Для записи интервью с подростком, имеющим синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) составим ряд опорных вопросов на основе материала, который был раскрыт основных главах проекта.
1. - Людям с СДВГ важно проживать эмоции правильно, творчество помогает это сделать наилучшим способом. Каковы ваши любимые способы выражения себя через творчество?
2. -Какое влияние СДВГ на ваш творческий процесс: помогает ли он вам мыслить нестандартно или создает трудности?
3. - Как вам удается сохранять мотивацию и сосредоточенность на творческих проектах, особенно когда вы сталкиваетесь с отвлекающими факторами или трудностями?
4. - Как вы совмещаете творческие занятия с другими обязанностями, такими как учеба или рутинные обязанности?
5. - Есть ли у вас какие-то конкретные техники или средства, которые вы предпочитаете для борьбы со своим синдромом?
6. - Что бы вы посоветовали другим подросткам с СДВГ, которые заинтересованы в развитии своих творческих способностей?
Раскрытие этих ключевых моментов смогут помочь нам разработать памятку, которая поможет подросткам справляться с СДВГ.
Имея опорный материал и собственные знания о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) можем перейти к интервью.
Интервью.
- Привет. Прошу представиться.
- Привет, меня зовут ***
- Очень приятно,*** . Как нам известно, у тебя СДВГ. Так еще ты занимаешься творчеством. Давай начнем с самого начала: как ты узнал об этом синдроме? Какие эмоции у тебя вызвала эта новость?
- Меня диагностировали с синдромом в 7 лет, но значению диагнозу не придал. Уже в более взрослом возрасте я вспомнил о его существовании, так как синдрому стали давать огласку в социальных сетях, начал замечать сходства между описанным там поведением и своим. Нашел объяснение своему поведению.
- Людям с СДВГ важно проживать эмоции правильно, творчество помогает это сделать наилучшим способом. Каковы твои любимые способы выражения себя через творчество?
-Мой любимый способ выражения себе через творчество - создание или прослушивание музыки. Создавая свою музыку, я передаю все то, что лежит у меня на душе на данный момент, и делюсь этими эмоциями в форме мелодий и ритмов со своей аудиторией. Я занимаюсь вокалом, учусь игре на фортепиано, а также, создаю собственные инструменталы и песни. Через фортепиано и вокал, я дисциплинирую себя, и в добавку могу снизить свою ментальную загрузку физическими действиями (движение пальцев и работа дыхательной системы). Через инструменталы и песни, я могу выразить свои эмоции, чувства и идеи на момент создания, могу передать их либо словами, либо нотами и ритмами, практически всегда и одним, и другим. Музыка - мой способ выразиться, быть собой, быть свободным. Мои песни - это мои крики, мои слезы, мои улыбки. Слушая музыку других, я могу поймать те чувства, которые проживал автор, и возможно найти ответы на те проблемы, решение которых, я искал.
- Какое влияние СДВГ на ваш творческий процесс: помогает ли он вам мыслить нестандартно или создает трудности?
- Оба утверждения верны, только проявляются они по разному, и в разное время. Иногда, мое хаотичное и необычное мышление, у которого есть какая-то невидимая черта порядка действий, случайным образом натыкается на звуки, слыша в них то, что другие могут не услышать. Иногда, моя хаотичность приводит к тому, что я не могу собрать связные звуки и ритмы, и из-за импульсивности, свойственной людям с СДВГ, расстраиваюсь и закрываю программу. Через некоторое время, я пробую сделать новую композицию
- Как вам удается сохранять мотивацию и сосредоточенность на творческих проектах, особенно когда вы сталкиваетесь с отвлекающими факторами или трудностями?
- На самом деле, у меня есть трудности с мотивацией, как и у многих с СВДГ. Самый трудный этап в создании/обучении чему-либо - начало, ведь именно на этом этапе мне сложнее всего, так как бывает непросто, встать и начать что-то делать. Концентрация и мотивация приходят ближе к середине проекта, когда уже вырисовываются черты финального продукта. Также, если человек с синдромом чем-то сильно заинтересован, то он войдет в режим гипер-фокуса, где его продуктивность будет гораздо выше чем у нейротипичного человека.
- Как вы совмещаете творческие занятия с другими обязанностями, такими как учеба или рутинные обязанности?
- Я распределяю время на творчество и учебу, анализируя следующий день. Например, если во вторник мне задали много домашней работы, по предметам, которые я сдаю как дополнительные по выбору, то в моем приоритете будет выполнение данного задания. Если же количество домашнего задания небольшое, и предметы малозначительные, то я отдам свои силы в создание музыки.
- Есть ли у вас какие-то конкретные техники или средства, которые вы предпочитаете для борьбы со своим синдромом?
- Для меня подошла техника, которая распределяет время во время работы данным образом: 25 минут работы, 5 минут отдыха. Отдых должен состоять не из скроллинга в социальных сетях, а в какой-то активности, где мозг может расслабится, чтобы заново войти в работу перезагруженным. Отдых должен быть правильным. Я расслабляюсь игрой на фортепиано, просмотром интервью с великими музыкантами после тяжелого рабочего процесса,. По дороге смотрю на учебу смотрю видео-материалы для подготовки к экзаменам, это помогает настроиться на дальнейшую работу. Так же бег вошел в мою жизнь. После него хочется работать, так как снято все напряжение с тела и рассудка.
- Что бы вы посоветовали другим подросткам с СДВГ, которые заинтересованы в развитии своих творческих способностей?
- Как говорил великий русский музыкант Игорь Бутман: «Вдохновение редко приходит до создания произведения, в большинстве случаев, я вдохновляюсь именно в процессе, когда подбираю мелодии и ритмы».
Мой главный совет всем творческим личностям с СДВГ - не пытайтесь найти вдохновение/мотивацию заранее, начните что-то делать, и оно придет само. А отдых – подготовка к работе! Не забывайте про это.
Для сохранения анонимности некоторые имена были убраны.*