Возможно, таким критерием, позволяющим выбрать лучшую из МК, является интеллект? И лучшая та система мировосприятия, живя в которой человечество неограниченно накапливает знания? Давайте посмотрим на данный вопрос выбора лучшей для человечества мировоззренческой системы, поставив во главу угла знания, разум и информацию.
Человек отличается от животного большим объемом мозга, или, точнее будет сказать, развитым сознанием, поскольку в мире есть и более мозговитые животные, например, слоны и киты. Но в силу каких-то причин они не приобрели способностей, позволивших бы им создавать цивилизации и покорить планету Земля. Итак, у человека имеется разум, сознание, интеллект. С точки зрения научного представления о мире, или, как мы говорим, гуманистической мировоззренческой концепции (ГМК), именно развившееся сознание позволило человеку выбиться из общей среды животных и занять высшее место в пищевой цепочке. И поэтому ГМК считает сознание, интеллект главным человеческим активом. И, соответственно, ценит выше всего людей с высоким уровнем интеллекта. Это логично и понятно. Если же мы посмотрим на теистические мировоззренческие концепции, главенствовавшие в мире на протяжении тысячелетий, то можем заметить, что в данной системе миропредставления акцент немного смещен. Нет, безусловно, интеллект, разум ценится. Никто не ставит дурака или дегенерата выше человека, обладающего разумом. Но в большинстве ТМК мы встретим понятие «мудрость» и углубленность в себя, стремление познать себя, а не окружающий мир.
Буддизм – главная забота данной ТМК – поиск практик, состояний ума, которые избавят человека от страданий.
Индуизм в той части, в которой существует концепция перерождений, человек также озабочен больше тем, чтобы прервать колесо перерождений. А для этого нужно так или иначе духовно расти. То есть та же погруженность в себя, приобретение мудрости.
Иудаизм — система предписаний, исполнением которых правоверный иудей надеялся достичь состояния блаженства в будущем мире. В Ветхом Завете мы встречаем множество песен, превозносящих мудрость. Взять, например, книги Экклесиаста. Актуально и сегодня.
Христианство, выйдя из колыбели иудаизма, отменяет систему предписаний, заменив их законом Христа, законом любви: «Возлюби Бога и возлюби ближнего». И человек, погруженный в христианство, занят познанием себя, борьбой со своими страстями, самосовершенствованием.
Ислам, как и иудаизм, направляет правоверного мусульманина к самосовершенствованию. И тут мы тоже видим систему неких запретов и обещаний Бога, аналог иудейского закона, исполнение которого приведет правоверного мусульманина к будущей блаженной жизни.
Гуманист – последователь ГМК или научного миропредставления – в лучшем случае ищет просто знаний. Но может и не искать, а просто существовать, поскольку все равно ожидает смерти и забвения. А может искать мудрости, но не с утилитарной целью, как теист, для которого эти знания жизненно необходимы, – они помогают ему достичь важнейшей цели. Гуманист (атеист) такой цели не имеет.
А вот гуманизм как направление, как мировоззренческая концепция (ГМК) стремится к знаниям, ценит новые знания о внешнем. И это тоже объяснимо. Так как гуманизм живет в непознанном мире и стремится его познавать. И это его приоритет. Познание людьми самих себя оставлено на личное усмотрение. Хочешь познавай, не хочешь — не познавай. Система будет воспитывать исследователей для своих целей, то есть тех, кто будет приносить ей новые и новые знания о внешнем — объективной реальности. Внутренние терзания отдельных людей систему интересуют постольку-поскольку: будут выходить за рамки — ими займется психиатрия.
И мы видим, что на фундаменте разных мировоззренческих картин возникают различные системы общественного устройства с разным отношением к знанию и человеку. Теизм выстроен вокруг человека. Теисту мир известен (мир объяснен его ТМК), и его не нужно познавать. Поэтому человек изучает себя, занят своим самосовершенствованием. Гуманисту мир неизвестен (его ГМК зыбка, изменчива и является лишь предположением, которое со временем будет меняться), и мир нужно познавать. Кроме того, человек назван смертным животным, которому познавать себя особого смысла нет (анатомия его уже известна, а непонятной души попросту не существует). Потому гуманист не настроен на самопознание и самосовершенствование в том направлении, в котором движется теист — в область духовности и мудрости. Гуманист ценит преимущественно приобретение внешних знаний. В этом он видит главную и единственную цель своего бытия. Это вытекает из его мировоззренческой концепции, являющейся фундаментом создаваемого на его основе общества.
Это поразительно, ведь для внешнего наблюдателя всё выглядит совершенно обратным образом. Теизм кажется выстроенным вокруг неведомого Божества, тогда как гуманизм, считающий человека единственным разумным существом нашего мира (пока не найдены инопланетные цивилизации), казалось бы, вращается вокруг человека. Но на самом деле выходит иначе. Теизм позволяет человеку погрузиться в себя, исследовать себя, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием, приобретая мудрость для своих целей — для себя.
Гуманизм использует человека для своих целей. Он отнял у человека важную личную цель самопознания и самосовершенствования и направляет его на достижение своих целей — познание неведомого ему мира. Исследование мира требует особых навыков. Для этого человек должен отдать всего себя. Учиться в школе, потом в вузе, тогда он попадает в систему избранных — в круг ученых, занятых познанием мира. Все остальные, в круг избранных не попавшие, остаются не у дел. И вынуждены влачить бесцельное животное существование, поскольку у них нет индивидуальной цели, как у теиста, для которого самопознание и саморазвитие открывает дорогу или к нирване, или к блаженству, или к выходу из колеса перерождений — в любом случае это важная индивидуальная цель, которой атеист (последователь научного мировоззрения) лишен. Ему лишь остается радоваться достижениям своих более успешных соплеменников, удостоившихся быть причастными к высшей цели гуманизма — познавать неведомую объективную реальность.
Удивительно. И печально.
продолжение следует.
Фрагмент книги
10.05.24
А.Смирнов. Рабочий фрагмент книги посвященной устройству общества.
Для контактов https://t.me/mefodiyplus