Ash Ra Tempel – еще одна немецкая команда из Западного Берлина. Они представители Берлинской школы электронной музыки. Коллектив был создан в 1970 году по инициативе Мануэля Геттшинга, который на протяжении шестидесятых был участником многих немецких групп. Первоначальный состав группы:
Мануэль Гетшинг – клавишные, ударные, вокал
Хартмут Энке – бас, гитара, клавишные
Клаус Шульце – клавишные, гитара, ударные
Конечно, в дальнейшем состав группы неоднократно менялся, из группы потом уйдут Энке и Шульце (правда, на четвертом альбоме он снова появится).
Активной фазой группы были 70-е гг. Именно тогда коллектив из Германии выпустил ряд пластинок. Ребята делали акцент на медитативности и психоделии. Их первая одноименная пластинка 1971 года демонстрирует слушателю как раз тот самый обволакивающий медитативный саунд, где синтезатор большой волной обволакивает гитару, которая также звучит очень пространно. Это можно назвать эмбиентом. Параллель можно провести с другими представителями Берлинской школы – группой Tangerine Dream середины 70-х гг. На первом альбоме всего два трека, но зато очень длинных (треки Amboss и Traummaschine). Что интересно, Шульце принимал участие также и в проекте Эдгара Фрезе Tangerine Dream.
Что касается трека Traummaschine, то краски синтезатора начинают сгущаться по мере развития композиции, рисуя тревожные пейзажи из темно-синих облаков и бескрайней дали для слушателя. Amboss также медитативен. Тут в ход идут барабаны, а гитара извергает страдающее соло с восточными нотками. Под конец трек уходит в рев. В общем, первая пластинка получилась очень размеренной, тревожной.
На втором альбоме группы Schwingungen отсутствует Клаус шульце, но зато в группу взяли некоего Джона Л., который петь практически не умел – все его мастерство сводилось к спонтанным выкрикам.
Третий альбом немцев был выпущен в 1972 году под названием Seven Up. Вышла пластинка на лейбле Ohr. Примечательна данная работа тем, что приглашенным гостем тут является Тимоти Лири – знаменитый кислотный философ, исследователь психотропных веществ. Звучание пластинки кстати очень соответствует кислотному опыту. Лири здесь является одним из «вокалистов» - его голос слышится тут и там. Что до музыки, то здесь блюзовые мотивы растворяются в «кислотных» звуках. Периодически мелодия здесь проваливается в психоделический «сон». Затем, ближе ко второй половине пластинки на смену психоделическому блюзу приходит музыкальная синтезаторная абстракция, открывающая слушателю необычные пейзажи с вкрадчивой гитарой.
Помимо Лири, за вокал тут отвечают Брайан Бэррит, Лиз Эллиот, Беттина Хольс, Михаэль Дьюве (он также играл на флейте) и Портиа Нкомо.
Четвертый альбом немецкой команды вышел в 1973 году под названием Join Inn. Во время работы над этой пластинкой к группе временно присоединился Клаус Шульце. Альбом состоит из двух длинных номеров. Первый номер Freak’n’Roll является своего рода соревнованием между барабанами Шульце и гитарой Геттшинга. Трек начинается очень резко с подчеркнутыми и выпирающими барабанами. Гитара тут также не отстает и извлекает из себя интересные фразы, которые все же остаются в блюзовой традиции. Звучит также бас-гитара, которая хоть и хорошо слышна в общем миксе, но все же старается не лезть в музыкальную дуэль барабанов и гитары.
Второй трек Jenseits представляет из себя 25-минутное путешествие внутри космического саунда, который здесь обеспечивает Шульце со своим синтезатором и органом. Это долгое и очень абстрактное, местами легкое, а местами тревожное музыкальное полотно с вкрадчивой гитарой Геттшинга и ненавязчивым голосом Рози Мюллер.
На альбоме Starring Rosi 1973 года Геттшинг практически в одиночку записал все инструментальные партии, а Рози Мюллер внесла бОльшую лепту в данную пластинку как вокалистка, нежели в предыдущую работу немецкого проекта. Ее вкрадчивый голос добавляет здесь особой эфемерности. Вообще, сама пластинка выдержана в облачной легкости. Очень много акустической гитары, а также потусторонних обволакивающих звуков, пронизанных космической легкостью.
Кстати, Геттшинг подключил к своей группе Харалда Гросскопфа из группы Wallenstein, который играет здесь на барабанах.
В 1975 году Геттшинг записал саундтрек к фильму Филиппа Гарреля «Хрустальный Берсо». В работе над саундтреком Геттшингу помогал Лутц Ульбрих из Agitation Free. Пластинка вышла под названием Le Berceau De Cristal. В том же году под вывеской Ash Ra Tempel VI вышла работа под названием Inventions for Electric Guitar, хотя скорее это можно назвать первой сольной работой самого Геттшинга. Здесь музыкант использовал все новое музыкальное оборудование.
По сути, начиная с данной пластинки начинается деятельность Геттшинга под названием Ashra. Видоизмененное название предполагало и смену музыкальной направленности – теперь Геттшинга будет интересовать только сугубо электронная, ориентированная на эмбиент и нью-эйдж, музыка. В те годы Мануэль вдохновлялся различным электронным минимализмом. В рамках проекта Ashra к музыканту будут присоединяться Лутц Ульбрих и Харальд Гросскопф. Но главным, конечно, останется Геттшинг, который в рамках нового проекта будет давать волю всем своим фантазиям. В рамках Ashra будет выпущено несколько альбомов: New Age of Earth (1976), Blackouts (1977), Сorellations (1979), Belle Alliance (1980), Walkin’ the Desert (1990), Tropical Heat (1991), а также несколько концертных записей (Sauce Hollandaise 1998 г., @shra того же года, @shra Vol. 2 (запись 1997 года), вышедшая в 2002 г.) Слушая опусы Геттшинга, который экспериментировал со звуком, соединял космические звуки синтезатора с гитарой, начинаешь понимать, откуда растут ноги у музыки транс 90-х и нулевых годов. Очень пространное и космическое звучание, где невесомые синтезаторы окутывают легкие гитарные пассажи.
Как мы видим. Геттшинг продолжать активную творческую деятельность. В 2000 году Геттшинг и Клаус Шульце неожиданно объединились вновь, чтобы записать пластинку Friendship под вывеской Ash Ra Tempel. 2 апреля того же года они выступили в Royal Festival Hall в Лондоне. Данную пластинку выпустила немецкая фирма Manikin. Результат этого воссоединения достоин похвалы, ибо музыканты все также под старым названием создают прекрасные миры, где есть место воздушным и благородным звукам; где гитара отлично вписывается в окружающий ее и построенный синтезаторами эмбиентный ландшафт.
После этого Клаус и Мануэль больше вместе не выступали и не записывали музыку.
В 2022 году оба участника проекта Ash Ra Tempel - Клаус Шульце и Мануэль Геттшинг - ушли из жизни, оставив после себя богатое музыкальное наследие. Их по праву называют пионерами электронной музыки.