитывайте до конца, если хотите узнать механизм её действия)
Введение (можно пропустить)
Давным-давно люди думали, что вся литература заключена только в сюжете - последовательном повествовании от завязки к развязке, через кульминацию и прочие стадии. А когда сюжеты исчерпаются, писать будет больше нечего - такой вот не очень воодушевляющий взгляд на будущее искусства.
Но затем оказалось, что помимо повествования существуют ещё описание и рассуждение - и на их основе можно создать не менее интересные вещи, даже отодвинув в сторону сюжет! Из рассуждения пустили ростки басня, антиутопия, научная фантастика и другие жанры; из описания... ну, описания полюбились нам чуть меньше. Возможно, их нам только предстоит раскрыть.
А потом люди и вовсе обнаружили, что искусство может быть интерактивным. В детективе читатель уже не просто следит за развитием сюжета - он сам сопоставляет факты и соревнуется с персонажем-следователем. На сегодняшний день любовь к интерактиву во всех видах искусства достигла своего апогея. А ведь литературный интерактив изобрели очень-очень давно - и в этой короткой статье я расскажу о самом что ни на есть настоящем его воплощении!
Переходим к сути!
Аллюзия - это отсылка к реальным или вымышленным личностям, событиям или другим произведениям, спрятанная автором с целью вовлечь читателя (или зрителя) в интеллектуальную игру. Простыми словами, это намёк, который нужно разгадать. Сам термин "аллюзия" пришёл к нам из латинского языка, и в основе его лежит глагол "ludere" - "играть".
Иногда аллюзия является только шуткой, которую писатель намеренно делает понятной только для части аудитории. Пример из кино: в мультике "Добрыня Никитич и Змей Горыныч" можно услышать фразу "А теперь горбатый. Я сказал, горбатый!" Зрители 0+, естественно, не увидят здесь отсылки к фильму "Место встречи изменить нельзя".
Однако иногда разгадка аллюзии может дать читателю добавочную информацию и намекнуть на дальнейшее развитие сюжета. Допустим, если у нашего персонажа есть кот по кличке Кашалот, а друга персонажа зовут Козьев, то мы наверняка задумали этого героя как воплощение дьявола - ведь эти имена скрывают в себе аллюзию к свите Воланда из "Мастера и Маргариты".
В этих двух примерах аллюзия была к произведению. Отсылка к реальной личности или реальному событию не так распространена, но тоже используется. Пример:
"Немецкие футболисты рассчитывали на блицкриг и в результате неожиданного манёвра оказались на нашей половине поля. Они усиленно прессовали сборную России, и вскоре отступать было некуда: позади ворота! Будем надеяться, наши панфиловцы удержат оборону до конца тайма".
Обычно писатель рассчитывает, что хотя бы каждый третий человек разгадает его намёк. Поэтому чаще всего аллюзии делаются к вещам популярным. Наиболее распространены отсылки к библии и мифологическим сюжетам: так, если герой завершает какое-то дело за семь дней, то это - аллюзия к сотворению мира; если же он дарит двенадцать подарков для искупления своей вины - аллюзия к подвигам Геракла.
Наиболее распространённые способы создания аллюзии:
1) цитаты ("А судьи кто?" - дрожа, спросил обвиняемый)
2) имена (Саша совсем не умел писать стихи и был уверен, что на конкурс его отправили только из-за отчества Сергеевич)
3) числа (Аня завела трёх морских свинок и ради шутки сделали им вольеры из соломы, дерева и кирпича)
Некоторые произведения целиком строятся на аллюзии, повторяя даже композицию оригинала. Томас Манн написал "Доктора Фаустуса", уже в названии дав недвусмысленный намёк на драму Гёте "Фауст. Трагедия".
Как и разгадать аллюзию, придумать её не так-то просто. Ведь очень желательно, чтобы она звучала к месту, не противоречила настроению произведения, а также чтобы два объекта, между которыми вы выстраиваете связь, имели как можно больше точек соприкосновения. Умело введённая аллюзия превращает немудрёный (казалось бы!) фрагмент текста в увлекательную загадку для читателя, а значит, втягивает его в дальнейшее чтение.
Меня очень заинтересовала возможность использования этой стилистической фигуры. И теперь, когда мы с вами обладаем общими знаниями об аллюзии, поделюсь новостью: с целью практики я пишу рассказ, в который стараюсь включить как можно больше отсылок. Какие-то из них очевидны, другие понятны только фанатам определённых культурных феноменов (фильмов, песен и так далее). Бросаю вызов! Сколько примеров аллюзии вы сможете найти?
Рассказ будет опубликован до конца недели. Надеюсь, эта статья была вам полезна - увидимся очень скоро!
Автор: Даша Лысенко