Найти в Дзене
Сергей Михеев

Существовал миф о том, что Церковь была против своего народа

Был тоже порожден миф, что Церковь была против своего народа, что, как только приходили враги, они были сотрудниками фашистов – и этот шлейф пытаются закрепить. Очень важно понимать такие вещи, что сотни и тысячи священнослужителей воевали в рядах армии. Митрополит Алексий (Коноплев): кавалер ордена Отечественной войны I степени, медаль «За боевые заслуги», отправился на войну еще до рукоположения в священный сан, к 1941 году уже не первый год служил псаломщиком, даже провел три года в ссылке. Архимандрит Алипий: кавалер ордена Красной звезды, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Архимандрит Нифонт: кавалер орденов Красной звезды и Отечественной войны, медали «За отвагу», «За взятие Будапешта» и «За победу над Германией». Протоиерей Глеб Каледа: медаль «За отвагу». Протоиерей Иоанн: кавалер ордена Славы IIIстепени. И этот список может быть бесконечным. С нашим великим старцем Кириллом (Павловым), который жил в Троице-Сергиевой Лавре, связана известнейшая история – «Сталинградское Евангелие». Когда он был в Сталинграде, еще будучи Иваном Павловым, нашел Евангелие, прочел его и уверовал в Бога. Здесь тоже одно от другого неотделимо. Попытки сказать, что Церковь была с фашистами – это такая наглая ложь!

Сергей Михеев: Многие в плену мифов. Но ведь есть документы, которые всё подтверждают! Действительно, немцы в некоторых регионах, куда приходили (но не во всех), разрешали открывать храмы. Они считали, что таким образом будут заигрывать с местным населением и добьются успеха. Было место, где они добились успеха, - это Западная Украина, и бандеровское движение было с этим связано. Хотя там было очень сильное влияние униатов. В остальных местах они достичь никаких серьезных успехов в этом смысле не смогли, и склонить священство на свою сторону в плане пропаганды, помощи тоже.

В целом, Русская Православная Церковь во главе со своим Патриархом заняла совершенно однозначную позицию, что борьба со злом, которое представляла собой нацистская Германия, - это совершенно священная война. Поэтому Церковь активно помогала и материально, и морально.

На танки собирали.

Сергей Михеев: Всем это хорошо известно и в советское время не отрицалось. Была знаменитая очень неплохая кинолента «Великая Отечественная», где текст читал Лановой. И там тоже есть про это упоминание. Никто не утверждал, что, мол, Русская Православная Церковь предала свою страну. Наоборот, даже советская власть, пусть и сдержанно, но признавала положительную роль и однозначную позицию Русской Церкви в ходе ВОВ. Поэтому бредни, которые иногда начинают говорить, не соответствуют действительности.

Есть и другая сторона мифов – что Сталин будто тайно приходил к блаженной Матроне Московской. Наш коллега Игорь Петровский всё это собрал воедино в большой материал, где доказывает, что такого тоже не было. Всё это со временем обрастает мифами. Мы получили такое явление, как «православный сталинизм» - одно пытаются повенчать с другим. Сейчас находятся «умельцы», которые освятили памятник Сталину. Священник освятил ему памятник в Великих Луках и говорит, что Церковь пострадала в годы Сталина, но благодаря этому у нас возникло столько новомучеников и исповедников. Владыка Савва (Тутунов) верно написал, что это абсолютно кощунственные слова. Вопрос: когда одно с другим пытаются помирить и повенчать, причем сделать это искусственно, и видно, что всё это не стыкуется.

Сергей Михеев: Я тоже против бесконечной войны «красных» и «белых». Считаю, что это часто подбрасывается извне. Не уверен, что люди, которые это вытаскивают, понимают, что они делают, потому что приносят гораздо больше вреда. Считаю, что именно в тезисах Владимира Путина склеивание истории важно для нас. Ощущение своей истории как единого процесса, который не противопоставляет абсолютно одно другому (например, «до 1918 года было всё хорошо, а после 1917 года – всё плохо», или наоборот). Такое противопоставление мне не кажется полезным. Мне кажется полезным ощущение этого как единого исторического процесса, при этом с опорой на документы и реальные факты с оценкой тех событий, которые были. И не надо выдумывать те события, которых не было.

Здесь понятно стремление людей – оно чисто эмоциональное. «Я же помню, что в Советском Союзе было неплохо, было много достижений, он был такой успешный. С другой стороны, занимать богоборческую позицию – это бред, да и мы сами верим в Бога. Давайте как-нибудь это склеим». Здесь манипуляции не нужны – надо быть честными. Что склеивается, то можно и склеить, а что не склеивается, не надо пытаться склеить. Не надо искусственно выводить «смесь бульдога с носорогом», если этого не было! Не надо придумывать того, чего не было! Потому что в нашей истории – досоветской, советской и постсоветской – вполне достаточно фактического материала, который позволяет нам ощущать себя полноценной суверенной цивилизацией, имеющей непрерывный исторический процесс. Не надо строить новую мифологию и не надо быть нечестными! Не надо приписывать людям того, чего у них не было или что не подтверждается фактами. Если есть какие-то вещи, подтверждаемые фактами, то можно об этом поговорить, а если их нет, то не надо выдумывать. А здесь стремление создать то, чего не было, потому что это «полезная картинка»! «Этого не было, но мы придумаем, потому что нам так нравится и у нас в голове это не сочетается». Условно говоря, это называется: «если ваши факты не соответствуют моей теории, то тем хуже для ваших фактов. У меня отложилась в голове такая-то теория, что так будет полезно. Поэтому я факты буду искажать и лепить один к другому там, где они не лепятся, и там, где никакими документами не подтверждаются».

В нашей истории вполне достаточно реально подтвержденных фактов, которые позволяют нам считать себя суверенной, полноценной цивилизацией. И надо понимать, что Православие – это не про средства производства, не про социально-экономическое устройство общества, не про то, кто, как и какие блага будет распределять. Православие совсем про другое! И наоборот: экономика – это вещь, которая может регулироваться и религиозными принципами, но Бог не про это. Поэтому попытка всё это сочетать и обусловить одно другим искусственная! Православное христианство – это про смысл жизни и про посмертную участь души, а не про то, какое министерство чем будет заниматься и нужен ли госплан или не нужен. Не нужно эти вещи склеивать – они не склеиваются. Но не надо их и противопоставлять. Скажем, может ли православное христианство принять другую систему распределения благ? Может. А может ли оно принять другую систему управления экономикой? Тоже может. Что оно не может принять, так это осознанное богоборчество, осознанную хулу на Духа Святого, осознанные гонения на христиан и осознанное извращение православной веры. А всё остальное – в принципе, обсуждаемые вопросы.

Завершить нашу программу в День Победы хочется историей, которую мне рассказали в Рыльском Свято-Николаевском монастыре (Курская область). Когда я туда приехал, на могилке старца Ипполита (Халина) встретились с гуманитарщицей Анной, и она рассказала, как стяг Спаса Нерукотворного замироточил на передовой. Довелось увидеться с замкомбата четвертой бригады «Призраком», подразделение которого в 2022 году держало оборону в направлении Кременной, где шли тяжелые бои. Тогда мы вместе с гуманитаркой привезли бойцам стяг с ликом Спаса. Стяг все это время находился с бойцами, они очень трепетно и молитвенно к нему относились. И в один момент они обнаружили то, что зафиксировали на видео. Стяг стал мироточить, показывают потолок сухой, стена сухая, а такое чудо было обнаружено. Поэтому сейчас нашим ребятам тоже нужна наша молитва.