"Пусть старо, как мир, понятье-корча, порча, приворот, практикуем мы к проклятьям современнейший подход!" — и действительно, что делать, если у тебя увели мужа, а соседка — красивее и худее тебя? Правильно, проклясть виновных! Магические практики существовали с самой зари времен, сегодня же мы рассмотрим методы колдовского воздействия на окружающих в самой большой империи древности. Итак, какой же был "современнейший поход" у жителей древнего Рима?
Обычай создавать таблички с проклятьями имел распространение среди греков еще в древнейшие времена: первые известные экземпляры можно датировать концом VI — началом V в. до н. э. Позже таблички появились и в латиноязычном мире — самые ранние относятся к II в. до н. э. Таблички с проклятиями были обнаружены в самых разных частях эллинистического мира. Основным языком проклятий оставался древнегреческий — из 1600 известных нам текстов две трети написаны на нем.
Римские проклинающие таблички датируемые примерно 500 г. до н.э. – 500 г. н.э., были обнаружены практически на всей территории империи - от Средиземноморской Африки до крайнего севера Европы. Написание таблички с проклятиями (научное название — defixiones, «дефиксионы») воспринималось в античности как действенный способ нанести вред человеку или животному. О распространенности данного обычая писал Плиний Старший - он говорил, что в его время никто не может быть уверен, что его не проклянут с помощью магических табличек.
Часто начертанные на тонких свинцовых листах, эти проклятия могли наноситься за любую обиду – найдены примеры, где проклинали всех, от противников в судебных тяжбах до старых добрых любовных соперников. “Ритуал проклятия в целом не ограничивался только формулировкой заклинания как такового, но также включал в себя акт его записи, прокалывание скрижалей или их захоронение в специально выбранных местах”, – пишет исследователь Михаэль Хёльшер.
Действительно, скрижали часто помещали в очень специфические места, такие как могилы, где, как считалось, обитали духи подземного мира, а так же в колодцы и природные источники. Писавшие проклятия люди верили, что так можно повлиять на божественные силы и добиться изменения реальности, например, причинить кому-то вред.
Таблички с заклинаниями, содержащими проклятия (tabellae defixionum), служившие атрибутами агрессивной магии, нередко находят при раскопках захоронений на всех территориях, составлявших Римскую империю. Текст заклинания наносили на свинцовую, реже, на золотую или серебряную пластину (tabella, lamina), которую затем складывали вдвое или вчетверо, либо скатывали в свиток. Во время исполнения ритуала табличку закапывали в могилу на кладбище, или помещали в урну с прахом, чтобы передать содержащиеся в ней призывы Плутону (Pluto, Dis Pater, Hades) или богам царства мертвых (dei inferi). В Древнем Риме совершение подобных ритуалов считалось тягчайшим преступлением (crimen magiae) и каралось смертью.
И действительно — официальное государство и религия осуждали тех, кто прибегал к подобной практике выяснения споров — магические практики, в особенности направленные на причинение вреда кому-либо, никогда не приветствовались государственной религией и были официально запрещены, а прибегающие к ним колдуны подвергались гонениям (но, как известно — не пойман — не колдун). Так что же просили и к кому обращались римляне для решения проблем?
При раскопках римского особняка в Иерусалиме была обнаружена табличка, на которой женщина по имени Кирилла призывает шестерых богов наложить проклятие на мужчину по имени Иеннис, очевидно из-за какого-то судебного спора. "Я поражаю и пригвождаю язык, глаза, гнев, ярость, злобу, отсрочку, противодействие Иенниса" - так переводится часть проклятия. Кирилла просит богов сделать так, чтобы "он никоим образом не противодействовал, не говорил и не делал ничего, враждебного Кирилле... но чтобы Иеннис, вышедший из лона, подчинился ей..."
Для достижения своей цели Кирилла соединила элементы четырёх религий - из шести упоминаемых богов четыре - греческие (Гермес, Персефона, Плутон и Геката), один - точнее, одна - вавилонская богиня Эрешкигаль и бог Абраксас, относящийся к гностицизму, связанному с ранним христианством. Кроме того, текст содержит магические слова еврейского/иудаистского происхождения, например "Iaoth" (обращайся ко всем, какой-нибудь да поможет, благо — богов много).
Проклятие для Кириллы, очевидно, составил профессиональный колдун. Возможно, он использовал настоящий молоток и гвозди и провёл магический ритуал, который усиливал действие проклятия - ритуал с молотком и гвоздями был способом обрести контроль над лицом, против которого направлено проклятие (это вам не в социальных сетях запилить пост о том, что ваш бывший - козел, здесь серьезнее).
На другой табличке, найденной уже при раскопках в самом Риме, говорилось следующее - на левой половине таблички (11 строк):
"Как похороненный здесь мертвец не в силах ни вымолвить слова, ни говорить, так и Родина при Марке Лицинии Фавсте да будет мертва и не сможет ни вымолвить слова, ни разговаривать. Как мертвец не принят ни богами, ни людьми, так и Родина при Марке Лицинии да (не) будет принята, и сил у нее да будет как у мертвеца, похороненного здесь".
На правой же - (7 строк):
"О Бог загробного мира! Тебе вверяю я Родину, чтобы была (она) вечно ненавистна Марку Лицинию Фавсту, а также Марка Гедия Амфиона, а также Кая Попиллия Аполлония, а также Веннонию Гермиону, а также Сергию Глицинну". Здесь мы видим атрибуты любовной магии - объектом проклятия является некая Родина — рабыня или вольноотпущенница греческого, судя по имени, происхождения, которая состояла в любовной связи с римским гражданином Марком Лицинием Фавстом. К сожалению, текст заклинания не содержит сведений, позволяющих установить автора проклятия. (оно и понятно - найдут и повесят, или, не дай Боги, распнут!).Проклятие могло быть составлено мужчиной, покинутым Родиной, которая предпочла ему Марка (не только женщины ревнуют и истерики закатывают, знаете ли). Вполне вероятен и другой вариант: заклинание сочинила женщина — бывшая подруга Марка, брошенная им ради Родины, либо соперница Родины, потерпевшая неудачу в борьбе за внимание римского аристократа.
Таким образом, мотивами автора заклинания могли выступать либо банальная ревность и желание отомстить за измену, либо надежда вернуть былые отношения, отвратив Марка от Родины, либо намерение освободить место возле Марка, отстранив от него успешную конкурентку. В любом случае заклинание явно не преследовало цели причинить какой-либо вред самому Марку, из чего можно сделать вывод, что автор, кем бы он ни был, не испытывал к Марку враждебных чувств и не считал его виновником произошедшего, достойным наказания. Имя Родины повторяется в заклинании трижды.
В конце заклинания содержится обращение к Плутону вызвать у Марка Лициния Фавста вечную ненависть не только к Родине, но и к четырем вольноотпущенникам греческого происхождения, чьи полные имена приведены в конце текста. Можно предположить, что эти люди способствовали разрыву отношений автора таблички с Родиной или Марком, либо содействовали установлению любовной связи между Марком и Родиной. Вот еще пример любовной магии - табличка с надписью «(Прошу) Алимебея, Колумебея, Петалимебея, сделайте Викторию, которую родила Суавульва, влюбленной и безумствующей от моей любви, и пусть не знает сна, пока не придет ко мне, прелестнейшая из дев» (не проклятье, конечно, но тоже имеет место быть).
Иногда при помощи проклятий пытались решить любые проблемы - например, проклясть соперников в спортивных соревнованиях: не только людей, но и лошадей, если речь шла о скачках и конных бегах. Такие таблички часто находят на стадионах. Желание устранить конкурентов в бизнесе или ревность — тоже повод для написания проклятия. Порой к проклятиям обращались и для того, чтобы с помощью божеств восстановить нарушенную справедливость. В таком случае в тексте упоминали приключившуюся беду, чаще всего воровство или клевету, требуя для виновника правомерного наказания. Например, в табличке из Майнца (расположен на территории современной Германии) проклинается некая Гемелла: она украла у автора проклятия заколки для одежды — фибулы.
«Великая Мать, прошу тебя во имя твоих святынь и твоей божественной воли, пусть Гемелла, которая украла мои фибулы перережет, так что никогда не будет больше здоровой. Пожелай, чтобы она порезала себя так, как режут себя галлы, чтобы она издала крик боли. Как складывают святыни в святилище, так и ты твою жизнь, твое здоровье, ни жертвенными животными, ни золотом, ни серебром не сможешь выкупить у Матери Богов, кроме как если народ увидит твою кончину».
Но не табличками едиными был жив римский магический рынок. При раскопках святилища I - III вв. н.э., расположенного на территории того же города Майнца были обнаружены две магические куклы — грубо слепленные фигурки, проткнутые в различных местах с целью причинения вреда тому человеку, которого они представляют (по тому же принципу работают так называемые куклы вуду). Рядом с одной из магических кукол была найдена свинцовая табличка, на которой указано имя жертвы: Трутмо Флорус, сын Клитмо.
Римская империя многое дала современному миру - римское право, бетон, многоквартирные дома - и многое остальное, чем мы пользуемся до сих пор. Поэтому - поругавшись с соседом или оставив негативный комментарий в интернете, не удивляйтесь, обнаружив однажды в почтовом ящике табличку со странными символами.
Автор: Дарья Шрам