Найти в Дзене
Алёна Левачева

Почему я больше не хочу работать репетитором?

Оглавление

Откровение о выгорании одного уставшего педагога.

Смотрю перед сном лекции советского и российский психолога, профессора кафедры общей психологии факультета психологии МГУ Валерия Петухова. Сегодня его уже, к сожалению, нет в живых. Это заслуженный преподаватель МГУ, лауреат премии им. М. В. Ломоносова за педагогическую деятельность. Но речь не о его научных исканиях и достижениях. Обращаю внимание на его манеру преподавания, его речь, его осанку. И на внешний вид. Всегда костюм, рубашка, галстук. На лекцию, как на праздник! В аудитории тишина и скрип ручек. Всё внимание на лектора, студенты ловят каждое слово.

Валерий Викторович Петухов (15 сентября 1950 — 6 сентября 2003) — советский и российский психолог, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ
Валерий Викторович Петухов (15 сентября 1950 — 6 сентября 2003) — советский и российский психолог, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ

Да уж, частные уроки русского языка далеки от лекций МГУ.

В основном это вялые опечаленные приближающимися экзаменами школьники, которые ещё (в большинстве своём) не уловили всю серьёзность этого этапа. На них давят учителя, родители, давит обстановка. Часто бывает, что дальше слова «экзамен» они и не задумываются. Вся их энергия направлена на то, чтобы просто пережить день экзамена. Что дальше? Неизвестно и не очень важно.

Я привыкла к вопросам, которые, конечно, задавали все мы раньше. Но вот одно отличие:

«Зачем нужны эти спряжения?», «Где пригодятся косинусы?» - мне было стыдно спросить у моего учителя. Человек работает, старается для нас. Да, наверное, это не пригодится, но было понимание, что от программы не уйти, так зачем тогда зря нервировать учителя?

И обсуждения с насмешками звучали исключительно между сверстниками, в очень крайних случаях вопросы переадресовывались родителям. А те, в свою очередь, кроме разъяснений ещё и всыпать могли) Дисциплина была, да, о, это потерянное слово.

Мне же на уроках приходится не только учить детей, но ещё и объяснять, зачем я их учу. Лет 50 назад учителя попадали бы от смеха, услышав такое. Сегодня это суровая реальность. Уровень сопротивления просто зашкаливает. Я не понимаю, откуда же у детей столько отторжения к учёбе? Есть среди учеников далеко не ленивые, умные ребята. Но все они просто ни на миг не заинтересованы в ОБУЧЕНИИ. Для них это лишь обязательный процесс, чтобы отстреляться и сдать экзамен.

Мой дедушка всегда говорит: «Мне с детьми тяжело, проще учить студентов. Они постарше, уже кое-чего соображают». И вот сейчас я поняла, что он имеет в виду. Они в обучении заинтересованы. Его задача просто вложить в них знания.

А я продолжаю бороться за внимание к себе, придумывать ассоциативные ряды, чтобы с горем пополам ученик смог отличить причастие от деепричастия. И сначала, не скрою, мне было это интересно. Смотреть, как срабатывают мои методики, как придуманные фишки действительно помогают выучить правила и грамотно писать. Как дети с восторгом осознают, что поняли тему! Но с течением времени я поняла, мне надоел этот цирк с русским языком и война за внимание. Я неплохо знаю свой предмет, я готова делиться знаниями, я очень хочу преподавать. Но не бороться за эту возможность.

Вот, кстати, и о борьбе.

Каким бы профессионалом ни был педагог, каким бы опытом ни обладал, если он не умеет продавать, всё рушится. Сейчас специалист любой области, работающий на себя, должен уметь создать и продвинуть свой личный бренд, продать услуги. За моими плечами более 8 лет карьеры пиарщика. Я понимаю и знаю законы пиара и продвижения. Но я не хочу этим заниматься. Я ушла из пиара, чтобы преподавать. Понимаете, чтобы учить ваших детей родному русскому языку. А не снимать дурацкие видео с наложением аудиодорожки, открывая рот как рыба. Я получаю образование педагога и филолога, не за горами аспирантура. И я совершенно не хочу отнимать часы научной работы для монтажа минутных видосиков, чтобы попасть в тренды.

Сейчас многие скажут: хочешь жить, умей вертеться. И будут совершенно правы. Но я хочу вертеться в системе образования. А не в вашей ленте, изображая супер блогера.

Каждый должен заниматься своим делом. Блогеры – вести блоги, продавцы – продавать, преподаватели – преподавать.

Ну и ещё важная причина: оплата занятий.

И вообще всё, что касается ценообразования. Когда меня просят назвать цену, мне всегда неловко. Вот кто дал мне право решать, за сколько рублей ребёнок получит знания? Как вообще мы докатились до такой жизни? Где это хвалёное бесплатное образование?

Да, это мой заработок. И я тысячу раз говорила сама себе отбросить все эти глупые мысли. Кому нужно, тот найдёт деньги. Говорю, думаю, но беру детей из многодетных / неполных семей за копейки готовить к экзаменам. Самая отвратительная моя черта – доброта. Никто никогда мне за эту доброту не продаст кусок мяса и путёвку на море, не оплатит услуги жкх. Но мне жаль, мне так жаль детей, которые иногда просто педагогически запущены, а в них огромный потенциал. И когда мы добиваемся результатов, это невероятное чувство. Это самая настоящая удовлетворённость своей работой.

У меня есть два ярких примера по поводу оплаты.

Одна мама сама назначила сумму за урок выше, чем я предложила.

Она так и сказала: я знаю, как сложно с моей дочерью, вы делаете тяжёлую работу, и платить я вам буду больше, и точка.

Это уникальный и и приятный случай. А вот другая мама сообщила, что от учёбы они откажутся при повышении цены. При этом, помимо самих занятий, я каждый раз, после каждого урока даю родителям подробную обратную связь. Я прошла повышение квалификации в государственном вузе по специальностям «Психология», «Психология развития и возрастная психология» и не ленюсь поговорить с мамами об успехах и достижениях детей. И, если нужно, и на менее приятные темы.

По факту мои ученики получают суперсовременного креативного преподавателя по русскому языку, родители – психолога-консультанта, а я получаю копейки, эмоциональное выгорание и разочарование в профессии своей мечты.

Будем считать, что это просто накопившаяся усталость к концу года. Но документы на трудоустройство в вуз я, пожалуй, направлю. Возможно, репетиторство - было лишь ступенью на пути к важной цели. А возможно и нет. Готовы к повышению цен?

-2