Найти тему
Кот-книголюб

Чтобы помнили. Три произведения писателя-фронтовика Е. Носова

В мае перечитывала рассказ "Красное вино Победы" В сборнике рядом с ним оказалось ещё два произведения на тему Великой Отечественной войны: "Шопен. Соната номер два" и "Яблочный спас".

Несколько дней была под впечатлением. Как же сильно это написано! Каждая история вроде бы такая простая, но пробирает до глубины души.

Написанные с разницей в 10, а то и в 20 лет, эти произведения объединены одной важной темой - темой памяти. Для фронтовика Носова было важно, чтобы те, кто погиб и кто выжил на фронтах Великой Отечественной, не столкнулись с пренебрежением и забвением.

Первое произведение Е. Носова на военную тему было опубликован в 1969 году. Это был автобиографичный рассказ "Красное вино Победы".

Это он, Евгений Носов служил в артиллерийских войсках, был наводчиком орудия и в боях под Кенигсбергом получил тяжёлое ранение в феврале 1945. Всё, что пережил сам, он описал спустя 20 лет.

Описал, ничего не смягчая и ничего не приукрашивая.

Тёмные и светлые картины в его рассказе идут рука об руку: полевой госпиталь с его жестокой правдой сменяется тишиной и белизной госпитальной палаты, свежий воздух улицы и аромат цветов черёмухи соседствуют с тяжёлым запахом промокших бинтов и лекарств, в радостные поздравления вклинивается горестный плач женщины, весёлость Саши Самоходки подчёркивает горечь Михая, потерявшего обе руки, день Победы омрачается смертью Копешкина.

Он вспоминает всех тех, с кем довелось ему разделить радость и горечь Великого дня. Вспоминает бережно и скрупулёзно, чтобы не стёрлась память о них. И в первую очередь о таких неприметных солдатах, как ездовой Копешкин, не совершившего вроде бы ничего героического, но честно делавшего своё дело.

Такая книга, 1984 года издания, была у меня в школьные годы. Рассказ "Яблочный спас" ещё не был написан.
Такая книга, 1984 года издания, была у меня в школьные годы. Рассказ "Яблочный спас" ещё не был написан.

Спустя несколько лет, в 1973 году выходит повесть "Шопен. Соната номер два".

30 лет прошло после событий под Прохоровкой. В одном из колхозов намечается открытие обелиска над братской могилой. Духовой оркестр едет из города для участия в мероприятии. И как по-разному относятся ко всему происходящему руководитель оркестра, фронтовик дядя Саша, и молодые ребята, родившиеся уже после войны!

Тема отношения к памяти павших красной нитью проходит через весь рассказ. Один из мужиков не смог найти орден Славы, видимо, внук играя, куда-то задевал.

Другой вспоминает, как ездил в Белгород и увидел, как у Вечного огня рядом со скульптурой скорбящей женщины компания молодых парней и девчат отмечали выпускной.

Иду во втором ночи-то через площадь, смотрю, пацаны возле Вечного огня колготятся. Лет по шестнадцать. Хохочут, на гитаре дрынчат. И девчатки с ними все в белых платьицах. Гляжу, на граните бутылка, стакан. Ах, говорю, поганцы вы этакие! да разве для этого огонь тут зажгли? А что, говорят, мы такое особенное делаем? Мы ж ничего не портим. Марш, говорю, по домам! Осерчал я. А они в толк не возьмут. мы тут до утра будем. Рассвет встречать. У нас, говорят, выпускной. Во как!

А дядя Саша вспоминает своё фронтовое прошлое и с грустью думает, что и для его парней из оркестра сегодняшний митинг ничего не значит. Расположившиеся неподалёку музыканты ведут свои разговоры: о футболе, о знакомых девушках. Для них исполнение гимна на открытии обелиска, всего лишь способ подзаработать.

Ребята злятся, что "старшой" отправил машину, чтобы развезти фронтовиков по домам. Теперь они вынуждены мокнуть здесь под дождём на этом колхозном поле, и посмотреть футбольный матч они не смогут, потому что шофёр за ними не приехал.

В общем-то, конечно, получилось довольно нескладно, и дядя Саша испытывал неприятное чувство вины перед ними, но ведь должны же и они понимать то главное, ради чего он это сделал - отдал фронтовикам машину.

И тогда дядя Саша принимает решение идти в город пешком. И то, что произойдёт дальше, покажет, что усилия дяди Саши не были напрасными. Нет, ребята-музыканты с одного раза не изменятся, но те, для кого оркестр исполнил сонату номер два, долго будут благодарны этим случайным прохожим за своих близких: мужей, сына и брата. А для молодых людей это наглядный пример того, что для потерявших родных нет срока давности: сколько бы лет ни прошло, боль не утихает.

Фото Дмитрия Чекменева. Изображение с сайта http://www.memory-tour.ru/memorial/26823
Фото Дмитрия Чекменева. Изображение с сайта http://www.memory-tour.ru/memorial/26823

Рассказ "Яблочный Спас" написан в 1995 году. Главная героиня - баба Пуля, как прозвали её ребятишки, на войне была снайпером, а теперь доживает свой век в разрушенном доме. Дочь Светлана, бухгалтер, села за растрату и погибла в лагере, внучка давно живёт в другой стране. А от Светланиного отца, убитого прямым попаданием бомбы, остался лишь один сапог. И только чёрно-белый кот скрашивает одиночество Лукьяновны.

В день Яблочного Спаса рассказчик остановил машину на маленькой сельском базарчике, чтобы купить яблок. Проходя вдоль рядов, он остановился рядом с маленькой щуплой старушкой.

Никто не неволил меня покупать именно эти яблоки, рядом продавалось много свежих и крепких плодов. Но, глядя на ее держащуюся за край ведерка дрожащую руку, обтянутую сухой, ломкой кожей, со вздутыми сизыми прожилками и узловатыми косточками пальцев, похожими на мелкие нитяные катушки, я решил, что сперва куплю у нее и твёрдо спросил...

Так совершенно случайный человек стал гостем Лукьяновны. Ему поведала она свою жизнь, не жалуясь и никого не обвиняя. Как и в рассказе "Красное вино Победы", возникает ощущение правдивости каждой сцены, каждого слова. Бабе Пуле и сочувствуешь, и одновременно восхищаешься её смирением.

Грустно от того, что старушка рубит свои яблони, потому что обещанных дров никто не привёз, и на базарчик ей приходится идти по шаткому качающемуся мостику, потому что новый мост только обещали сделать. И понимаешь чувства рассказчика, который, уходя от бабы Пули с рюкзаком яблок, не может идти прямо и всё время оглядывается назад.

Мне кажется, этот рассказ как прививка от равнодушия и черствости. Очень сильно написано. Прошёл уже месяц, как я читала "Яблочный спас", а у меня при воспоминании до сих пор ком в горле. Но в то же время хочется думать, что не один герой-рассказчик обладает добрым сердцем, что найдутся ещё те, кто придёт на помощь Лукьяновне.

Художник А. Шилов
Художник А. Шилов

Если есть желание что-то дополнить, возразить или обсудить, то приглашаю вас в комментарии.