Найти тему
Cat_Cat

Римские проклинающие таблички

"Пусть старо, как мир, понятье-корча, порча, приворот, практикуем мы к проклятьям современнейший подход!" — и действительно, что делать, если у тебя увели мужа, а соседка — красивее и худее тебя? Правильно, проклясть виновных! Магические практики существовали с самой зари времен, сегодня же мы рассмотрим методы колдовского воздействия на окружающих в самой большой империи древности. Итак, какой же был "современнейший поход" у жителей древнего Рима?

Обычай создавать таблички с проклятьями имел распространение среди греков еще в древнейшие времена: первые известные экземпляры можно датировать концом VI — началом V в. до н. э. Позже таблички появились и в латиноязычном мире — самые ранние относятся к II в. до н. э. Таблички с проклятиями были обнаружены в самых разных частях эллинистического мира. Основным языком проклятий оставался древнегреческий — из 1600 известных нам текстов две трети написаны на нем.

свинцовая табличка из Майнца, намотанная на птичью косточку
свинцовая табличка из Майнца, намотанная на птичью косточку

Римские проклинающие таблички датируемые примерно 500 г. до н.э. – 500 г. н.э., были обнаружены практически на всей территории империи - от Средиземноморской Африки до крайнего севера Европы. Написание таблички с проклятиями (научное название — defixiones, «дефиксионы») воспринималось в античности как действенный способ нанести вред человеку или животному. О распространенности данного обычая писал Плиний Старший - он говорил, что в его время никто не может быть уверен, что его не проклянут с помощью магических табличек.

Часто начертанные на тонких свинцовых листах, эти проклятия могли наноситься за любую обиду – найдены примеры, где проклинали всех, от противников в судебных тяжбах до старых добрых любовных соперников. “Ритуал проклятия в целом не ограничивался только формулировкой заклинания как такового, но также включал в себя акт его записи, прокалывание скрижалей или их захоронение в специально выбранных местах”, – пишет исследователь Михаэль Хёльшер.

Действительно, скрижали часто помещали в очень специфические места, такие как могилы, где, как считалось, обитали духи подземного мира, а так же в колодцы и природные источники. Писавшие проклятия люди верили, что так можно повлиять на божественные силы и добиться изменения реальности, например, причинить кому-то вред.

Таб­лич­ки с зак­ли­на­ни­я­ми, содер­жа­щи­ми про­кля­тия (tabellae defixionum), слу­жив­шие атри­бу­та­ми агрес­сив­ной магии, неред­ко нахо­дят при рас­коп­ках захо­ро­не­ний на всех терри­то­ри­ях, состав­ляв­ших Рим­скую импе­рию. Текст зак­ли­на­ния нано­си­ли на свин­цо­вую, реже, на золотую или сереб­ря­ную пла­сти­ну (tabella, lamina), кото­рую затем скла­ды­ва­ли вдвое или вчет­ве­ро, либо ска­ты­ва­ли в сви­ток. Во вре­мя испол­не­ния риту­а­ла таб­лич­ку зака­пы­ва­ли в моги­лу на клад­би­ще, или поме­ща­ли в урну с пра­хом, чтобы пере­дать содер­жа­щи­е­ся в ней при­зы­вы Плу­то­ну (Pluto, Dis Pater, Hades) или богам цар­ства мерт­вых (dei inferi). В Древ­нем Риме совер­ше­ние подоб­ных риту­а­лов счи­та­лось тяг­чай­шим пре­ступ­ле­ни­ем (crimen magiae) и кара­лось смер­тью.

И действительно — официальное государство и религия осуждали тех, кто прибегал к подобной практике выяснения споров — магические практики, в особенности направленные на причинение вреда кому-либо, никогда не приветствовались государственной религией и были официально запрещены, а прибегающие к ним колдуны подвергались гонениям (но, как известно — не пойман — не колдун). Так что же просили и к кому обращались римляне для решения проблем?

При раскопках римского особняка в Иерусалиме была обнаружена табличка, на которой женщина по имени Кирилла призывает шестерых богов наложить проклятие на мужчину по имени Иеннис, очевидно из-за какого-то судебного спора. "Я поражаю и пригвождаю язык, глаза, гнев, ярость, злобу, отсрочку, противодействие Иенниса" - так переводится часть проклятия. Кирилла просит богов сделать так, чтобы "он никоим образом не противодействовал, не говорил и не делал ничего, враждебного Кирилле... но чтобы Иеннис, вышедший из лона, подчинился ей..."

Для достижения своей цели Кирилла соединила элементы четырёх религий - из шести упоминаемых богов четыре - греческие (Гермес, Персефона, Плутон и Геката), один - точнее, одна - вавилонская богиня Эрешкигаль и бог Абраксас, относящийся к гностицизму, связанному с ранним христианством. Кроме того, текст содержит магические слова еврейского/иудаистского происхождения, например "Iaoth" (обращайся ко всем, какой-нибудь да поможет, благо — богов много).

Проклятие для Кириллы, очевидно, составил профессиональный колдун. Возможно, он использовал настоящий молоток и гвозди и провёл магический ритуал, который усиливал действие проклятия - ритуал с молотком и гвоздями был способом обрести контроль над лицом, против которого направлено проклятие (это вам не в социальных сетях запилить пост о том, что ваш бывший - козел, здесь серьезнее).

На другой табличке, найденной уже при раскопках в самом Риме, говорилось следующее - на левой поло­ви­не таб­лич­ки (11 строк):

"Как похо­ро­нен­ный здесь мерт­вец не в силах ни вымол­вить сло­ва, ни гово­рить, так и Роди­на при Мар­ке Лици­нии Фав­сте да будет мерт­ва и не смо­жет ни вымол­вить сло­ва, ни раз­го­ва­ри­вать. Как мерт­вец не при­нят ни бога­ми, ни людь­ми, так и Роди­на при Мар­ке Лици­нии да (не) будет при­ня­та, и сил у нее да будет как у мерт­ве­ца, похо­ро­нен­но­го здесь".

На пра­вой же - (7 строк):

"О Бог загроб­но­го мира! Тебе вве­ряю я Роди­ну, чтобы была (она) веч­но нена­вист­на Мар­ку Лици­нию Фав­сту, а так­же Мар­ка Гедия Амфи­о­на, а так­же Кая Попил­лия Апол­ло­ния, а так­же Вен­но­нию Гер­ми­о­ну, а так­же Сер­гию Гли­цин­ну". Здесь мы видим атрибуты любовной магии - объ­ек­том про­кля­тия явля­ет­ся некая Роди­на — рабы­ня или воль­ноот­пу­щен­ни­ца гре­че­ско­го, судя по име­ни, про­ис­хож­де­ния, которая состояла в любов­ной свя­зи с рим­ским граж­да­ни­ном Мар­ком Лици­ни­ем Фав­стом. К сожа­ле­нию, текст зак­ли­на­ния не содер­жит сведе­ний, поз­во­ля­ю­щих уста­но­вить авто­ра про­кля­тия. (оно и понятно - найдут и повесят, или, не дай Боги, распнут!).Про­кля­тие мог­ло быть состав­ле­но муж­чи­ной, поки­ну­тым Роди­ной, кото­рая пред­по­чла ему Мар­ка (не только женщины ревнуют и истерики закатывают, знаете ли). Вполне веро­я­тен и дру­гой вари­ант: зак­ли­на­ние сочи­ни­ла жен­щи­на — быв­шая под­ру­га Мар­ка, бро­шен­ная им ради Роди­ны, либо сопер­ни­ца Роди­ны, потер­пев­шая неуда­чу в борь­бе за вни­ма­ние рим­ско­го ари­сто­кра­та.

Табличка, где говорится о проклятье Родины и всех остальных
Табличка, где говорится о проклятье Родины и всех остальных

Таким обра­зом, моти­ва­ми авто­ра зак­ли­на­ния мог­ли высту­пать либо баналь­ная рев­ность и жела­ние ото­мстить за изме­ну, либо надеж­да вер­нуть былые отно­ше­ния, отвра­тив Мар­ка от Роди­ны, либо наме­ре­ние осво­бо­дить место воз­ле Мар­ка, отст­ра­нив от него успеш­ную кон­ку­рент­ку. В любом слу­чае зак­ли­на­ние явно не пре­сле­до­ва­ло цели при­чи­нить какой-либо вред само­му Мар­ку, из чего мож­но сде­лать вывод, что автор, кем бы он ни был, не испы­ты­вал к Мар­ку враж­деб­ных чувств и не счи­тал его винов­ни­ком про­изо­шед­ше­го, достой­ным нака­за­ния. Имя Роди­ны повто­ря­ет­ся в зак­ли­на­нии три­жды.

В кон­це зак­ли­на­ния содер­жит­ся обра­ще­ние к Плу­то­ну вызвать у Мар­ка Лици­ния Фав­ста веч­ную нена­висть не толь­ко к Родине, но и к четы­рем воль­ноот­пу­щен­ни­кам гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния, чьи пол­ные име­на при­веде­ны в кон­це тек­ста. Мож­но пред­по­ло­жить, что эти люди спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ры­ву отно­ше­ний авто­ра таб­лич­ки с Роди­ной или Мар­ком, либо содей­ст­во­ва­ли уста­нов­ле­нию любов­ной свя­зи меж­ду Мар­ком и Роди­ной. Вот еще пример любовной магии - табличка с надписью «(Прошу) Алимебея, Колумебея, Петалимебея, сделайте Викторию, которую родила Суавульва, влюбленной и безумствующей от моей любви, и пусть не знает сна, пока не придет ко мне, прелестнейшая из дев» (не проклятье, конечно, но тоже имеет место быть).

Иногда при помощи проклятий пытались решить любые проблемы - например, проклясть соперников в спортивных соревнованиях: не только людей, но и лошадей, если речь шла о скачках и конных бегах. Такие таблички часто находят на стадионах. Желание устранить конкурентов в бизнесе или ревность — тоже повод для написания проклятия. Порой к проклятиям обращались и для того, чтобы с помощью божеств восстановить нарушенную справедливость. В таком случае в тексте упоминали приключившуюся беду, чаще всего воровство или клевету, требуя для виновника правомерного наказания. Например, в табличке из Майнца (расположен на территории современной Германии) проклинается некая Гемелла: она украла у автора проклятия заколки для одежды — фибулы.

«Великая Мать, прошу тебя во имя твоих святынь и твоей божественной воли, пусть Гемелла, которая украла мои фибулы перережет, так что никогда не будет больше здоровой. Пожелай, чтобы она порезала себя так, как режут себя галлы, чтобы она издала крик боли. Как складывают святыни в святилище, так и ты твою жизнь, твое здоровье, ни жертвенными животными, ни золотом, ни серебром не сможешь выкупить у Матери Богов, кроме как если народ увидит твою кончину».

Но не табличками едиными был жив римский магический рынок. При раскопках святилища I - III вв. н.э., расположенного на территории того же города Майнца были обнаружены две магические куклы — грубо слепленные фигурки, проткнутые в различных местах с целью причинения вреда тому человеку, которого они представляют (по тому же принципу работают так называемые куклы вуду). Рядом с одной из магических кукол была найдена свинцовая табличка, на которой указано имя жертвы: Трутмо Флорус, сын Клитмо.

Римская империя многое дала современному миру - римское право, бетон, многоквартирные дома - и многое остальное, чем мы пользуемся до сих пор. Поэтому - поругавшись с соседом или оставив негативный комментарий в интернете, не удивляйтесь, обнаружив однажды в почтовом ящике табличку со странными символами.

Автор: Дарья Шрам