Ощущения от обучающих семинаров для педагогов, работающих с особенными детьми

525 прочитали

В последнее время - так себе ощущения, ни в какое сравнение не идут с тем трепетом и интересом, которые были раньше, хотя бы лет 8-10 назад.

Вот и думаю: то ли просто пресытилась, или, набравшись некоторого опыта, уже всё видела-перевидела и уже ничему не удивляюсь, или с возрастам перестают радовать какие-либо "профессиональные открытия", а больше тяготеешь к "тихим семейным радостям"... хотя, рано еще, ведь до пенсии мне как до Луны, не один десяток лет!

Так что, больше склоняюсь к тому, что дело не во мне и моих капризах, а в самих семинарах (конференциях, круглых столах, форумах и прочих мероприятиях) по обучению и обмену опытом для педагогов, работающих с детьми с различными нарушениями.

Ну неинтересно стало, чесслово! Из года в год, из пустого в порожнее, одна и та же информация, только порядок слов меняется. А вот даже порядок пунктов в самих лекциях - будто бы навеки "вкопан".

Точнее, так мы с коллегами из нашего спецучреждения для особенных детей видим эти лекции: когда-то ... лет назад какая-нибудь шибко шустрая тётя-теоретик, едва ли работавшая с этими детками напрямую, написала какую-нибудь статью в какой-нибудь ходовой педагогический еженедельник (так, чтобы "засветиться")... А потом, год за годом, эту статью начали "склонять и спрягать" (хоть устно, хоть в интернете), но почти не меняя ее структуры. Так, только некоторые слова синонимами заменили, да каждый свои цифры вставил в какую-нибудь таблицу данных. Ну и каждый своей персональной воды добавил - и вот тебе! Новый доклад!

И, с серьезным лицом творца и первооткрывателя, докладчик уже смотрит на гостей и излагает "свои" мысли в форме беспорядочного "словопотока" - на одной ноте (иногда, не лукавлю, без соблюдения знаков препинания), при этом половину лица закрывает планшетом с текстом. Ну и изредка, для вида, может делать взмахи руки в сторону экрана с презентацией (хотя, это отнюдь не значит, что тот кусок материала запечатлен на текущем слайде).

В общем, если мы с коллегами не очень давно и ездили на такие мероприятия, то точно не за новыми знаниями. А так - покивать, подремать и получить никому не нужную "сертификатную бумажку", которая ни в работе, ни в зарплате все равно роли не сыграет.

А одна моя бывшая коллега (тоже из кружково-анимационного отдела, как и я) - так она вообще брала с собой вязание. Да-да, вязала крючком куколок и зверюшек для своих же занятий и честно аргументировала:

- Я делаю работу для своей же работы и в рабочее время. Вопросы есть?

И вообще, она говорила, что именно в такой "лекционной" атмосфере, когда она растворяется в толпе слушателей в глубинах конференц-зала, к ней приходит "вдохновение", и игрушки получаются - ну просто замечательные.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А теперь - еще печальнее

За последние пару лет - никаких выездных семинаров не было. Склоняемся к единственной причине: обычно "очные" семинары проходят в рабочее время, а сейчас, при такой жёсткой родительской "всеправности", мамы наших особенных воспитанников из стационара - просто живьем сожрут педагога, который нагло посмел уехать на семинар, а не провести внеочередное индивидуальное занятие с ребенком.

Посему, с недавнего времени, посещать семинары мы можем только "онлайн", пусть и в рабочее время. И не важно, что в это время у кого-то идет урок с тяжелым аутистом, который, стоя на четвереньках, бьется головой в дверь, а у другого специалиста - музыкальное занятие, с песнями и плясками.

Да и что там за "онлайн"...

Был такой "вебинарчик" месяца 3 тому назад. Посвящен был "внедрению современных технологий в реабилитационную работу с детьми с РАС"...

Ну просто чудо-лектор! Красавица, выглядит - потрясно (я без иронии)!

Но, е-мое: скажет какую-нибудь красивую фразу, а потом - "подробно останавливаться на этом не буду, заходите по ссылочке, вот она перед вами". И так - каждый пункт!

Нет, ну это понятно: регламент-шпегламент и всё такое... Но, позвольте, это же все-таки онлайн-мероприятие, а не парад рекламных демо-роликов!

Ну да, ну да, прямо сейчас! Педагог левой рукой и левым глазом - ведет урок, правым глазом и ушами - вникает в вебинар, ну и правая рука еще остается как раз для того, чтобы по ссылочке перейти... пффф!

Хоть один плюс, только бестолковый

В этом году - уже второй сертификат у всех девчонок из нашего отдела появился. Как раз благодаря такому "семинару". Мы теперь еще и "специалисты-хореографы по танцевально-двигательной терапии для детей с РАС". Хореографы-теоретики, многие из которых никогда в жизни даже в самодеятельности не танцевали! Зато бумажка есть, во-от!

А ведь... было же когда-то!

Был когда-то семинар "по обмену опытом", лет 10 назад.

На нем выступали представители разных "специализированных" учреждений. Тема - организация досуга детей, находящихся в сложных жизненных ситуациях. А я там проводила мастер-класс "Игры для дошкольников с применением перчаточных кукол" (ну, это сейчас не так важно, о нем я лучше напишу как-нибудь потом).

Самое интересное, этот семинар оказался на редкость увлекательным и познавательным! Особенно во втором отделении, когда была "практическая часть".

Вот так, с легкой руки обычной учительницы русского языка из сельской школы, я узнала одну интересную вещь! Конечно, кто-то мог это знать еще 40 лет назад, а я тогда узнала впервые.

Во время своего выступления она задала вопрос:

- Коллеги, как вы думаете: "тьма" - это много или мало!

- Ну, естественно, много! - подумал каждый из нас.

Например, когда говорят, что на остановке народу тьма, так это значит, что в маршрутку точно не влезешь...

Агааа, а тут не так все просто!

Хитро прищурившись, учительница задала вопрос:

- Обрадуетесь ли вы, когда в день зарплаты на карту придет денег тьма?

И только судя по хитрому взгляду народ почувствовал подвох... и правильно почувствовал. Ведь оказывается, "тьма" в русском языке - это всего-навсего десять тысяч! Блииин! А ведь все в аудитории тогда захотели зарплату "в тьму денег". И никто, никто не знал истинное значение слова "тьма".

Фу, педагоги называется, неучи какие-то собрались! Но... тем ценнее было выступление той учительницы!

А тут - вообще повеселились!

Эту учительницу (музрук из спец.интерната) я еще помню по методобъединению в соседнем городке, она там тоже выступала.

Уже совсем бабулечка, но... крутаааая! (прошу прощения, но по-другому не скажешь). И... с баяном!!

Показывала она пример веселой игры, которой она "заводит" уже не одно поколение воспитанников. Разве что "репертуар" обновляет время от времени.

Конечно, в идеале это должна быть игра "Угадай мелодию", но т.к. мы изображаем деток "довольно тяжеленьких", то задачку она дала нам более простую:

- Ребятки! - (хахах, ничёсе ребятки!) - Я играю песенку, а вы - стучите ритм ножкой, вот так: топ, топ! Но если вы УЗНАЛИ эту песенку, то тогда хлопаем в ладошки! Вот так: хлоп, хлоп! Поняли? Начинаем! И...

Баян?

Ну да... кто-то ожидал пионерские песенки или, в крайнем случае, хиты Шаинского по списку? Нё-нё-нё!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Эта чудо-бабушка - "жарила" рок-хиты, модную попсу того времени и даже рэпчик! На баяне!

В ее "репертуаре" были и Скорпионз, и саундтрек к сериалу "Бригада", и Лесник (Король и Шут), и даже "Дым над водой" гр. Дип Пёрпл (извиняюсь, что пишу английские названия русскими буквами, говорят, тут нельзя иностранными языками пользоваться). Ах да, чего только стоил "Черный бумер" Сереги, который на то время был хоть уже не такой модный, но всё-же у всех на слуху!

В общем, на каждой песенке мы не только хлопали, а в конце концов, и в пляс кинулись, и подпевали, кто как может, и кричали, и смеялись, а один дядька (инструктор по патриотическому воспитанию, а не абы кто!) - так тот вообще... пальцы в рот - и присвистывал, как лихой удалец!

А потом, когда "бабулина" часть закончилась, все аплодировали стоя, орали "браво!", как будто побывали на настоящем концерте.

А эмоциональный накал - был еще круче, чем тот, что эта же женщина "разожгла" на методобъединении годом (или двумя?) раньше, когда проводила "Угадайку" в более "камерном" режиме.

О как!

И теперь, после ТАКОГО, кто-то еще хочет слушать "галочные" семинары-вебинары? Да нууууу! По-моему, проще тупо отправить заявку, а взамен, через 10 секунд - получить на почту сертификат и тут же распечатать... если уж так хочется пополнить свою коллекцию сертификатов, а на стене в туалете еще есть свободное место...

Вам же, дорогие читатели, желаю хоть иногда переживать волнующие и очень приятные эмоции. А коллегам - огромный привет!

Всегда радуюсь Вашим визитам, добрым лайкам и новым подпискам.