Найти в Дзене
КиноДоктор

Летающая кровать / Набалдашник и метла (1971) - Это была бы отличная сказка, если бы не так затянуто и с таким обилием исторических вымыслов

Это та сказка, где будет проведёт мультяшный футбольный матч, поражающий своей жестокостью. Его показывали у нас в передаче "Утренняя почта" уже в перестроечные годы, когда жестокость стали нам усиленно прививать... А мы, дураки, ещё восторгались. Посмотрел сейчас - дичайший бред. Злобный и бессмысленный. Да, это была бы отличная сказка, если бы не лишняя и не соответствующая фактам истории линия с нападением фашистов и такое обилие песенно-музыкальных номеров. Не знаю кому как, но я никогда не любил подобные мюзиклы. Даже советско-румынский фильм "Мама" я не любил по причине этого самого мюзикла - всех этих утомительных песнопений и танцев. А вот в истинно наших "Приключениях Буратино" всё было как раз в нужном формате, без этого самого мюзикла. Ну да ладно, давайте к самому фильму перейдём... Фильм основан на книгах "Волшебная кроватная ручка, или Как стать ведьмой за десять простых уроков" (1943) и "Костры и мётлы" (1947) английской детской писательницы Мэри Нортон. Фильм получил од
Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)
Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)

Это та сказка, где будет проведёт мультяшный футбольный матч, поражающий своей жестокостью. Его показывали у нас в передаче "Утренняя почта" уже в перестроечные годы, когда жестокость стали нам усиленно прививать... А мы, дураки, ещё восторгались. Посмотрел сейчас - дичайший бред. Злобный и бессмысленный.

Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)
Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)

Да, это была бы отличная сказка, если бы не лишняя и не соответствующая фактам истории линия с нападением фашистов и такое обилие песенно-музыкальных номеров. Не знаю кому как, но я никогда не любил подобные мюзиклы. Даже советско-румынский фильм "Мама" я не любил по причине этого самого мюзикла - всех этих утомительных песнопений и танцев. А вот в истинно наших "Приключениях Буратино" всё было как раз в нужном формате, без этого самого мюзикла. Ну да ладно, давайте к самому фильму перейдём...

  • Не забудьте подписаться на мой канал "Зарубежный кинопрокат в СССР".
Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)
Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)

Фильм основан на книгах "Волшебная кроватная ручка, или Как стать ведьмой за десять простых уроков" (1943) и "Костры и мётлы" (1947) английской детской писательницы Мэри Нортон.

Фильм получил одну премию "Оскар" за визуальные спецэффекты и всего пять номинаций, хотя это явный перебор. Неплохая сказка по тем временам, но не более того.

Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)
Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)

В прокате картина отнюдь не блеснула. Критика была тоже не в восторге. Откуда пять номинаций "Оскаров"? Например, многие их критики были согласны со мной сегодняшним:

Полин Каэл ("The New Yorker"):

"Вся эта постановка представляет собой смесь волшебства и неумелости; в картине есть приятные моменты, но она настолько неуверенна в себе, насколько показывает название".

Чарльз Чамплин из "Los Angeles Times" написал, что фильм был

"достаточно приятным и достаточно безобидным. Но слишком длинный (почти два часа) и медленный. Песни небрежны (ничего особенного в них нет), а визуальных ухищрений, какими бы великолепными они ни были, недостаточно, чтобы передать картинку по-настоящему волшебной. По стандартам, установленным Disney для себя, это разочаровывающее начинание".
Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)
Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)

Так что моё мнение не уникально. Но посмотреть фильм вполне можно, хотя мне по атмосфере нравится начало, но вот продолжение и особенно финал, на мой взгляд, провальные. Но я бы хотел остановится на важном факторе, за который уцепилась писательница и создатели этой сказки, а именно - историческое соответствие. Всё-таки если вы включаете в сюжет исторические факты, то обязаны не фантазировать (как это делают, к примеру, российские режиссёры XXI века), а отображать именно и только их. А здесь этого нет.

Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)
Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)

Действие картины - август 1940 года. Этот тот период, когда три с половиной месяца (с 10 июля по 30 октября) гитлеровские самолёты вели воздушные бои над территорией Великобритании и подвергли некоторые её территории бомбёжке. Всё. На этом всё участие Великобритании в той войне по сути прекратилось, поскольку цели её захватить у Гитлера, согласно историческим фактам и документам, не было. Это скорее была разминка или его очередная истерика (а вероятнее всего просто чтобы отвести подозрения) перед главной целью всей войны - нападение на Советский Союз.

Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)
Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)

И хотя Черчилль потом высокопарно назвал этот маленький отрезок столь пафосно как "Битва за Британию", но все прекрасно понимали что если бы Гитлер хотел, он бы взял Великобританию также легко как и Францию. Просто, повторюсь, такой цели не было. Всё-таки Великобритания и США - настоящие родители гитлеровской Германии, которые и создали её для уничтожения СССР, попутно обогащаясь на этой войне. Давайте уж, наконец, называть вещи своими именами. "Союзников" у нас не было, были лишь трусливые шакалы, которые выбирали сторону и принимали косвенное участие только тогда, когда это было уже для них безопасно и, главное, выгодно.

Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)
Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)

Также гитлеровские войска НИ РАЗУ не высаживались на берегах Британии (что очень и очень странно, учитывая что там было достаточно плюнуть через забор из Франции), так что показанное в конце этого фильма просто вымысел.

Если бы все эти моменты, связанные с войной, выбросили из фильма, то он бы получился лучше. Но я понимаю, что надо хоть что-то придумывать для подрастающего поколения англичан. "Ох уж, эти сказочники..."

Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)
Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)

Но и это ещё не все минусы картины, да и не основные. Сама сказка излишне затянута. Её во многом портят, помимо ерунды с фашистами, утомительные танцы и песни. В них нет ничего ценного и запоминающегося. Они не трогают за душу, а вгоняют в тоску и сон. И ведь это ещё было удалено 23 минуты экранного времени с песнями и танцами и укорочена песнопляска "Портобелло Роуд", которая и так осталась слишком длинной.

Когда я смотрел впервые эту сказку ещё подростком, то мне она понравилась в целом. Фильм тогда был известен под названием "Летающая кровать". Но именно упомянутые выше моменты и в тот период несколько утомляли. Слишком много и не по теме. Ну а что же за сюжет?..

Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)
Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)

Итак, в августе 1940 года троих детей-сирот по имени Чарли, Кэрри и Пол Роулинс эвакуируют из Лондона в Пепперинг-Ай недалеко от побережья Дорсета, где они неохотно передаются на попечение мисс Эглантины Прайс (Анжела Лэнсбери), которая также неохотно соглашается. Кстати, Анжеле здесь всего 45 лет, но выглядит она значительно старше...

Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)
Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)

Дети пытаются убежать обратно в Лондон, но, увидев мисс Прайс, пытающуюся полетать на метле, они передумывают. Разоблачённая мисс Прайс признаётся, что изучает колдовство в заочной школе ведьм в надежде использовать свои заклинания в военных действиях Великобритании против нацистов (мотивировка конечно придумана та ещё), и предлагает детям подарить волшебное заклинание в обмен на их молчание о её роде деятельности. Старший мальчик довольно противный и ушлый, он вообще неоднократно просил денег за молчание. Но Эглантина накладывает заклинание на ручку кровати и добавляет, что только маленький Пол (пока ещё достаточно бескорыстный) может ей пользоваться.

Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)
Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)

Позже мисс Прайс получает письмо из своей школы, в котором объявляется о её закрытии, что лишает её возможности выучить последнее заклинание и закончить таким образом школу. Она убеждает Пола использовать зачарованную кровать, чтобы отправиться в Лондон и найти профессора Эмилиуса Брауна (Дэвид Томлинсон) - руководителя школы ведьм, которая закрылась...

Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)
Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)

Дальше будут не слишком увлекательные приключения, главным из которых станет путешествие в вымышленную страну Набумбу. Вот как раз с этим живодёрским футболом. А закончат вообще провально: какая-то долгая и нудная бредовня с высадкой гитлеровцев и марширующими британскими доспехами, знамёнами и прочей утварью. В итоге фрицев прогонят и англичане ликуют.

Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)
Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)

Съёмки проходили на студии Disney в Бербанке, Калифорния, с начала марта по 10 июня 1970 года. Прибрежные сцены с участием немецких солдат были сняты на натуре на близлежащем калифорнийском пляже. Дополнительные сцены были сняты на натуре в замке Корф в Дорсете, Англия. Съёмки длились 57 дней, в то время как на анимацию и спецэффекты потребовалось по пять месяцев на то и на другое.

Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)
Кадр из фильма "Набалдашник и метла" / "Летающая кровать" (1971)