Скачать эту статью в формате docx или pdf с Яндекс.Диск
Читая первые строки пятой главы книги Исход, можно представить себе монументальные статуи, которые воздвигали себе фараоны. Это их образы, через которые они показывали себя простым смертным во всем величии и мощи. Можно вспомнить о тех гимнах, в которых они прославлялись — как образы высшего небесного бога. Например, победный псалом Тутмосу III (говорит Солнечный бог Амон-Ра):
Я пришел, чтобы дать тебе для попрания властителей Палестины; я распростру их под твоими стопами по всей земле их. Я покажу им твое величие как Господа лучей; ты будешь светить перед ними как мой образ.
Из гимна Рамзесу II (придворные восхваляют фараона):
Фараон — не только наделенный божественными силами человек, но Сын Амона-Ра, слава и образ самого высшего небесного бога. От него исходит спасение и жизнь. Силами своего благословения он питает своих подданных. Ему принадлежат страны, народы и все существа, и все они должны служить ему одному.
Как может осмелиться человек явиться перед фараоном со словами: «Так говорит Яхве, Бог Израиля: Отпусти народ Мой» (Исх 5:1)? Что может сказать ему, Великому Царю, какая-либо другая власть? Фараон и реагирует соответственно: «Кто такой Яхве, чтобы я послушался голоса Его и отпустил Израиля? Я не знаю Яхве и Израиля не отпущу» (Исх 5:2).
Фараон не желает «знать» Яхве, то есть он не желает Его признавать и Его слушаться, ибо сознает самого себя как воплощение высшего Бога, которому должны служить все народы. Здесь начинается драматическое состязание, которое пронизывает все истории о египетских казнях и в котором речь идет об одном вопросе: кто сильнее. Кто на самом деле Бог, которому должны служить народы? Земной человекобог — царь, реагирующий притеснениями, чтобы держать в своей власти людей, или Яхве, видящий скорби своего народа и нисходящий, чтобы спасти его из-под господства египтян?
Семь раз Моисей приходит к фараону и по приказу Яхве каждый раз говорит ему: «Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне! (см.: Исх 7:16,26; 8:16; 9:1,13; 10:3)[1]. И каждый раз о фараоне также стереотипично говорится: «Но сердце фараоново ожесточилось» (см.: Исх 8:11a,28; 9:76,34 и 7:23). Точнее — «он сделал свое сердце тяжелым», как камень, он «продолжал грешить» (Исх 9:34) и не отпускал сынов Израиля. Только когда удары Яхве приблизились к нему самому, его позиция становилась все более колеблющейся. На шестой казни он уже готов отпустить мужчин, но оставить женщин и детей. На седьмой казни он желает отпустить весь народ, но без овец и коров. Только в ночь Пасхи фараон — уже затронутый смертью своего первородного сына — отпускает израильтян, даже прогоняет их. Так исполнилось то, что Господь обещал Моисею уже в начале, что фараон будет вынужден наконец выгнать народ из земли своей: «по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей» (Исх 6:1).
Египтяне должны узнать Яхве: «тогда узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израиля из среды их» (Исх 7:5). Поэтому к рассказу о каждой казни прибавляется: «…но сердце фараона было ожесточено» (см.: Исх 7:13,22; Исх 8:15; Исх 9:35), или точнее: «Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею» (Исх 9:12; см.: Исх 7:3; Исх 10:27; Исх 11:10). Яхве — суверенный Господь, управляющий всеми событиями таинственным образом. Все, что случается, — охвачено Его промыслом (планом) и предречено Моисею и Аарону. Равно как и сердце фараона — в Его воле.
Чудесные знамения происходят перед фараоном и его мудрецами и чародеями, которые сначала еще могут делать то же, что Бог совершает через Аарона с его жезлом. Но уже после пятой казни чародеи побеждены и вынуждены признать: «это перст Божий» (Исх 8:19). Начиная с четвертой казни, когда все люди и скот были поражены язвами, они более не смогли выступить перед Моисеем, ибо сами были покрыты язвами (Исх 9:11). Победа Яхве над фараоном есть также победа над египетскими волхвамии (магами) их тайными искусствами. За Моисеем стоит Бог, имеющий власть не только над фараоном и всей страной, но и над волхвами и чародеями и всеми богами египтян (ср.: Исх 12:12).
В сегодняшней канонической версии текста перед нами последовательность из девяти казней, которые не изменяют сердце фараона. Это происходит только при последнем ударе, который постигает египтян в ночь Пасхи (Исх 11-12).
- Источник: Ивлиев Ианнуарий. Введение в библейское богословие. Ветхий Завет / (Серия «Современная библеистика») — Москва : Издательство ББИ, 2024. — C.21-C.23 [XIV + 199 c.]
[1] 1) Исх 7:14-18; 7:20б-21a; 9:13-21; 7:23-25; 2) 8:4-11a; 3) 8:16-28; 4) 9:1-7; 9:13-21; 5)9:23б -34; 6) 10:1-11; 10:13б-19; 7) 10:23-26; 10:28-29.
Скачать эту статью в формате docx или pdf с Яндекс.Диск
Читать также статьи:
Часть IV - О Подготовке и отношению к Евхаристии в Церкви (Игумен Петр (Мещеринов))
руководитель Школы молодежного служения при Патриаршем Центре духовного развития детей и молодежи.
Сегодня мы будем обсуждать тему, которая очень важна. Вызвана она не какими-то умозрительными теоретическими соображениями, а самой что ни на есть практикой. Я озвучу несколько ситуаций, безусловно, знакомых каждому из вас.
1). Человек хочет причащаться часто, скажем, раз в неделю. Очень скоро он обнаруживает, что препятствием к этому становится общее на сегодня для всех правило: три дня поста, чтение канонов и проч. Разумеется, все эти вопросы должны решаться с духовником; но дело всё в том, что многие духовники, боясь "погрешить против Церкви", боясь "своеволия", не решаются послабить подготовку часто причащающимся мирянам, по той причине, что на этот счёт нет общецерковного авторитетного мнения, а укоренившаяся традиция есть. Также многие священники считают, что от частого причащения "теряется благоговение". Но, исходя из этой логики, и молиться тогда нужно как можно реже, и храм посещать редко... — читать дальше здесь.
Отец Симеон Нестеренко (Александр Богатырев)
[…]
Отец Симеон был воспитанником Глинской пустыни (обители). Он пришел в нее совсем молодым и до самой кончины бережно хранил усвоенные на всю жизнь уроки. Он окормлялся опытными старцами, такими как прославленные в лике святых схиархимандрит Андроник, Зиновий, Серафим (Романцов), и обрел главную христианскую добродетель — любовь. Любовь к Богу и ближним. Именно этим объясняется ответная, поистине всенародная любовь, которой отец Симеон был окружен в последние десятилетия своей жизни. К нему приезжали за духовным советом люди из ближних и дальних весей России. Приезжали православные и из других стран. Как сказал один из духовных чад батюшки, «в его маленькой келье перебывало больше народу, чем во Дворце съездов».
Отец Симеон прожил 90 лет и в последние годы, когда из-за тяжелейшей болезни и нескольких перенесенных инсультов он не мог, как прежде, беседовать с посетителями, люди приезжали к нему, чтобы просто побыть рядом, рассказать ему, немощному, о своих немощах и бедах и уйти умиротворенными и успокоенными. До последнего вздоха он молился о своих духовных детях и гибнущем в грехах и пороках мире. Сестры его общины, проведшие подле него полвека, знали о его постоянном подвиге, о непрерывающейся ни на миг молитве. Тем, кто мало знал батюшку, трудно было поверить в то, что прикованный к постели старец… — читать далее статью.