Последнему звонку в русских школах посвящается. Почему представителей нужной профессии с каждым годом всё меньше, а качество их работы с каждым годом всё хуже?
Что мы видим
56 дней оплачиваемого отпуска, в который входят все государственные праздники и три летних месяца. Подарки (и хорошие подарки), которые собирают родительские тройки на день учителя, 8 марта, первый и последний звонок, экзамены, день рождения и т.д. Льготные ипотеки, выплаты, премии и прочие госпрограммы, как например, стартовавшая с 2020 г. «земский учитель». Словом, рай, а не жизнь. Только, почему-то, желающих оказаться в этом раю с каждым годом всё меньше и меньше.
Что мы не видим
Подтверждение квалификации, составление поурочных планов, планов на год, проверка тетрадей, проведение олимпиад, конкурсов, аттестации, конференции, классное руководство, общение с родителями учеников… По сути, главное дело учителя: урок – это всего лишь ничтожный процент от его непосредственных обязанностей. Когда вы приходите домой с работы и узнаете, что вам (не вашему же ребенку) надо срочно сделать какую-то поделку к какому-то празднику, знайте – задавший это мучение учитель сейчас тоже занят чем-то неотложно важным. Учитель работает в прямом смысле слова без выходных и перерывов. После уроков он делает то, от чего напрямую зависит его зарплата. И это совсем не подготовка к качественному проведению занятий.
Как мы относимся
Есть профессии престижные, есть непрестижные, и есть профессия учителя. 37-50 000 рублей в месяц получает кассир в «Пятерочке». От 45 000 р получает кондуктор в общественном транспорте. Курьеры сервиса доставки (самокат или велосипед) зарабатывают от 80 до 100 с лишним тысяч. И вот выходит к своим ученикам молодой преподаватель и рассказывает им, как важны знания и как важно хорошо учиться. Ведь он сам окончил школу с золотой медалью, а после получил высшее образование с красным дипломом. И теперь счастлив на работе за 32 225 р в месяц (средняя зарплата педагога за 2024г. по данным ГородРабот.ру). Счастлив на работе, на которой к нему обращаются на вы и безмерно уважают.
Или – не уважают. Давайте оставим все пафосные фразы о «призвании» и «великом предназначении» в уже далеком советском прошлом. В нашу меркантильно-циничную эпоху мерилом успеха является зарплата. И на языке нашего времени, учитель это просто «НЕУДАЧНИК». Человек, который не добился в своей жизни банально нормальной работы с достойной зарплатой.
Не вопрос, преподаватели могут зарабатывать больше, например, взяв два классных руководства или вкалывая на 2-3 ставки. Но это значит поставить крест на своем личном свободном времени и (что не менее важно) на качестве выполняемой работы. Да, есть еще стаж, но его еще надо дождаться.
В кого мы превращаемся
Кроме зарплаты, есть еще один фактор, влияющий на отношение к труду педагога. Еще с 90-х на постсоветском пространстве началось целенаправленное взращивание нового типа человека. Он рос под песни «жить нужно в кайф». Он рос под гипноз «Мы не знаем своих прав». Он рос под заповедь «Полюби себя таким, какой ты есть». (Даже не буду перечислять, в скольких фильмах, телепрограммах, книгах и тренингах это звучало и еще прозвучит. Просто напомним, что некогда явился Некто, изрекший «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Это к тому, насколько «полюбисебяки» и мы, слушающие их, не тем занимаемся).
И вот он вырос. Желающий жить исключительно в собственный кайф, знающий только свои права и любящий только себя Человек-Клиент (по-научному Homo Clientus). Принцип его жизни прост: заплатил – получил. Вера его проста: всё можно купить. В том числе – знания. Учитель для него – обслуживающий персонал, лакей, который ему ОБЯЗАН. Если у Хомо Клиентуса что-то не получается, виноват учитель: плохо объяснил, не заинтересовал, не нашел нужный подход и т.д. Думаю, читатель без труда представит, каково это – вести урок в классе с 30-40 такими «клиентами». Клиентами, которые прекрасно понимают, что им можно всё, и им за это «всё» ничего не будет.
Что мы имеем в итоге
Проблему. Учителей не хватает. Молодые специалисты не хотят такую работу за такую зарплату. По оценке Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС в 2021 году в школах РФ не хватало 250 тысяч учителей. Это приводит к тому, что учебный год многие школы вынуждены начинать без специалистов и без необходимых дисциплин. Это приводит к тому, что Минпросвещение открыто бьет тревогу. Иначе чем еще объяснить проект от 2023 г. о разрешении преподавать в 5-9 классах педагогам БЕЗ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ? Чем объяснить внесенный в том же году в Госдуму проект, дающий шанс бывшим заключенным устроиться на работу педагогами или тренерами?
Кадровый голод порождает следующую проблему – учителя понимают, что их не уволят, так как замены им банально нет. Соответственно, могут себе позволить работать плохо. А плохие учителя вынуждают родителей обращаться к хорошим репетиторам. В итоге школа превращается в абсолютно бесполезный социальный институт. Дети там просто отбывают свой срок. А учителя там просто высиживают свой стаж.
Что делать?
Критикуешь – предлагай. Следуя этому принципу, попытаемся предложить свой вариант выхода из ситуации.
Первое и главное. Увеличить зарплату учителям. Или мы введем профессию в ранг престижных, или ещё несколько десятилетий будем жаловаться на не уважающие труд педагога новые поколения.
Второе. Уменьшить ненужную нагрузку на учителя. Не для того, чтоб он бездельничал. А для того, чтоб у него наконец-то появилось время для своих прямых обязанностей. В. Сухомлинский не зря предупреждал: «Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать».
Процитирую открытое письмо Министру просвещения РФ от В. А. Оганесяна, директора Первой Гимназии им. А.С.Пушкина г. Севастополя: «Педагогическое сообщество устало от экспериментов с учебными планами, от ОГЭ и ЕГЭ, от тотального контроля, бесчисленных отчётов, мониторингов, рейтингов, аттестаций… От учителя требуют, чтобы он уделял внимание личности ребёнка, вовлекал его в проекты, творческие занятия, а на деле учитель вынужден думать только о предстоящей аттестации и о подготовке учеников к ОГЭ и ЕГЭ».
Эти слова были написаны в 2022г. Если их не услышат, последний звонок 2024г. станет последним не только для выпускников, но и для многих разочаровавшихся в своей профессии преподавателей.
Артём ЮРЬЕВ