На мой взгляд, эпитет «звучащая музыка» удивительно подходит к пейзажным и интерьерным работам карельского художника Александра Павловича Харитонова (1940-1993).
Даже в фотопортрете за мольбертом, сделанном его другом М. Федоровым, он выглядит, одновременно, и как вдохновленный и проницательный дирижер с одной палочкой-кистью, и как музыкант-скрипач со смычком-кистью…
Особенно этот музыкальный компонент выражен в его пейзажных работах. А полиптих «Сирень» вообще можно рассматривать, как иллюстрацию к одноименному романсу С. Рахманинова.
Эффект полифоничности и разноплановости его работ усиливается и тем, что художник склонен выстраивать развернутые сюжеты и буквально, как говорят шахматисты, «играть сразу на нескольких досках», создавая диптихи, триптихи и полиптихи (см. выше «Сирень»), а также за счет изображения окон, в которых картина разбивается на части не только пространством до окна и за окном, но и решеткой рамы.
Хотя в творчестве художника доминирует реальность (разве, что у него есть несколько работ абстрактного типа), он тоже не смог, как многие другие художники не отдать дань своего уважения «великому и ужасному» Сальвадору Дали:
Также он не смог пройти и мимо бессмертного романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Здесь три иллюстрации:
К автопортретной линии у художника особое отношение. Поскольку интервью с художником, я как ни старался, не нашел, пришлось внимательно вглядываться в картины и, помимо непосредственных автопортретов, находить у художника и то, что он этим хотел сказать своими работами… В этом плане очень показательны две работы «Дом» и «Цокольный этаж». В первой из них мы замечаем художника, входящего в комнату с женщиной (то ли модель, то ли …) – в левом верхнем углу. А вторая – «Цокольный этаж», фигурировавшая сегодня в утреннем посте (правда, в другой цветовой гамме). И здесь не обошлось без головы очень, очень грустного художника (в центре работы). Можно сказать, что это напоминает рязановскую традицию почти в каждом своем фильме играть маленькую и чаще всего грустную роль. А главный принцип художника такой: «изображать всё обыкновенное, то, что все мы видим каждый день, и делать его необыкновенным».
И кратко о художнике. Родился в 1940г. Юность провёл в Сортавале (Карелия). В 1972 г. закончил Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной (Ленинград). С этого времени жил и работал в Петрозаводске. В 1976 году был принят в члены Союза художников СССР. Был заядлым рыбаком и погиб на рыбалке в 1993 г.
На этом пока всё. Искренне Ваш, Михаил Лукин. Крайне признателен тем, кто оставляет комментарии, ставит оценки (лайки), и, тем более, подписывается на канал. Рекомендую Вам также (если вам 18 лет и более) заглянуть в дочерний канал с возрастным ограничением Onega-ART(18+) и в родственный канал по живописи Галерея АRTist.
#культура #искусство #акварель