Учение Агни-Йоги называет терпение одним из высоких испытаний. И хотя люди редко соотносят это качество с понятием "огненность", именно терпение, а также сходное по звучанию качество "терпимость", являются свойствами людей, имеющих немалые накопления психической энергии, а также опытов многих и многих воплощений. Терпение свойственно древним духам, а терпимость, пожалуй, более, чем многие другие качества, свидетельствует об утончённой духовности и глубине сознания человека.
Накопления опыта, обретённые людьми во многих жизнях, чрезвычайно разнообразны, и, казалось бы, трудно достичь согласованности в отношениях при столь разных устремлениях, предпочтениях, выработанных веками "точках зрения". Однако в основе каждого по-настоящему развитого человека – "ритм жизни", вибрация, согласованная с Космосом, с эволюцией человечества, и на этой единой для всех основе достижимо взаимопонимание, и гармоничное сосуществование. При расхождении индивидуального ритма с Космическим гармоничное объединение становится недостижимым. Кроме того, терпение может стать ключом к терпимости, удерживая реакцию на поверхностные несовпадения, и позволяя почувствовать согласование с общим Ритмом Бытия.
"В разнородности достижений нельзя не признать общую гармонию сфер. Пусть она выражается хотя бы в одном звуке, но каждая подлинная нота звучит консонансом космическим и должна быть принята бережно. Потому люди так возмущаются в сердце, если эта нота отринута. Испытание терпением есть одно из высоких испытаний…" ("Сердце", 212).
Учение называет терпение даром Небес, утверждая, что именно в этом качестве – терпении – основы и терпимости, и мудрости, и многих других необходимых человеку достижений. Дар Неба – означает, как сказано, что источник терпения – в духе.
Без накопленных опытов труда не явить этого качества в полноте. Терпение вырабатывается в труде. Терпение, проявляемое в способности не раздражаться, владеть собой не только внешне, но и внутренне, не впадать в уныние – это следствие накопленной опытности, а также запаса психической энергии. Особенно свидетельствует о больших накоплениях огня психической энергии – терпимость.
Там, где недостаток психической энергии, там и раздражительность, и нетерпимость, и многие другие разрушительные свойства. Так все благотворные качества, будучи ничем иным, как проявлениями психической энергии, взаимоукрепляются, одно служит накоплению других, или, при однобокости, наоборот, препятствует достижению. Так, одно малое свойство может надолго задержать человека, не позволяя одолеть следующую ступень в развитии, даже при многих ценнейших накоплениях. Терпение и терпимость относятся именно к таким свойствам, которые особенно могут как вознести дух, так и задержать новые достижения.
Если недостаток терпения довольно легко каждому в себе обнаружить, то терпимость принадлежит к свойствам, о которых все согласятся, но в текущих делах именно недостаток терпимости чаще всего становится причиною конфликтов, противоречий, а также множества ненужных споров.
В приведённой в начале статьи цитате есть важнейшее указание на основу понимания необходимости терпимости – разница между людьми, разница в глубине "природы": "индивидуализация" накоплений людей очень велика, и развитие каждого осуществляется на основе искания и нахождения именно своего внутреннего "тона". Надо помнить о разнообразии условий прежних многих воплощений, чтобы понять причины несхожести восприятий и особенностей суждений, даже по вопросам, ответы на которые кажутся очевидными.
Терпимость, присущая людям высокоразвитым – это признак глубины и истинного чувства справедливости. Терпимость к другим – совсем не то же, что терпение. Терпимость происходит из ощущения глубины Истины и глубины каждой человеческой индивидуальности. При понимании права каждого продвигаться своим собственным путём.
Понять, как поступать в тех или иных ситуациях, когда кажется, что надо отстаивать истину, бороться с неправдой, может помочь понимание, насколько Великие Сознания терпимы ко всем проявлениям невежества людского и даже откровенного зла, происходящего из духовной неразвитости и непросвещённости.
Так, Живая Этика на запрос о том, почему бы не остановить то или иное безобразие, отвечает, что если бы волевым действием останавливали все вредные явления, "то изуверство перешло бы в зверство". Именно об этом люди мало задумываются, – насколько тонка граница действия, где свободную волю легко нарушить, и это нарушение ведёт к ещё худшим последствиям, вызывая распри и ничего не добавив к тому, что называется "справедливостью действия".
"Спросят – почему не останавливаем те лжеисточники? Почему не выявляем тех, кто послания искажают? Отвечайте – если бы насильственно останавливать течение, по которому человечество идет, то изуверство перешло бы во зверство. Так злая свободная воля течет, как лава, поглощающая в истории тех, кто ополчаются против Блага. Ведь насильственное явление не может дать человечеству пути праведного,... Так терпимость, истинно, удел огненного сознания" ("Мир Огненный" III, 14).
Ключевое понятие – "тонкие энергии". Процесс одухотворения и расширения сознания на основе познания и взаимопомощи – единый верный путь для всех на земле. Мир представляет собой арену страшной и непрестанной борьбы, важной причиной которой является взаимонеприятие идей, идеалов, религиозных предпочтений. В то время, как в условиях доступности множества знаний человек может понять, насколько индивидуальны и разнообразны пути к Истине. Потому так многообразны формы выражения Истины, потому столько учений, и так разнятся по форме религии, при очевидности Единства Истины.
Учение предостерегает от религиозных споров, советуя продвигаться по пути изучения и сопоставления основ всех религий. Причём, даже образование в этом направлении должно быть очень бережным.
Сегодня, как никогда прежде, видно, что именно нетерпимость служит разжиганию и усилению конфликтов, чем и пользуются тёмные. Заметьте, важные отличия текущего времени от прежних веков – распространение знания, освобождение мышления. Отсутствием этих факторов всегда пользовались тёмные, но это теперь уже не может являться средством порабощения сознания. Осталась нетерпимость, и на этом, многим неплохим людям присущем свойстве, тёмные успешно играют. Значение качества мысли тем важнее, что, как сказано в Учении, и роскошь получает справедливую оценку, и магия, что для тёмных губительно.
"Текущие события еще раз указывают на значение мысли. Уже видите, что роскошь потрясена, тоже видите, что магия получила осуждение, и мышление направлено к Иеровдохновению. Эти два условия очень губительны для темных" ("Мир Огненный" II, 288).
Остаётся справедливый вопрос: неужели мириться с нападками на Высшее, с вредоносной клеветой? – Если посмотреть на "опыт" текущего времени, то довольно трудно найти примеры успешности действий, мотивированных такими причинами. Правильный путь – конечно, не в том, чтобы мириться с клеветой или преступлениями. Однако очень разнятся действия мудрых от того, что обычно делают люди.
Учение даёт метод – провести более длинную линию: глубина знания, или подхода к явлению, может покрыть любые противоречия или раскрыть более глубокие причины явлений. Есть также тактика адверза, когда явлению дают возможность выявиться, что обычно само по себе доводит до абсурда, когда вредоносное явление "самопроявляется" в недостойности или глупости.
Пожалуй, именно терпимость для современного человечества стала тем краеугольным камнем, на котором при хрупком равновесии должен бы начать строиться новый, более прочный фундамент человеческого "общежития". Знание, одухотворение жизни, культура и терпимость – без этих основ немыслимо Будущее.
"…особенно жестока религиозная распря. Нужно не вмешиваться в споры о религиях. Нужно творить добро, и пусть люди не пожирают друг друга во имя Милосердного Бога" ("Надземное", 564).
Гореликова М.В., Василевский А.В.