Кажется, что репутации Гая Ричи не может навредить буквально ничто на этом свете. Режиссёр несколько раз собирал негативные оценки и провальные кассовые сборы вокруг своих личных проектов, подвергался осуждениям со стороны аудитории (недооценённый в массах "Револьвер" - яркое тому подтверждение), несколько раз менял ритм своего направления, работал на крупные студии и был послушной марионеткой жадных продюсеров, после чего возвращался в лоно авторского кино. В 2019-м году имя Ричи вновь озарило весь мир: свет увидели "Джентльмены", самый успешный проект постановщика со времён премьеры "Большого куша". Однако с тех пор утекло слишком много воды, а сам поклонник английских "глубинок" переквалифицировался в стандартного режиссёра фильмов, близких по содержанию к категории "Б"
Начиная же с прошлого года, Ричи запустил в производство завод по молниеносной разработке новых проектов. За один только 2023-й под брендом режиссёра вышли "Операция «Фортуна»", приближённая к уровню guilty-pleasure качества, и антивоенная драма "Переводчик", осуждающая вторжение американских войск в Афганистан: казалось, что к созданию этой ленты Ричи уж точно не имел никакого отношения, настолько аудитория не прочувствовала в фильме фирменный авторский стиль любимого постановщика. Но в запасе продолжала лежать "тёмная лошадка" британского комедианта: имя ей - "Министерство неджентльменских дел". Производство картины несколько раз вставало в ступор, бюджет разросся до 60 миллионов долларов, а в апреле 2024-го года в России разгорелся скандал с отменой прокатного удостоверения ленты, в связи с чем "Министерство" обросло ещё большей, невиданной до этого момента, популярностью. Но стоили ли все наши ожидания того?
Как бы парадоксально смешно это сейчас не звучало, но "Министерство неджентльменских дел" объединяет стили прошлогодних работ Ричи: "Фортуны" и "Переводчика". Новый фильм режиссёра уходит в намеренно преувеличенный, гротескно-абсурдный темп повествования и при этом умудряется критиковать не только нацистов, но и правительство Англии, желающего сдаться под правление Гитлера и лишний раз не рисковать собственной репутацией в глазах народа. Всё-таки Ричи плавно чувствует сатиру в создании каждого проекта: будь это антимилитаристская драма, вроде "Переводчика", или весёлый боевик, вроде "Министерства". К слову, как лента справляется со своей главной обязанностью - развлекать зрителя?
По заявлениям самого Ричи, история "Министерства" косвенно основана на реальных событиях и исторических прототипах основных персонажей: в 1942-м году, под управлением премьер-министра Англии - Уинстона Черчилля, был создан специальный засекреченный отряд по выполнению самых невыполнимых миссий, в тех местах, где роль играет не прямое подчинение правительственным приказам, а смекалка и прямолинейный подход к применению насилия. Новоиспечённой команде, куда входят радикальный майор Гас Марч-Филиппс (Генри Кавилл), обаятельный и мускулистый датчанин Андерс Лассен, обученный профессиональной стрельбе из лука (Алан Ричсон), маститый подрывник Фредди Альварес (Генри Голдинг), самый юный член отряда, взятый под крыло Гаса (Хиро Файнс Тиффин), и дуэт внедряющихся в нацистскую банду шпионов (Бабс Олусанмокун и Эйса Гонсалес), предстоит подорвать напичканный оружием корабль фашистов, с помощью которого Гитлер планирует отрезать Англию от внешнего мира и заставить правительство пойти на подписание капитуляции
Гай Ричи разделяет своих персонажей на несколько групп: отряд героя Генри Кавилла отправляется в морское путешествие к испанскому острову Фернандо По (именно там содержится пункт назначения команды - корабль "Герцогиня"), а дуэт Олусанмокуна и Гонсалес прибывает на место назначения заранее: чтобы успеть обвести нацистов вокруг пальца и выиграть лишнее время до появления в лагере основной силы. Ричи переключает линии друг между другом на протяжении большей части хронометража, однако все усилия он вкладывает в морской роад-трип отряда Марча-Филиппса. Параллельная же линия, которая изо всех сил пытается быть похожей на сюжет с героем Майкла Фассбендера из "Бесславных ублюдков" Тарантино, служит лишним оттягиванием внимания и скорее вызывает чувство сонливости, нежели развлечения: хоть отрывок с финальным маскарадом, где в костюм Цезаря наряжается оголтелый и карикатурный фашист Тиля Швайгера, невозможно пропустить мимо глаз
А специфического чёрного чувства юмора у Гая Ричи всё-таки не отнять: "Министерство неджентльменских дел" - пожалуй, самый бунтарский фильм в современной фильмографии постановщика: суровая и кровопролитная война превращается в комедийное представление, где мелкий отряд разрушает целый фашистский лагерь при помощи одной лишь глупости самих немцев. Намеренно преувеличенный юмористический подход к построению истории может всполошить самых оголтелых историков, особенно с фактом открытого признания Ричи о том, что события ленты основаны на реальных событиях (перед финальными титрами режиссёр и вовсе пробегается по краткой сводке реальных прототипов главных героев фильма). Едва ли ленту можно назвать реалистичной или суровой: все морализаторские темы оказываются отброшены на задний план, а на переднем вырисовывается колорит Ричи и его искренняя любовь к бунтарству и фарсу
Но даже с наличием чёрного чувства юмора, моментами уходящего в излишне карикатурные ситуации, история не скатывается до уровня сюжета прошлогодней "Фортуны", а старается удерживать на плаву грань между гиперболизированным абсурдом и брутальным экшеном. Экшена в "Министерстве" не так много, как этого бы хотелось (практически все основные сцены побоищ и перестрелок нам уже показали в промо-кампании), но его постановка с лихвой окупает все недовольства от малого экранного времени того же качка Алана Ричсона (кажется, Голливуд открыл новую звезду боевиков) с гигантским луком наперевес, неистово раскидывающего глуповатых фашистов с палубы корабля. Вложенные в картину 60 миллионов точно стояли того: лента не выглядит сыро, топорно или вычурно, как та же "Фортуна"
В конце концов, никогда не будет лишним в очередной раз посмотреть на брутальных качков, сражающих безжалостных противников, под соусом чёрного чувства юмора так любимого российскими зрителями британского режиссёра. "Министерство неджентльменских дел" оправдывает возложенные на себя ожидания: Гай Ричи совместил эстетику английской "глубинки" (персонажи Генри Кавилла, Алана Ричсона и Генри Голдинга явно не кажутся аристократами) и кровавый брутальный мордобой, превратив антивоенную драму в тривиальное, моментами дешёвое, но от того не менее приятное и визуально вкусное развлекательное кино, как нельзя к стати подходящее под вариант вечернего развлечения. Стоит лишь искренне понадеяться, что когда-нибудь Ричи вспомнит былые времена и сможет подарить миру новый разрыв шаблонов, который со временем станет культовой классикой современности, и перестанет клепать одноразовые незамысловатые боевички, забывающиеся после просмотра с молниеносной скоростью
Плюсы:
- Колоритный актёрский состав
- Алан Ричсон, перетягивающий на своё обаяние всё зрительское внимание
- Фирменное чёрное чувство юмора Гая Ричи
- Брутальный экшен-сегмент
- Возведённая до степени фарса комедийность
- Карикатурный злодей Тиля Швайгера
- Лобовая, но от того не менее смешная сатира над своими же
Минусы:
- Провисающая середина фильма
- Попросту скучная линия с героиней Эйсы Гонсалес
- Акцентирование на историчности (что является обманом)
- Ничего нового для вас лента не откроет
6/10
- Если Гитлер играет не по правилам, то почему бы и нам не играть по ним?