В современном мире, полном стресса и информационной перегрузки, люди все чаще ищут способы найти внутренний покой и сосредоточиться на важном. Аскеза, в ее различных проявлениях, может стать одним из ответов на эти потребности.
Хотя аскеза традиционно ассоциируется с религиозными практиками и духовным ростом, можно заметить некоторые тенденции в современном обществе, которые перекликаются с идеей аскезы. Например всевозможные диеты, сыроедение, йога, детокс и т.д.
Однако важно отметить, что не всякий тренд автоматически становится аскезой. Ключевым элементом аскезы является сознательное самоограничение, мотивированное стремлением к духовному росту или самосовершенствованию. Если же человек следует тренду просто из желания быть "в теме" или получить одобрение окружающих, это нельзя назвать аскезой. Очень ёмко и мудро написано об этом в Бхагавад-Гите:
Тех, кто совершает суровую аскезу, не рекомендованную в священных писаниях, делая это из гордости или эгоизма, тех, кем движет вожделение и привязанность, кто по глупости истязает свое материальное тело и находящуюся в нем Сверхдушу, называют демонами.
Этот отрывок из Бхагавад-гиты поднимает важную тему о природе аскезы и ее связи с эгоизмом и невежеством. Здесь подчеркивается важность следования истинному духовному пути, который описан в священных текстах. Аскеза, выполняемая без должного понимания и руководства, может привести к негативным последствиям, нанести вред физическому и психическому здоровью.
Мотивация играет ключевую роль в любой духовной практике. Если человек занимается аскезой из гордыни, желая возвыситься над другими или получить признание, это не приведет к конечной цели. Вместо того чтобы уменьшить эго, ложная аскеза может сделать его еще сильнее, породив гордыню, самодовольство и чувство превосходства над другими.
Аскеза, выполняемая с целью удовлетворения материальных желаний также считается ложной. Привязанность к результатам аскезы является препятствием на пути к духовному росту. Истинный духовный путь направлен на освобождение от привязанностей и достижение внутреннего покоя.
Бхагавад-гита учит, что тело является инструментом для духовного развития. Истязание тела из-за невежества не является путем к просветлению, а наоборот, может препятствовать духовному прогрессу. Сверхдуша - частица Божественного, присутствует в каждом живом существе, и насилие над телом означает насилие над ней.
Демоническая природа в этом контексте относится к качествам гордыни, эгоизма, невежества, жестокости и привязанности к материальному. Люди, которые занимаются ложной аскезой, проявляют эти качества и удаляются от истинного пути гармонии и просветления.
Те же, чей ум извращен, действуют вопреки шастрам, пренебрегают ими. Они придумывают собственные методы тапасий и епитимий. (Бхагавад-Гита 17 глава, тексты 5-6)
Бхагавад-гита предостерегает от ложной аскезы, которая основана на гордыне, эгоизме, невежестве и привязанностях. И вместо того чтобы вести к духовному росту, ложная аскеза может стать источником страданий. Истинная аскеза - это не жесткие практики и самоистязание, а внутренняя работа над собой, направленная на очищение сознания от невежества и материальных привязанностей.