Найти тему
Dmitriy_auto

Легенда своего времени - Лада Нива

Большинство людей в современном мире относятся к Ниве как к чему-то совершенно обыденному, обыкновенному. Но они даже не подразумевают, какая история стоит за этим автомобилем. Её мы и рассмотрим в данной статье.

Лада Нива последних поколений
Лада Нива последних поколений

Всё началось на рубеже 1969-1970 годов, когда председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поставил коллективам ВАЗа, АЗЛК и «Ижмаша» задачу - создать внедорожник для жителей сельской местности.

Разработка Нивы на ВАЗе (Волжский автомобильный завод) началась в апреле 1970 года. Изначально Нива должна была получить облик, представляющий из себя гражданский джип с примитивным кузовом. Первый экспериментальный образец получил наименование ВАЗ-Э2121 (на заводе автомобили данного образца звали "крокодил"). Он имел несущий кузов, понижающую передачу и оснащался 1,6-литровым двигателем, который предназначался для ещё не появившегося ВАЗ-2106.

Ваз-Э2121
Ваз-Э2121

На испытаниях автомобиль показал себя вполне неплохо, но внешний вид автомобиля явно необходимо было поменять. В сентябре 1971 года началась работа по созданию нового облика, её поручили дизайнеру Валерию Павловичу Сёмушкину, который на тот момент совсем недавно пришёл на ВАЗ. Необходимо отметить, что изначально на заводе не было единого представления будущего автомобиля, поэтому возникало множество споров и конфликтов между рабочими и руководством. В 1972 году В.П. Сёмушкин самостоятельно сделал макет в масштабе 1:5, о котором узнал главный конструктор Соловьёв (это было 5 мая 1972 года). Соловьёву понравился макет, и он приказал изготовить его в натуральную величину. 20 августа 1972 года состоялся технический совет,на котором В.П. Сёмушкин успешно отстоял своё видение будущей машины.

Летом 1973 года на свет появились автомобили второй опытной серии. Их наименование - ВАЗ-2Э2121. По внешнему виду они уже немного напоминали итоговый вариант: трёхдверный джип повышенной проходимости.

ВАЗ-2Э2121 на испытательном пробеге
ВАЗ-2Э2121 на испытательном пробеге

Кстати, именно с этой опытной серии автомобилю присвоили название - Нива.

ВАЗ-2Э2121 с надписью "Нива"
ВАЗ-2Э2121 с надписью "Нива"

Испытания, которым подвергся ВАЗ-2Э2121, удовлетворили комиссию, и после небольшого количества доработок, которые коснулись конструкции и дизайна, ВАЗ выпустил образцы автомобиля третьей опытной серии под индексом ВАЗ-3Э2121. Это состоялось в январе 1974 года. Автомобиль получил задние фонари от ВАЗ-2103, а бамперы - от ВАЗ-21011.

ВАЗ-3Э2121
ВАЗ-3Э2121
ВАЗ-3Э2121 вид сзади
ВАЗ-3Э2121 вид сзади

Изначально на ВАЗ-3Э2121 устанавливались 15-дюймовые "вездеходные" шины, но затем специально для Нивы ВАЗ изготовил партию шин ВлИ-5 с 16-дюймовым ободом. ВАЗ-3Э2121 испытывался в сравнении с УАЗ-469Б, ЛуАЗ-969Б и английскими джипами Land Rover и Range Rover. По итогам испытаний были изготовлены образцы четвёртой и пятой опытных серий.

Окончательный внешний вид Нива приобрела в 1976 году, когда она получила задние фонари от ВАЗ-2106 и новый бампер. В феврале 1976 года по обходной технологии были собраны первые 50 автомобилей. Полноценно конвейер заработал 5 апреля 1977 года, и в течение этого года сделали 5534 машин. В дальнейшем их выпуск возрастал стремительными темпами.

Вид сзади
Вид сзади

На автомобильном рынке Нива заняла особое место. Это фактически был первый в мире полноценный полноприводный легковой автомобиль, в дальнейшем получивший класс "кроссовер".. Ниву любили за совмещение комфорта с отличным уровнем проходимости. Они активно поставлялись в другие страны.

На протяжении выпуска Нива практически не получала внешних изменений, вплоть до 1993 года, когда ВАЗ-2121 сменила модель ВАЗ-21213 с 1,7 литровым двигателем и мощностью 82 л.с. Новая Нива также получила немного изменённый внешний вид. Задние фонари стали вертикальными, приборная панель была заимствована у ВАЗ-2108.

В 2001 году Нива получила новое название: "LADA 4Х4", под которым выпускалась до 2021 года.

В 2021 году это семейство получило наименование "Lada Niva Legend" под которым выпускается и до сих пор. Это семейство делится ещё на множество комплектаций, которые имеют свои характерные особенности.

Ну вот и подошла данная статья к концу. Необходимо отметить, что в ней содержится лишь небольшая часть истории легендарного отечественного внедорожника. Нива - автомобиль, положивший начало новому классу автомобилей - кроссоверам, и безусловно ставшая одним из самых успешных автомобилей за всю историю отечественного автопрома.

Всем удачи!

Авто
5,66 млн интересуются