Найти в Дзене
KinoGeek

"Министерство неджентльменских дел": Гай Ричи смеётся в лицо нацизму. Рецензия на фильм

Кажется, что репутации Гая Ричи не может навредить буквально ничто на этом свете. Режиссёр несколько раз собирал негативные оценки и провальные кассовые сборы вокруг своих личных проектов, подвергался осуждениям со стороны аудитории (недооценённый в массах "Револьвер" - яркое тому подтверждение), несколько раз менял ритм своего направления, работал на крупные студии и был послушной марионеткой жадных продюсеров, после чего возвращался в лоно авторского кино. В 2019-м году имя Ричи вновь озарило весь мир: свет увидели "Джентльмены", самый успешный проект постановщика со времён премьеры "Большого куша". Однако с тех пор утекло слишком много воды, а сам поклонник английских "глубинок" переквалифицировался в стандартного режиссёра фильмов, близких по содержанию к категории "Б" Начиная же с прошлого года, Ричи запустил в производство завод по молниеносной разработке новых проектов. За один только 2023-й под брендом режиссёра вышли "Операция «Фортуна»", приближённая к уровню guilty-pleasure
Оглавление

Кажется, что репутации Гая Ричи не может навредить буквально ничто на этом свете. Режиссёр несколько раз собирал негативные оценки и провальные кассовые сборы вокруг своих личных проектов, подвергался осуждениям со стороны аудитории (недооценённый в массах "Револьвер" - яркое тому подтверждение), несколько раз менял ритм своего направления, работал на крупные студии и был послушной марионеткой жадных продюсеров, после чего возвращался в лоно авторского кино. В 2019-м году имя Ричи вновь озарило весь мир: свет увидели "Джентльмены", самый успешный проект постановщика со времён премьеры "Большого куша". Однако с тех пор утекло слишком много воды, а сам поклонник английских "глубинок" переквалифицировался в стандартного режиссёра фильмов, близких по содержанию к категории "Б"

Начиная же с прошлого года, Ричи запустил в производство завод по молниеносной разработке новых проектов. За один только 2023-й под брендом режиссёра вышли "Операция «Фортуна»", приближённая к уровню guilty-pleasure качества, и антивоенная драма "Переводчик", осуждающая вторжение американских войск в Афганистан: казалось, что к созданию этой ленты Ричи уж точно не имел никакого отношения, настолько аудитория не прочувствовала в фильме фирменный авторский стиль любимого постановщика. Но в запасе продолжала лежать "тёмная лошадка" британского комедианта: имя ей - "Министерство неджентльменских дел". Производство картины несколько раз вставало в ступор, бюджет разросся до 60 миллионов долларов, а в апреле 2024-го года в России разгорелся скандал с отменой прокатного удостоверения ленты, в связи с чем "Министерство" обросло ещё большей, невиданной до этого момента, популярностью. Но стоили ли все наши ожидания того?

-2

Как бы парадоксально смешно это сейчас не звучало, но "Министерство неджентльменских дел" объединяет стили прошлогодних работ Ричи: "Фортуны" и "Переводчика". Новый фильм режиссёра уходит в намеренно преувеличенный, гротескно-абсурдный темп повествования и при этом умудряется критиковать не только нацистов, но и правительство Англии, желающего сдаться под правление Гитлера и лишний раз не рисковать собственной репутацией в глазах народа. Всё-таки Ричи плавно чувствует сатиру в создании каждого проекта: будь это антимилитаристская драма, вроде "Переводчика", или весёлый боевик, вроде "Министерства". К слову, как лента справляется со своей главной обязанностью - развлекать зрителя?

-3

По заявлениям самого Ричи, история "Министерства" косвенно основана на реальных событиях и исторических прототипах основных персонажей: в 1942-м году, под управлением премьер-министра Англии - Уинстона Черчилля, был создан специальный засекреченный отряд по выполнению самых невыполнимых миссий, в тех местах, где роль играет не прямое подчинение правительственным приказам, а смекалка и прямолинейный подход к применению насилия. Новоиспечённой команде, куда входят радикальный майор Гас Марч-Филиппс (Генри Кавилл), обаятельный и мускулистый датчанин Андерс Лассен, обученный профессиональной стрельбе из лука (Алан Ричсон), маститый подрывник Фредди Альварес (Генри Голдинг), самый юный член отряда, взятый под крыло Гаса (Хиро Файнс Тиффин), и дуэт внедряющихся в нацистскую банду шпионов (Бабс Олусанмокун и Эйса Гонсалес), предстоит подорвать напичканный оружием корабль фашистов, с помощью которого Гитлер планирует отрезать Англию от внешнего мира и заставить правительство пойти на подписание капитуляции

-4

Гай Ричи разделяет своих персонажей на несколько групп: отряд героя Генри Кавилла отправляется в морское путешествие к испанскому острову Фернандо По (именно там содержится пункт назначения команды - корабль "Герцогиня"), а дуэт Олусанмокуна и Гонсалес прибывает на место назначения заранее: чтобы успеть обвести нацистов вокруг пальца и выиграть лишнее время до появления в лагере основной силы. Ричи переключает линии друг между другом на протяжении большей части хронометража, однако все усилия он вкладывает в морской роад-трип отряда Марча-Филиппса. Параллельная же линия, которая изо всех сил пытается быть похожей на сюжет с героем Майкла Фассбендера из "Бесславных ублюдков" Тарантино, служит лишним оттягиванием внимания и скорее вызывает чувство сонливости, нежели развлечения: хоть отрывок с финальным маскарадом, где в костюм Цезаря наряжается оголтелый и карикатурный фашист Тиля Швайгера, невозможно пропустить мимо глаз

-5

А специфического чёрного чувства юмора у Гая Ричи всё-таки не отнять: "Министерство неджентльменских дел" - пожалуй, самый бунтарский фильм в современной фильмографии постановщика: суровая и кровопролитная война превращается в комедийное представление, где мелкий отряд разрушает целый фашистский лагерь при помощи одной лишь глупости самих немцев. Намеренно преувеличенный юмористический подход к построению истории может всполошить самых оголтелых историков, особенно с фактом открытого признания Ричи о том, что события ленты основаны на реальных событиях (перед финальными титрами режиссёр и вовсе пробегается по краткой сводке реальных прототипов главных героев фильма). Едва ли ленту можно назвать реалистичной или суровой: все морализаторские темы оказываются отброшены на задний план, а на переднем вырисовывается колорит Ричи и его искренняя любовь к бунтарству и фарсу

-6

Но даже с наличием чёрного чувства юмора, моментами уходящего в излишне карикатурные ситуации, история не скатывается до уровня сюжета прошлогодней "Фортуны", а старается удерживать на плаву грань между гиперболизированным абсурдом и брутальным экшеном. Экшена в "Министерстве" не так много, как этого бы хотелось (практически все основные сцены побоищ и перестрелок нам уже показали в промо-кампании), но его постановка с лихвой окупает все недовольства от малого экранного времени того же качка Алана Ричсона (кажется, Голливуд открыл новую звезду боевиков) с гигантским луком наперевес, неистово раскидывающего глуповатых фашистов с палубы корабля. Вложенные в картину 60 миллионов точно стояли того: лента не выглядит сыро, топорно или вычурно, как та же "Фортуна"

-7

В конце концов, никогда не будет лишним в очередной раз посмотреть на брутальных качков, сражающих безжалостных противников, под соусом чёрного чувства юмора так любимого российскими зрителями британского режиссёра. "Министерство неджентльменских дел" оправдывает возложенные на себя ожидания: Гай Ричи совместил эстетику английской "глубинки" (персонажи Генри Кавилла, Алана Ричсона и Генри Голдинга явно не кажутся аристократами) и кровавый брутальный мордобой, превратив антивоенную драму в тривиальное, моментами дешёвое, но от того не менее приятное и визуально вкусное развлекательное кино, как нельзя к стати подходящее под вариант вечернего развлечения. Стоит лишь искренне понадеяться, что когда-нибудь Ричи вспомнит былые времена и сможет подарить миру новый разрыв шаблонов, который со временем станет культовой классикой современности, и перестанет клепать одноразовые незамысловатые боевички, забывающиеся после просмотра с молниеносной скоростью

-8

Плюсы:

  • Колоритный актёрский состав
  • Алан Ричсон, перетягивающий на своё обаяние всё зрительское внимание
  • Фирменное чёрное чувство юмора Гая Ричи
  • Брутальный экшен-сегмент
  • Возведённая до степени фарса комедийность
  • Карикатурный злодей Тиля Швайгера
  • Лобовая, но от того не менее смешная сатира над своими же

Минусы:

  • Провисающая середина фильма
  • Попросту скучная линия с героиней Эйсы Гонсалес
  • Акцентирование на историчности (что является обманом)
  • Ничего нового для вас лента не откроет
-9

6/10

- Если Гитлер играет не по правилам, то почему бы и нам не играть по ним?