В начале 1961 г. худсовет отсмотрел картину Виктора Иванова «За двумя зайцами» и присвоили ей скромную II категорию. Это означало, что фильм выйдет в ограниченный прокат и покажут его только на территории УССР, так как снимался он на киностудии имени Довженко.
Мещане, жиголо и стиляги
Основой для картины послужила пьеса «За двумя зайцами» Михаила Старицкого, который считался своеобразным гением драматургии XIX в., «Станиславским» украинского театра. Сценарий был написан Виктором Ивановым, который стал и режиссером картины.
На взгляд Иванова, сценарий получился добротный, к увлекательному действу пьесы он добавил несколько своих шуток, которые позже разойдутся на цитаты. Можно было нести работу на одобрение худсовета.
Чиновники же от сценария совсем не пришли в восторг. Во-первых, они скептически относились к кандидатуре Виктора Иванова. Молодой неопытный режиссер… Завалит такое произведение великого классика. Во-вторых, у Иванова сюжет напоминал похождение жиголо, тогда как лейтмотив пьесы Старицкого – проблема социального неравенства и высмеивание мещанского образа жизни.
Но на дворе 60-е. Вопрос классовой борьбы уже не стоит в обществе так остро. Зато в Советском Союзе как раз набирала обороты кампания по борьбе со стилягами. И Иванов пошел на хитрость: убедил чиновников, что картина станет сатирой на стиляг.
Грандиозный успех творческой неудачи
Съемочный процесс начался. Виктор Иванов слыл строгим и очень придирчивым к мелочам режиссером. Эти качества проявились еще при выборе актеров. Например, главная роль уже почти досталась Николаю Гриценко. Оставалась формальность – поучаствовать в пробах. Но когда образ Голохвастова примерил на себя молодой киевский актер Олег Борисов, у Иванова произошел режиссерский щелчок – вот тот самый типаж. Гриценко тут же дали отставку.
Коллеги режиссера вспоминали, что он был склонен к внезапным вспышкам гнева. На съемочной площадке его называли «психом без отрыва от производства». Все потому, что Иванов требовал от актеров стопроцентной отдачи, но постоянными придирками мог довести до слез. Особенно страдали исполнительницы главных женских ролей Маргарита Криницына (Проня) и Наталия Наум (Галя). Девушки старались вне кадра не пересекаться с режиссером и прятались за декорациями. А Иванов потом, правда, отходил, разыскивал, извинялся и вновь приступал к работе.
Не легче приходилось и мужчинам-актерам. Например, Иванов настаивал на эпизоде, когда киевские работяги хватают Голохвастова за ноги и за руки, раскачивают и кидают через забор. Олег Борисов поинтересовался механизмом сцены и страховкой, но Иванов решил, что все произойдет очень легко – актера подкинут, и он, словно кошка, перевернется в воздухе и приземлится на четвереньки.
Борисов, не обладая навыками акробата, с большим сомнением отнесся к задумке режиссера и попросил ему показать в натуральном виде, как все будет происходить. Иванов предложил испробовать трюк на нем и, естественно, никак не перевернулся в воздухе, а упал прямо на спину, больно ударившись копчиком. С того момента Борисов в любой непонятной ситуации просил режиссера сначала показать, что он просит выполнить.
Иванов с энтузиазмом руководил постановкой сцен и организацией работы на площадке, однако его тиранический стиль и строгость вызывали недовольство среди актерского состава. Съемочная группа скептически относилась к успеху проекта и за спиной режиссера шепталась, что фильм обречен на провал. Верил в успех картины, казалось, только сам Виктор Иванов.
Правы оказались все. Худсовет присвоил картине лишь II категорию. А значит, массовому зрителю она была недоступна. Настоящая творческая неудача. Более того, критики и вовсе назвали киноленту худшим фильмом года. Дескать, сюжет оказался плоским и лишенным глубины, персонажи слабо разработаны, а режиссерский посыл и вовсе неясен.
Но зрительский успех фильма «За двумя зайцами» был настолько ошеломительным, что это изменило его прокатную судьбу. Актеры переозвучили картину на русский язык, и комедию показали уже по всему Советскому Союзу. Реплики персонажей тут же растащили на цитаты, а главным героям даже поставили памятник в Киеве.