Найти тему
Аннушка вещает

Стоит ли ругать ребёнка за оценки?

04.10.2023 г.

Стоит ли ругать ребёнка за оценки?

Школьники сталкивались в той или иной степени со страхом принести свой дневник с низкой оценкой домой, прям как на известной картине Фёдора Решетникова «Опять двойка». Проблема наказаний родителей за плохую успеваемость детей остаётся актуальной в современном обществе. Некоторые родители считают, что низкая успеваемость является следствием лени или недостаточной мотивации ребёнка, и начинают критиковать и ругать своих детей за неудачи в учёбе.

Какое воспитание правильнее — когда взрослые требуют лучшей успеваемости или же относятся спокойно к полученным тройкам?

На паре по психологии мы изучали, что наилучший вариант — когда родители не ругают своего ребёнка. К сожалению, далеко не все имеют педагогическое образование, поэтому об этом не знают и поступают неправильно, неосознанно нанося своим детям психологическую травму, которая может преследовать их всю жизнь.

Обратимся к статистике, которую представил City Dog.io в статье «Исследование: родители ругают детей из-за оценок, но это бессмысленно»: «72% белорусских школьников признались, что из-за плохих оценок у них возникают конфликты с родителями.

«Независимый аналитический центр Института приватизации и менеджмента презентовал результаты исследования о среднем образовании. Исследовательский центр ИПМ провел анкетирование одной тысячи белорусов от 17 до 21 года, чтобы проанализировать проблемы и слабые места среднего образования». «Из-за оценок у 72% респондентов с родителями возникали конфликты, причем их частота не зависит от среднего балла школьника. Но! Ни контроль, ни наказания не оказывают статистически значимого влияния на успеваемость».

«– Как показало исследование, ребенок сегодня знает, что, если он получит плохую оценку, за этим последуют санкции: его могут отругать родители. Далее этот ребенок, уже будучи взрослым, выходит на рынок труда, где он продолжает вести себя по накатанной схеме, то есть боится делать ошибки. Боязнь совершать ошибки в последующем порождает не самых эффективных участников рынка труда. Такие люди, как правило, не проявляют творческой инициативы, не генерируют новых идей, что, в свою очередь, сказывается негативно и на экономике, – цитирует одну из авторок исследования Дарью Урбан “Ежедневник”».

В статье Алёны Исаевой «Оценки не главное» 7 hands.com также описывается данная проблема: «Миссия “хорошо учиться” настолько сильно давит на российских школьников, что около 17% еще до выпуска пробуют антидепрессанты, ноотропы, нейростимуляторы…»

«В результате к моменту выпуска из института студенты получают вполне реальные диагнозы:

● неврозы;

● бессонницу;

● депрессию;

● необратимые изменения осанки».

«Но статистика пугает еще больше:

● паническую тревогу по поводу своего будущего ощущают примерно 67% выпускников, окончивших школу со “средним” баллом;

● каждый пятый выпускник, получивший красный диплом, хотя бы раз задумывался о самоубийстве;

● 5% школьников в период выпускных экзаменов совершали попытки суицида».

«Ну, а новости о смертях школьников, получивших негативные результаты ЕГЭ, уже никого не удивляют. Поэтому перед тем, как давить на своего ребенка, стоит задуматься: стоят ли пятёрки жизни?»

В своей аналитической статье я взяла комментарий у трёх молодых людей: Марии, Валерии и Максима. Их родители относились к их успеваемости по-разному: Марию ругали, Валерию нет, а у Максима ситуация была нейтральная. Студенты поделились своими историями и рассказали, как отношение родителей к их успеваемости сказалось на их успехах в учебе и жизни в целом, а также описали, как собираются воспитывать своих детей в будущем.

Мария: «В детстве я не понимала, что у меня синдром отличницы. Просто говорили родители хорошо учиться, и я всё для этого делала. Поняла потом, что жутко боюсь принести домой 3 или 4, хотя меня ни разу не били и сильно не ругали. Я была готова на все ради 5 и медали в будущем. И я бы её получила, если бы не одна преподавательница, которая была не последним человеком в городе. Скажу сразу, что конфликта между нами не было. Я очень переживала, потому что 11 лет шла к красному аттестату. Но, поступив в институт, решила, что здесь буду получать профессию и удовольствие от учёбы! Больше я свои нервы тратить не буду. В вопросе воспитания своих детей я решила, что хотела бы, конечно, чтобы они начальную школу закончили на "отлично". Грех с такой мамой этого не сделать (Смеется). А потом как пойдёт. Захотят 9 классов хорошо, 11 — тоже. Это их выбор. Ругать за плохие оценки не собираюсь, однозначно. Буду стараться решать проблемы разговором. И не манипуляциями, как моя мама в своё время».

Валерия: «Мои родители всегда снисходительно относились к оценкам, никогда не спрашивали: "А почему не пять?" Они, наоборот, часто прикалывались, что я слишком много читаю книг. Когда у меня брат родился, с ним они стали более требовательны, делают вместе уроки. И мама шутит, что с братом она отрабатывает все эти школьные годы, которые не отрабатывала со мной, потому что я сама делала домашнее задание. Меня, наоборот, больше мотивировало, что мама говорила: "Три? Ну ладно". Когда я поступала в институт, она мне сразу сказала: "Там не надо так сильно всё учить. Если ставят три, то соглашайся". Я понимала, что в случае чего на меня ничего не давит, поэтому хорошие оценки хотелось получать именно для себя. Это становилось делом принципа. Когда ты понимаешь, что контролируешь себя, то выбираешь, что нужно. Важно понять, на чём сделать акцент сейчас, а на чём потом. Именно в этот момент ты берешь ответственность и сам контролируешь себя и свою жизнь».

«Мама считала, что нервная система намного дороже, чем оценки и красные дипломы. Самое главное — быть хорошим человеком»

«Пока что я не могу ответить, как буду воспитывать детей. В плане школы у меня будет подход, как у родителей. Но это всё будет зависеть от ребёнка, потому что, например, мой младший брат не прочь пофилонить, и родителям, соответственно, приходится следить за тем, чтобы у него не падала успеваемость. Если я столкнусь с такой ситуацией, то, скорее всего, буду строга. А если ребёнок пойдет в меня, будет самостоятельным, то, в принципе, нет смысла на него давить. Как показывает практика, оценки — это формальность».

Максим: «Родители по-разному относились к оценкам: отец был очень лоялен, мама и за тройку могла поругать). Но это было больше похоже на своеобразное наставление. А так, на самом деле, очень спорный вопрос. Однозначно ответить, что влияет, а что нет, сложновато будет. Мне кажется от человека многое зависит, и от того, как он воспринимает всё происходящее. Да и в принципе, ребёнок будет относиться к оценкам, исходя из того, какое виденье ему родители заложили в детстве. Что касается своих будущих детей, то они нигде не будут учиться, по причине низкого уровня образования».

«Да по итогу один вывод в голову приходит важность хорошего образования. А к тем качествам, которые у меня сейчас есть, оценки вообще никакого отношения не имели. Спортивная школа, окружение, но никак не оценки. Опять же, не могу принять сторону Артемия Лебедева, который придерживается мысли о том, что оценки прививают структурное мышление и вообще не нужно об этом париться. В таком случае у нас 75% выпускников школ будут как он, с синими волосами и пустыми мыслями. Единственное, что оценки дают это мотивация. Но тоже, всё зависит от ученика».

Также я поговорила с экспертом, учительницей с высшим педагогическим образованием и стажем работы более 30 лет, — Татьяной. Она рассказала с профессиональной точки зрения, как лучше родителям относиться к этому вопросу: «Не нужно ругать детей за плохие оценки, необходимо поощрять их стремление к учёбе, трудолюбию. Если родители видят, что ребёнок старается, выполняет задания, пытается разобраться, понять тему, но не успевает за темпом освоения программы вместе с другими детьми, то нужно его поддержать, выявить причины низких результатов и постараться их устранить».

«Например, одной из причин может быть низкая мотивация к учёбе. Если он не понимает, зачем учиться, какая в этом польза, то и желания учиться не будет. Лучшей мотивацией является познавательный интерес, когда мы получаем удовольствие от того, что узнаем что-то новое. Понятно, что не всё, что изучается в школе интересно вашему ребёнку, поэтому очень важна эмоциональная поддержка со стороны родителей, учителей».

«Возможно, ваш ребёнок не понял часть какого-то материала, всего одну тему. Нужно ему помочь, объяснить ещё раз в спокойной атмосфере, разобраться вместе с ним, попросить помощи у учителя, в крайнем случае, пригласить репетитора. Может, ребёнку нужно просто помочь правильно организовать свое время, сбалансировать режим дня, время учёбы и отдыха. Даже для взрослых людей важно побыть на свежем воздухе, поспать днём или просто полежать минут сорок, чтобы быть готовым выполнить какое-нибудь сложное задание. Тем более это нужно детям и подросткам».

«Важным моментом является и правильное питание. Нужно также добавлять необходимые растущему организму витамины и микроэлементы. Так, может быть, что основной причиной неуспеваемости в школе является проблема с пищеварением, а не нежелание учиться».

«У детей могут быть проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, из-за чего могут накапливаться эмоциональные проблемы. Из-за стресса снижается способность концентрироваться, ребята плохо запоминают материал. Надо быть ближе к своим детям, интересоваться, быть в курсе их проблем и переживаний. В этом случае поддержка со стороны родителей необходима еще больше. В сложных, запущенных ситуациях нужно не бояться обращаться к психологу. В каждой современной школе в штате есть свой психолог».

«Раньше активное участие в воспитании детей принимали бабушки и дедушки. Наделенные большим жизненным опытом, свободным временем и огромным желанием посвятить себя внукам, они часто проявляли такую заботу и понимание, что брали роль семейных психологов. У детей было чувство комфорта и защищённости. Они все им рассказывали, у них даже зачастую были свои небольшие секреты, тайны от родителей».

«Жаль, что сейчас дети лишены этого общения. Это связано с тем, что современные бабушки и дедушки должны работать, когда раньше свободно могли заниматься внуками. Или просто не очень хотят себя обременять подобными заботами».

«Таким образом, прежде чем ругать своих детей за плохие оценки, нужно разобраться в истинных причинах их нежелания учится. Иногда эти причины могут быть и внутри семьи. И тогда нужно начинать с себя».

Екатерина, студентка МГПУ по направлению начальных классов, и по совместительству репетитор, прокомментировала какие могут быть последствия неправильного отношения родителей к оценкам детей. Она поддержала мнение коллеги — Татьяны и добавила: «Детей нельзя ругать за оценки, потому что это сказывается на личной самооценке, на мотивации и любви к учёбе. Так, дети будут учиться только ради оценок, а не ради получения знаний».

Меня тоже воспитывали, как Валерию. Я считаю этот подход правильным. Благодаря тому, что меня не ругали за плохую успеваемость, я стала более самостоятельной, ответственной и сама стремилась к лучшим результатам.

Мама мне говорила: «Я не буду ругать тебя за двойки и тройки”, если вижу, что ты стараешься. В этом нет смысла».

Она объясняла мне, что если я ленюсь и ничего не делаю, впоследствии чего получаю плохие оценки, то это плохо. Но раз она видит, как я выполняю домашнее задание, стараюсь, учу, то оценки — не показатель ума.

Подводя итог, единогласно все пришли к выводу о том, что ругать за оценки — не стоит. Это может негативно отразиться на ребёнке и будущей его жизни. Вместо ругани и критики родители должны помогать своим детям развивать мотивацию и интерес к учёбе. Они должны поощрять своих детей за успешные достижения и помогать им преодолевать трудности в учёбе. Родители должны также общаться с учителями своих детей, чтобы получать информацию о том, как помочь ребёнку улучшить свои результаты.

Фото: Здоровые дети
Фото: Здоровые дети

Текст: Анна Сергеева

Фото: Здоровые дети