Найти тему

Как увлечь литературой?

Здравствуйте. Я филолог и преподаватель. Возможно, всё написанное покажется кому-то слишком простым для статьи и будет выглядеть как откровение в тайном обществе, и тем не менее я уверена, что уже в середине текста вы поймёте почему я выбрала данный стиль. Так сложилось, что когда-то я временно пришла работать в автодорожный колледж и осталась здесь надолго. Мои студенты преимущественно мальчики, которые ушли в колледж, потому что не хотят сдавать экзамены, увлечены автомобилями или видят себя только в технической специальности. И вот представьте, приехавшие со всего Урала мальчишки мечтали о свободной студенческой жизни и копании в движках, карбюраторах и прочих деталях автомобиля. Но всё идёт не так как думали, им зачем-то ставят базовые предметы, типа русского, истории и даже литературы.

Их негодованию нет предела, а заставлять читать их нет смысла. Действительно, зачем им литература, они же будут автомеханиками?!

-2

Итак, выслушав на первой паре все возмущения студентов, с улыбкой и пониманием я рассказала о своих требованиях, о том, что их ждёт, попросила представиться. (Об умении представить себя будет отдельная история). Оказалось, что почти все считают литературу скучным, не нужным предметом.

Передо мной встала задача не просто рассказать о произведениях и авторах за год, но и помочь студентам полюбить и понять художественную литературу.

Первое время подготовка к занятиям занимала много времени, я продумывала маршрут, акценты, моменты, которые заставят студентов готовиться, читать, рассуждать. Вела тетрадь моей успеваемости в вовлечении в предмет, слушала разговоры «между собой». И вот уже через пару месяцев, когда начали подтягиваться новые студенты, услышала: «Заходите, здесь интересно. Не как в школе!» У каждого был неудачный опыт, но с помощью некоторых приемов они вновь приходили на занятие, читали, обсуждали и искренне удивлялись, когда кто-то говорил, что не готов к занятию.

-3

Разрешите рассказать о некоторых приёмах, которые мне показались эффективными.

Первое и важное – соблюдать традиции. Например, приветствие. Со звонком я и студенты встаём, приветствуем друг друга. Это помогает заглянуть в глаза, перейти из разговоров на перемене к занятию. Пожалуй, этот ритуал был с самого начала и до конца, потому что литература – открытый предмет. Где нет правильных или неправильных ответов, есть возможность спорить, обсуждать и не всегда чётко удаётся следовать запланированному таймингу.

И вот второе, что мы стараемся соблюдать – роли. В начале занятия студенты по желанию берут для себя роли: хранитель времени, адвокат и почемучка

Активное вовлечение позволяет чувствовать значимость, ответственность, соответствовать выбранной роли в коллективе. Итак, хранитель времени записывает в своем конспекте во сколько начали письменную работу, когда следует размяться на пятиминутке (так перестали все поглядывать на часы). Адвокат – студент, который «защитит» однокурсников, обосновав их интересы, не превращая занятие в «балаган». И почемучка –студент, который может заранее подготовить вопросы по теме

Чем выше активность и самореализация, тем проще вести занятие.

И если в обсуждении кто-то скромничает, стесняется, то со временем им помогает раскрыться «Тетрадь Ксении Николаевны». В аудитории лежит тетрадь, где каждый может написать свой отзыв о конкретном занятии, о ней знают все и отзывы мы стараемся обсуждать. Каждый знает, что его мнение значимо. Ребята видят реакцию на письменный отзыв, начинают раскрываться в устной речи. Все понимают, что для того, чтобы рассуждать необходимо знать материал. Ну и письменные работы у всех разные. На 20 студентов 50 вариантов. И когда они поймут и обсудят, что вопросы были похожи работа будет сдана.

В 10-11 классах курс школьной программы насыщен и требует анализа, самоидентификации. Дети уже способны понять характеры, поступки героев, способны обосновать их. Поэтому даже если прочитать «из-под палки», то ничего хорошего не выйдет. Не сможет ученик оценить мастерство великих поэтов и писателей. А быть русским и не знать величайших классиков, произведениями которых восхищается весь мир по большей мере странно. Поэтому преподавателю важно увлечь, сделать предмет интересным для изучения.

Для некоторых студентов, например, оказалась действенной «Антидвойка», когда высокую оценку поставить не за что, а ситуация успеха нужна. Эта валюта помогает «расшевелить» студентов, которые пришли только за оценкой и привыкли работать в таком ключе. Ну или вознаградить за любые достижения или в день рождения можно

Для этих же студентов нужно стараться находить такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Интересные спорные факты, связь с текущими событиями, сравнение героев из литературных произведений и их кумиров. Безусловно нужно разобраться в молодёжной субкультуре, но дорогого стоит, когда студенты понимают, что преподаватель понимает их, принимает и знает для чего нужен предмет, который преподает.

Кстати картинки созданы секретарем, помощь которого я активно использую на занятиях