Тема навеяна консультацией "борцунам за справедливость", которые попытались порешать разногласия путём подачи заявления в дежурную часть. Да не просто какого-нибудь, а об угрозе убийством. А когда вопрос порешался (полюбовно, надо сказать, с взаимной выгодой и удовольствием сторон), оказалось, что забрать заявление не получится - товарищи в форме уже начали работать и возбудили уголовное дело. Вот те раз, как говорится. И что делать теперь?
Преступление понарошку
Жили-были два состоятельных и влиятельных отца семейства: Петров и Сидоров. У них были дачи, находящиеся рядом, "забор в забор". Здоровались и наведывались друг к другу на участки, рассаду обсудить да шашлыком угоститься.
Однажды повздорили: собака Петрова напугала дочь Сидорова. Высказаны претензии, повышены тона, оба поугрожали друг другу, померялись связями и возможностями, а потом Петров взялся за лопату и заявил: "сунетесь кто-нибудь из вас к нам - убью".
Сидоров весьма впечатлился. Ему показалось, что Петров мог бы и ударить этой лопатой его, Сидорова, Сидорову жену или даже дочь (действительно, а зачем ещё на даче брать в руки лопату, если не прибить соседей). А потому, собрав семейство в машину, понёсся в город - писать заявление в полицию. В заявлении всё красочно изложил на нескольких листах, не забыв упомянуть, что рядом стояли жена и дочь и тоже (теоретически) подвергались опасности.
Заявление приняли, Сидоров с чувством выполненного долга и жажды возмездия поехал обратно на дачу, чувствуя, что родная полиция прямо сейчас защищает его, Сидорова, жизнь. Петров тем временем остыл, а увидев бодрого и решительного оппонента как-то приуныл. Жена Сидорова злорадно ухмыльнулась: чуешь, Петров, что скоро по твою личность криминальную товарищи полицейские придут? Заявленьице-то вон, уже на столе у дежурного, а вот и талончик с номером из КУСП...
Махатель лопатой Петров сразу стал очень миролюбивым, пообещал собаку больше на дачу вообще не вывозить, простите-извините, погорячился. Может, по баночке холодненького, сосед? Слово за слово - помирились, кто старое помянет - тому глаз вон, зачем ругаться, повздорили - бывает... И между делом так: ну что, мир? Заявление заберёшь?
Конечно, заберу, сказал Сидоров. Сразу после выходных.
И наказание
В понедельник утром выяснилось, что заявление забрать нельзя - не предусмотрен такой порядок. Подождите дознавателя, сказали заявителю в дежурке. Только он на выезде, придётся ждать пару часов. Или тройку часов, как повезёт.
Через полдня ожиданий дознаватель "обрадовал" Сидорова, что уголовное дело по ст. 119 УК РФ возбудили по его заявлению. И прекратить просто так его не получится. УПК не предусматривает такого процессуального действия, как "забрать заявление".
Дальше последовал краткий ликбез по уголовно-процессуальному праву. О том, что есть три вида уголовного преследования, и дело по ст. 119 УПК РФ относится к делам публичного обвинения. То бишь возбуждается по заявлению или без оного просто по факту, а вот прекратить такое дело просто так не получится. Не прекращаются дела публичного обвинения автоматически потому, что стороны помирились.
Вот, например, если бы Петров вас побил до лёгкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 115 УК РФ) или Петров бы был судим или административно наказан и причинил бы побои (ч. 1 ст. 116.1 УК РФ), ну или на худой конец просто ограничился клеветой (ст. 128.1 УК РФ), тогда да - можно просто заявить, что вы помирились и в государственной защите ваши интересы не нуждаются, дело обязаны прекратить. А тут...
А что же теперь делать, сказал Сидоров. Я же не хотел реально его сажать или наказывать. Так, попугать хотел и приструнить, сказал Сидоров. А как теперь быть-то, как спасти Петрова от неминуемых допросов, очных ставок и всего этого уголовно-правового безобразия?
Как прекратить дело публичного обвинения за примирением
Итак, в нашем случае потерпевший и подозреваемый быстренько помирились и претензий друг к другу не имеют. Ст. 25 УПК РФ и ст. 76 УК РФ в этом случае позволяют следователю и дознавателю принять решение о прекращении дела и преследования за примирением сторон, если выполнены условия:
- потерпевший подал заявление о прекращении уголовного дела, где указал, что с подозреваемым/обвиняемым/подсудимым примирился;
- преступление - небольшой или средней тяжести;
- лицо, в отношении которого возбуждено дело, впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести;
- лицо действительно примирилось с потерпевшим, загладило причинённый вред.
Важно: дознаватель МОЖЕТ, НО НЕ ОБЯЗАН прекратить дело, если потерпевший подаст заявление и подтвердит, что сосед перед ним извинился и загладил причинённый вред. Всё зависит от обстоятельств дела и от того, как дознаватель оценит ситуацию. Перестал ли человек быть опасным для общества, насколько искренне он извинился и загладил... В общем, итог остаётся на усмотрение дознавателя и следователя.
Плюс ситуации в том, что органам следствия и дознания самим выгодно прекращать такие дела, ибо возиться с ними лишний раз никому неохота, да и смысла препятствовать примирению нет. Помирились - молодцы, дело прекращено. Казалось бы, можно и забыть о неприятном инциденте. Но есть нюанс.
Примирение сторон - нереабилитирующее основание для прекращения УД. То есть, даже если судимости не было (дело не дошло до суда и приговора), запись в полицейской базе данных всё равно останется. Запись о том, что человек хоть и не наказан за преступление и до суда не довели, но вот был факт привлечения к ответственности по вот такой статье УК, и всё закончилось по ст. 25 УПК РФ. Такая запись может стать препятствием для приёма на работу на некоторые должности, для некоторых иных видов деятельности. Бесследно такие "игры" с заявлением в полицию не проходят. Поэтому, манипулируя угрозами подать заявление в полицию, помните, что просто так "забрать заявление" получается редко. Почти никогда.
А у вас были в жизни похожие случаи?