Найти в Дзене

Венгерская ракета

В 1960-е гг. звание «короля советских дорог» закрепилось за моделью междугороднего автобуса «Икарус-55.14», или, как его чаще называли, «Икарус Люкс». Призёр автомобильных выставок 1954 года в Женеве и Париже, «Икарус-55» считался гордостью венгерской автомобильной промышленности и экспортировался, помимо Советского Союза, в Восточную Германию, Грецию, Египет и Китай.

В экспозиции Музея автотранспорта Ленинграда представлена модификация автобуса «Люкс». Эта версия отличалась от прочих модификаций наличием прожектора дальнего света над ветровыми стёклами, холодильником объёмом 60 л, а также специальным местом для стюардов в хвостовой части салона. Кузов был оборудован единственной распашной дверью в передней части, что позволило увеличить количество сидячих мест до 32-х.

-2

karus 55 имел полностью несущий кузов, обшитый алюминиевыми панелями, и оснащался шестицилиндровым дизелем Csepel D614.22. Из-за невозможности разместить агрегат под полом, конструкторам пришлось перенести его в задний обтекатель, что обусловило столь характерный облик машины, за который её называли сигарой или ракетой.

Фото: https://www.kolesa.ru/test-drive/ekipazhu-prigotovitsya-k-vzlyotu-test-drajv-ikarus-55-lux
Фото: https://www.kolesa.ru/test-drive/ekipazhu-prigotovitsya-k-vzlyotu-test-drajv-ikarus-55-lux

Это новаторское техническое решение благоприятно сказалось на эксплуатационных качествах автобуса. Двигатель, расположенный отдельно от пассажирского салона, создавал меньше шумового загрязнения. Обслуживание его тоже было очень удобным, так как мотор, по сути, располагался на постаменте прямо за распахивающимися створками заднего обтекателя.

Представленный в экспозиции музея автобус 1972 года выпуска первые 6 лет работал в междугородней колонне ленинградского Автобусного парка №1. После списания он на последующие 25 лет стал бытовкой на охотничье-рыболовной базе парка.

В 2005-2006 годах силами Автобусного парка №1 СПб ГУП «Пассажиравтотранс» был произведён ремонт автобуса с использованием имевшихся на тот момент материалов и агрегатов, и в сентябре 2006 года автобус уже участвовал в праздничных выездах, посвящённых 80-летию открытия автобусного движения в Петербурге.

-4

В 2016 году Ikarus 55.14 Lux стал флагманом исторической коллекции СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Полномасштабная реставрация «Сигары» продлилась без малого 3 года – и её результат перед вами.

На сегодняшний день в коллекции предприятия находятся два автобуса Ikarus 55.14 Lux 1972 года выпуска. Вторая машина находится в ожидании восстановления.

Автодорога "Ставрополь — Невинномысск". Фото: https://fotobus.msk.ru/photo/1050064/
Автодорога "Ставрополь — Невинномысск". Фото: https://fotobus.msk.ru/photo/1050064/