Пришло время оставить хиханьки-хаханьки и поговорить о серьёзных вещах. Без лишних слов перейдём к делу – топ-9 лучших серий Смешариков.
9. Последняя радуга
С содроганием глядя на свою фотографию на первой полосе (недавнюю, но понять не могу, когда и кем сделанную), я принялся читать статью, озаглавленную «Последняя радуга». <…> При чем тут радуга — я так и не понял. <…> Я перевернул газету. Обнаружил кроссворд и колонку юмора.
– C. Лукьяненко «Чистовик»
У Смешариков появляется газета, но Крош считает её содержимое слишком скучным и предлагает решение – «кричащие заголовки». Никому не интересен рассказ про радугу после дождя, но стоит объявить, что над поляной появилась последняя радуга в жизни – читатели тут же найдутся. Стремясь создать интригующий заголовок, Крош едва не повторяет судьбу мальчика, который кричал «волки», ведь уже никто не верит, что катастрофа может случиться по-настоящему. Данная серия – типичная насмешка над желтушными СМИ, но в данный топ она попала по причине выше – разрывная фраза Ёжика после каждого душераздирающего анонса нового выпуска. Даже Лукьяненко заценил.
«Неужели Копатыча уже не спасти? А также кроссворды и колонка юмора».
8. Музотерапия
После неудачного эксперимента Лосяша накрывает апатия, и Совунья, за неимением медикаментов, предлагает ему курс музотерапии – ежедневно по три часа Кар-Карыч будет играть для него на гитаре. Эспрессивное исполнение «Поговори хоть ты со мной» Высоцкого только усугубляет ситуацию, и Карыч переходит к русским романсам – в ход идут «Утро туманное» и «Ямщик, не гони лошадей», на которой Лосяш приходит в себя, а расчувствовавшийся Карыч бухается в обморок. Совунья пытается действовать от противного и вовсе запретить музыку, но, ускользнув из-под её надзора, герои исполняют прекрасный и нежно любимый автором романс «Ночь светла». Именно музыкальная составляющая и делает эту серию столь ценной – популяризация русских романсов среди молодежи дорогого стоит. Помимо этого, доставляет забавный повторяющийся гэг про «вкусные таблеточки», которых как не было, так и нет, и вступительная цитата Совуньи, которая стала моим девизом для всех сложных жизненных ситуаций.
«О, дружочек, нервы — это нервы, их надо беречь, они на дороге не валяются! <…> Если ты не откроешь какую-нибудь «молэкулу», то её обязательно откроет кто-нибудь другой. А вот если с нервами что-то случится, никто к тебе не придёт и не скажет: «Возьми, дружок, пучок моих нервишек, а то, кажется, у меня лишние!»
7. Это сладкое слово «мёд»
Зависимость Копатыча от мёда, подозрительно напоминающая алкоголизм, переходит все границы, и, едва откачав друга, Смешарики решают посадить его под домашний арест, подальше от искушения. Сбежав с сочувствующим Барашем, Копытыч решает «обмыть» бочонком мёда свои грандиозные планы по созданию нового мира без конфликтов. И умирает. Конец.
Необычайно мемная серия. Персонажи четвертую стену даже не ломают, а сносят, выдавая пафосно-нелепые цитаты одну за другой («Подкоп почти готов, но силы уже на исходе» в моей семье плотно вошла в обиход). Забавный факт: во время побега Копатыча и Бараша играет инструментальная аранжировка революционной песни «El pueblo unido jamás será vencido», добавляющая изюминки патетичным лозунгам Копатыча про «беспечное солнце свободы».
6. Полоса невезения
Кар-Карычу в последнее время не везёт – что бы он ни делал, всё идёт наперекосяк. Прагматичный Копатыч решает этим воспользоваться и отвлечь невезучим другом внимание пчёл, собрав в это время мёд из ульев. Однако всё снова идёт не по плану, и друзья, перебинтованные с ног до головы, ковыляют домой к Карычу. По пути они беседуют о своих невзгодах, завершая серию трогательным диалогом:
– Зато потом, когда эта полоса невезения кончится, очень и очень повезёт.
– Не знаю, не знаю. Если честно, то в жизни мне повезло лишь однажды, когда я встретил вас — моих друзей.
– Спасибо, старина. Я тебя тоже очень люблю.
Разговорившись, герои не замечают, как проходят камнепад невредимыми, перебираются через овраг по вовремя упавшему дереву, как в конце концов закончился дождь и их путь осветила луна. Несмотря на общую меланхоличность, преобладающие холодные тона и минорные мотивы, серия оставляет светлые впечатления и внушает оптимизм, которого порой нам так недостаёт.
5. Смысл жизни
Думаю, серия в представлениях не нуждается. Отдельные аплодисменты композитору – музыкальное сопровождение прекрасно дополняет общую атмосферу.
«Или вот какой смысл умываться по утрам? Чтобы быть бодрым. А какой смысл быть по утрам бодрым? Какой вообще смысл быть по утрам? Хм, непонятно. И непонятно: то ли жизнь всегда была бессмысленной, а ты просто не замечал этого, то ли смысл был, но куда-то затерялся».
Бараш, которым в очередной раз овладела русская хандра (вас тоже бесит этот нытик?), потерял смысл жизни. Кар-Карыч, затащивший серию своей житейской мудростью ("А вдруг окажется, что смысл жизни — не есть сладкого и не спать до двенадцати? Я тогда только расстроюсь..."), рассказывает ему о некой Кузинатре, дарующей смысл. Вдвоём они отправляются на её поиски. Оказавшись на грани смерти, Бараш наконец видит смысл в простых каждодневных вещах, и к нему вновь возвращается желание жить.
«Не надо торопиться — Кузинатра от нас никуда не денется. Смысл этого бульона — чтобы я его ел и набирался сил. Смысл этой кровати — чтобы я на ней спал и отдыхал. Пока этих смыслов вполне достаточно».
4. День справедливости
После месяцев упорного труда Пин наконец закончил машину для изготовления фейерверков. Это творение Пину особенно дорого, ведь ему наконец удалось совместить жёсткую логику инженера с "вдохновенным фонтаном огня и искрящимися брызгами чувств". Но радовался он недолго – прямо на машину падает метеорит. Пин впадает в отчаяние и истерику, переставая верить в справедливость, и, по сути, в Бога, который отнял самое дорогое, что у него было (тема религии здесь затронута тонко и деликатно). Но когда герой со злости бьёт ломом по злополучному метеориту, тот искрится фейерверком, о котором так мечтал Пин, что выводит в мораль спорную во многих отношениях, но близкую автору мысль – все, что ни делается, все к лучшему.
В топ-3 я вынесла серии с трагическим финалом, в дань уважения смелости сценаристов, которые не боятся разрывать шаблоны собственного мира и показывать младшей аудитории, что не из всех жизненных ситуаций можно выйти победителем.
3. Не может быть
«Он не бесполезный! Он ночью светится».
Возле дома Лосяша вырастает неизвестное науке растение. Копатыч тут же предлагает выкопать бесполезный сорняк, но Лосяш руководствуется интересом ученого и начинает наблюдение. Цветок растет в геометрической прогрессии, светится по ночам, приманивая танцующих мотыльков, и совершенно неожиданно издаёт звуки, складывающиеся в приятную мелодию. Любуясь цветком, Лосяш чувствует себя счастливым, и это становится главной проблемой, ведь привычный ему научный метод познания мира не в силах объяснить этот феномен. В гневе на собственную беспомощность герой выкапывает странное растение. Серия заканчивается ожидаемо печально – Лосяш, собственноручно лишивший себя счастья, слушает запись таинственной музыки под одинокий луч фонарика. На свет слетаются бабочки, и хоть грустная улыбка главного героя всё же оставляет надежду на лучшее, финал пробивает на слезу при каждом просмотре.
2. Психолог
Пожалуй, самый мрачный эпизод. Карыча мучают тяжёлые воспоминания о детстве. Разобраться с ними мешают остальные Смешарики, которые регулярно приходят к нему выговориться, ведь Карыч так внимателен и чуток, что можно счесть его личным психологом. Собственный неразрешённый конфликт вкупе с обрушившимися чужими проблемами (мизерными, по сути своей) доводит Карыча до нервного срыва, и в сердцах он решает высказать всё, что думает – и в рамках вселенной Смешариков звучит неожиданно жестоко.
«Отстаньте от меня. Вы мне надоели. <...> Все ваши проблемки яйца выеденного не стоят! Вы даже не знаете, что такое настоящая проблема! <...> Я вас ненавижу».
Гневная тирада прерывается на полуслове – на мгновение вернувшись в детство, Карыч передумывает выплескивать негативные эмоции, с улыбкой извиняется перед друзьями и приглашает их к себе на очередной сеанс психотерапии. Серия так и заканчивается на том, что никто не выслушал самого Карыча и не предложил ему помощь – он вытерпел всю боль в одиночестве. Не рассказать, о чём он тоскует – очень удачный ход со стороны сценаристов, придающий переживаниям героя вес, отчего эпизод в целом становится похожим на серьёзный короткометражный фильм.
1. Утерянные извинения
Поругавшись с Барашем, Нюша ищет утешения у Совуньи, которая делится с ней историей из юности – и она однажды поссорилась с возлюбленным, да так сильно, что уехала от него в другой город и больше никогда его не видела. Наверное, не зря - ведь не сильно-то он дорожил их любовью, раз даже не попытался попросить прощения. Ударившись в воспоминания о молодости, Совунья открывает свой старый сундук, в котором находит журналы, которые когда-то выписывала, да так и не прочла. Пролистав страницы, Нюша находит там письма – работники почты вкладывали письма в журналы, ведь нести их по одному адресу.
«Милая, почему ты не отвечаешь на мои письма? Я послал их уже тридцать штук, и в каждом прошу простить меня. Я виноват, но почему ты уехала? Я постоянно думаю о тебе. Наверное, ты не хочешь меня видеть. Извини».
Нюша со всех ног бежит мириться с Барашем, оставив Совунью оплакивать упущенное счастье и давно минувшую молодость под авторский романс. Рыдали всем селом. Сначала эта серия, а потом уже Побег из Шоушенка, Хатико и Список Шиндлера.
Итог хочется подвести простой: сериал «Смешарики» – лучшее, что случалось с отечественной мультипликацией с 90-х годов. Жаль, что рано или поздно звезды гаснут и в итоге всё скатилось в бездушную коммерцию.