Министр высшего образования и науки Валерий Фальков заявил, что главная проблема целевого обучения - отказ выпускников идти на работу туда, где их ждут. Хотя год от года растут квоты приема на целевое обучение, эти места не всегда заполняются. Новые правила приема абитуриентов призваны сделать процесс более конкурентным, открытым и ответственным для всех сторон. Студенты-целевики поделились с “Солидарностью” своими планами, сомнениями и надеждами.
ПЛАНЫ И РЕАЛИИ
Страна испытывает кадровый голод во многих отраслях, а в некоторых регионах и местностях, особенно удаленных и сельских, буквально некому учить и лечить людей. В таких условиях целевое обучение с последующей обязательной отработкой - одна из мер, призванных решить проблему с нехваткой специалистов. Поэтому квоты на целевые места в вузах растут. Так, в 2024 году целевых мест почти по 900 направлениям подготовки стало больше на 6%, если сравнивать с показателями за прошлый год.
Традиционно большие доли бюджетных мест выделены под целевое обучение по оборонным, медицинским и инженерным специальностям, а также по направлениям, связанным со строительством и эксплуатацией железных дорог, мостов и транспортных тоннелей (от 70 до 100%). На педагогических направлениях бакалавриата в 2024 году квота целевиков составила 30%.
“А”-СПРАВКА
Сколько всего целевиков
В 2022 году по целевому набору в вузы (бакалавриат, специалитет, магистратура, ординатура, аспирантура) принято 53 814 человек (9,6% бюджетных мест). Из них 18 230 (75% бюджетных мест) идут в область медицины - данная квота заполнена на 77,75%. Еще 4774 человек (20% бюджетных мест) будут заниматься педагогикой, эта квота заполнена на 43%.
Средний балл ЕГЭ целевиков - 66,98. Всех бюджетников - 71,1.
Выпустились 34,2 тыс. целевиков, из них по договору трудоустроились 70%. (Из доклада правительства РФ Федеральному собранию “О реализации госполитики в сфере образования”)
УСТАМИ СТУДЕНТОВ
Хотя поступить на целевое направление проще, так как конкурс на места отдельный и проходные баллы ЕГЭ у абитуриентов ниже, - места заполняются не все. Возможно, из-за опасений не найти заказчиков или обнаружить, что условия на рабочих местах не соответствуют ожиданиям. Мы поговорили со студентами, принявшими решение учиться по целевому направлению, о причинах их выбора и дальнейших планах.
Даниил Мерецких окончил институт математики и информационных технологий Петрозаводского госуниверситета (ПетрГУ), выбрав целевое направление, чтобы подстраховаться на случай нехватки баллов ЕГЭ, но по направлению не работает. В данном случае - по вине заказчика: “На момент окончания моего обучения в организации, выдавшей целевое направление, не было свободных мест по моей специальности, в условиях договора это оговаривалось”. Сейчас Даниил работает в IT-компании и считает, что “для большего желания абитуриента заключать целевой договор организациям нужно быть более открытыми для только что выпустившихся, не имеющих опыта студентов - принять их на работу и обучить”.
Хотя первым мотивом пойти на целевое обучение было гарантированное поступление в тот или иной вуз, для большинства студентов, с которыми мы поговорили, выбор дальнейшего места работы был неслучайным и осознанным.
Так, Алексей Ладункин, который учится на 3-м курсе Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) по направлению “перевод и переводоведение”, собирается вернуться на свою малую родину в Адыгею и поработать учителем английского языка в сельской школе в поселке Тульский: “Сомнений нет. С условиями будущей работы знаком, и они меня полностью устраивают, жилье предоставляется”.
Не понаслышке знает, чего ждать на предстоящем месте работы, и первокурсник ПетрГУ Дмитрий Колтаков, ведь он будет преподавать историю в школе, которую сам недавно окончил: “Учебную практику буду проходить в своей же школе. В любом случае надо отработать весь контракт, а дальше посмотрим. Но пока что не планирую в другом месте работать”.
Еще один будущий историк, студент 3-го курса Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Илья Иванов выбрал целевое обучение, так как хотел переехать в город Старая Русса.
- Искал самостоятельно, делал запросы в комитеты образования районов Новгородской области и получил положительный ответ - целевое мне готовы предоставить в местной школе № 8. Это обычная городская школа, недавно она была капитально отремонтирована, поэтому условия там отличные, да и руководство понравилось, - рассказывает Илья. - Сомнений особо нет. Разве что думаю насчет следующей ступени обучения - магистратуры, но надеюсь, что проблем не возникнет.
Кроме того, в планах у Ильи получить единовременную выплату по программе “Земский учитель”, а значит, по крайней мере пять лет он точно отработает в Старой Руссе. Дальше все будет зависеть от уровня оплаты труда.
- С будущими условиями труда и его оплатой знаком, знаю, что в Новгородской области сейчас выплачивают хорошие подъемные молодым специалистам, есть программа “Земский учитель”, на которую я смогу податься. Ожидаю достойный уровень оплаты труда, возможность продолжать саморазвитие, как в студенческие годы. По поводу условий, которые должны быть, чтобы остаться надолго, - достойный уровень оплаты труда. Это, пожалуй, одна из ключевых проблем в работе педагогов, - считает Иванов.
Именно уровень оплаты труда и возможность самореализации сыграли решающую роль при выборе будущего работодателя у студента 3-го курса факультета “Радиоэлектронные системы передачи информации” ГУАП Вадима Винокурова:
- Решение пойти на целевое обучение было обусловлено моим стремлением получить образование по выбранной специальности и не тратить время на поиск места работы. Во время обучения в школе к нам приходили представители компаний, тогда и заинтересовался выбором предприятия для целевого обучения. В итоге выбрал “Техприбор”. Планирую ли я остаться работать там? Решение будет принято после более глубокого знакомства с организацией. Прошлым летом проходил там практику в качестве инженера-конструктора. Коллектив дружный и приветливый. По словам работников, уровень зарплаты выше среднего. Для меня важно, чтобы условия работы соответствовали моим целям и потребностям. Также важны возможности для профессионального и личностного развития и поддержка со стороны коллег и руководства, - подчеркнул Вадим, добавив, что работодатель кроме оплаты обучения в вузе предоставляет еще и стипендию.
Илье Ефименко, студенту 5-го курса Института математики и информационных технологий ПетрГУ, совсем скоро предстоит защита диплома.
- Я давно хотел быть педагогом. Администрация Сортавальского муниципального района, где я жил и учился в школе, предложила договор на целевое обучение, который помог мне поступить в вуз. Я должен буду вернуться в город и отработать минимум три года, в свою очередь администрация обязуется предоставить мне место работы. За хорошую учебу возможны дополнительные выплаты к стипендии из средств администрации Сортавальского района, но только за отметки “4” и “5”, - рассказывает Илья.
В отличие от студентов, которые заключили договоры напрямую с работодателями и уже знают конкретные места работы и условия, Илья Ефименко пока не может ничего сказать об этом, поэтому немного тревожится.
- Условия работы мне не до конца известны, так как я пока не знаю, куда конкретно меня отправят работать: договор заключен не с определенной школой, а с администрацией. И жилье, насколько мне известно, не предоставляется. Большинство молодежи стремится работать и жить в более перспективных населенных пунктах, поэтому у меня есть сомнения в правильности выбора. Но решающее значение будет иметь зарплата и перспективы карьерного роста. У меня есть желание развиваться и самосовершенствоваться, хотелось бы, чтобы в том месте, где я буду работать, мне дали такую возможность, - поделился мыслями будущий выпускник.
Большая часть бюджетных мест в медицинских вузах в приемную кампанию 2024 года будет целевой (76% на “Лечебное дело” и “Педиатрию”), а некоторые программы ординатуры и вовсе на 100% предназначены под целевой набор. Студентка 6-го курса педиатрического факультета Ростовского государственного медуниверситета Елизавета Веслаух точно знает, куда пойдет работать по окончании вуза, ведь ее ждут в одном из лучших медицинских центров Ростова-на-Дону - Областном консультативно-диагностическом центре (ОКДЦ).
- Данный медицинский центр многопрофильный, обладающий возможностями качественной диагностики и лечениея в различных областях медицины. Высококлассный ремонт, новейшее оборудование и компетентность персонала позволяют создать комфортную атмосферу, - сказала будущая выпускница.
Она говорит с уверенностью, так как ежегодно, с 1-го курса, проходит в ОКДЦ производственную практику и уже многому научилась. Кроме оплаты обучения медцентр выплачивает студентке ежемесячную стипендию.
Олеся Сусляева учится на 2-м курсе Самарского государственного медицинского университета и при выборе будущего работодателя опиралась на такие факторы, как условия труда, уровень зарплаты и удобное местоположение:
- Я планирую вернуться в свой город, Тольятти, работать и набираться опыта в моей целевой организации для прохождения в будущем ординатуры по специальности. Условия договора ясно отражают мои интересы как будущего молодого специалиста. Ежемесячно мой работодатель предоставляет материальную помощь, а также дополнительные выплаты за отличную учебу и успешно сданную сессию, - говорит Олеся. - Я считаю, что молодому специалисту очень важно, чтобы его стремление расти в профессии поддерживалось руководством через обучение, наставничество и стажировки.
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ
По данным Минздрава, в 2022 году не исполнили свои обязательства по договору почти 16% выпускников медвузов, из них только 0,34% не были трудоустроены по вине заказчика. Главной причиной в ведомстве называют несовершенство нормативно-правовых актов 2015 - 2016 годов, в которых не предусматривалось жестких мер финансовой ответственности за неисполнение обязательств по договору. Студент мог выплатить неустойку или же не платить вовсе и расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Председатель профсоюза работников здравоохранения Анатолий Домников считает, что надо совершенствовать трехсторонние договоры между целевиком, лечебным учреждением и региональным Минздравом. –
Совершенствование договоров идет с незапамятных времен. Я еще лет 20 назад работал главным врачом, и мы уже тогда начинали их дорабатывать. Если раньше у нас вообще почти все уходили и не отрабатывали, несмотря на эти договоры, то потом стало все больше задерживаться, сейчас лишь 16% уходят, - говорит Домников.
Но бывают ситуации, по мнению профлидера, когда самим работодателям сложно прогнозировать ситуацию на годы вперед.
- Например, я руководитель. Сделал заказ на обучение, а получу этого специалиста только через шесть лет. И что через шесть лет будет - никому неизвестно. За шесть лет могут смениться шесть руководителей, - отметил Домников.
Мы поинтересовались, как обстоят дела с трудоустройством выпускников, у заместителя председателя профорганизации Ростовского медуниверситета Марины Губарь. Из целевого выпуска 2023 года трудоустроились 83,3% ординаторов и лишь 23% выпускников специалитета, а 22% окончивших специалитет решили вместо отработки продолжить учебу в ординатуре.
Можно сказать, что если студент понимает, где именно он хочет работать, знает, какие условия труда ожидают его на конкретном месте работы, проходит там производственную практику - у него остается все меньше сомнений в своем выборе. И с большей долей вероятности он не просто отработает положенные три года, но и задержится там. А вот для этого необходима, в первую очередь, конкурентоспособная зарплата, уверен Анатолий Домников:
- В противном случае наши выпускники с медицинским образованием могут уйти в другие отрасли. Многие и находят себя там, потому что сумасшедшая дифференциация зарплат в здравоохранении в регионах как была, так и остается. Чтобы сдвинуться с мертвой точки, нам нужно воплотить в жизнь новую систему оплаты труда, которую мы разработали в 2021 году, но которая до настоящего времени не применяется. К модернизации новой системы оплаты труда всех бюджетников мы приступим в 2025 году, а в 2026-м будем реализовывать. Без этого люди на местах закрепляться не будут, - считает глава профсоюза работников здравоохранения РФ.
Плохие условия труда, желание переехать в другой регион, низкая зарплата - все это, по мнению министра высшего образования и науки Валерия Фалькова, главные причины отказа выпускников работать по договору. Так, в 2022 году зарплата у целевиков была в среднем на 22,4% ниже, чем у других выпускников.
Виктор Шабельник, председатель Студенческого координационного совета Общероссийского профсоюза образования, считает, что сейчас очень сильно изменилась конъюнктура рынка.
- Люди в 18 лет хотят одного, по окончании университета - другого. Очень сложно предугадать, как поведет себя человек, который из маленького региона приехал в столицу учиться и потом вернулся обратно. Он уже привык к другому образу и уровню жизни, у него, возможно, появились там друзья, семья и так далее. Что с этим делать? Наверное, предлагать хорошие условия труда, предоставлять доступные ипотечные кредиты. Ну и все должны понимать уровень ответственности. Как в бизнесе, где существует такая практика: если предприятие платит за обучение сотрудника, он не может в течение нескольких лет уходить в другую компанию, - отметил Шабельник.
Профлидеры считают, что новые правила целевого приема частично могут помочь исправить ситуацию.
“А”-СПРАВКА
В чем суть изменений
Новая редакция закона “Об образовании”, вступающая в силу с 1 мая 2024 года, сильно меняет подход к целевому обучению в принципе.
Пожалуй, главное - то, что этап выбора заказчика и заключения договора станет прозрачным и доступным. Если раньше абитуриент сам находил заказчика обучения, то теперь все предложения будут размещаться на единой цифровой платформе “Работа в России”, а список тех, с кем можно заключить целевой договор, значительно расширят.
По окончании вуза студент должен был отработать минимум три года, максимальный срок не указывался, сейчас время отработки будет ограничено пятью годами.
Кроме того, в договорах будет четко прописана ответственность всех сторон - как заказчика и работодателя, так и выпускника. И в случае неисполнения договора по неуважительным причинам любой из сторон придется выплатить штраф.
Теперь заказчик сможет оговорить требования, предъявляемые к успеваемости студента. И тогда вуз становится третьей стороной договора и следит за тем, чтобы студент добросовестно и без долгов осваивал программу, о чем информирует заказчика.
Еще одно важное изменение: стороны смогут подписать бумаги только после зачисления абитуриента, а раньше целевой договор заключали заранее. Кроме того, уже обучающийся студент также сможет найти заказчика и заключить целевой договор, чего раньше предусмотрено также не было.
Абитуриент должен будет остановиться лишь на одном заказчике. Соответственно, по целевой квоте документы удастся подать только в один вуз и на одну специальность. Так что выбирать придется заранее и с умом: если ошибиться, то на бюджет перевестись не получится, только на платное.
Способен ли исправить ситуацию новый порядок приема на целевое обучение, покажет ближайшая приемная кампания.
Елена Мелик-Шахназарова, корреспондент "Солидарности"