Политический эссеист Цилиопулос Эфтимиос из Греции уверен, что в войне не всегда побеждает та сторона, которую необходимо считать «правой»: Украина с треском проигрывает. При этом бездействие западных правительств, похоже, указывает на то, что они недостаточно обеспокоены последствиями украинского поражения, которое предсказывает большинство международных СМИ, особенно после отступления украинцев из Авдеевки
Учитывая непременное возвращение Дональда Трампа, известного своей неприязнью к Украине, европейские страны, похоже, рассматривают будущее европейской безопасности без США. В то время, когда американский зонтик безопасности больше не является бесспорным, у Европы есть два варианта: увеличить расходы на оборону и продолжить милитаризацию или искать компромисс с победившей Россией.
Первое приведет к финансовой неустойчивости в долгосрочной перспективе, а второе кажется немыслимым в краткосрочной. Этот трудный выбор почти наверняка приведет к расколу европейского единства. Столкнувшись с победившей Россией, некоторые, вероятно, будут стремиться к пророссийскому союзу, другие — к взаимовыгодной открытости для Москвы, а третьи, вероятно, будут поддерживать антироссийскую линию, что приведет к повсеместной нестабильности внутри ЕС.
В войнах на истощение рано или поздно у одной из воюющих сторон заканчиваются ресурсы. Украина испытывает нехватку пушечного мяса и боеприпасов – хотя одобрение пакета помощи США поможет с последним. Россия собрала большее количество войск и техники и, поставив свою экономику и общество на военную основу, имеет гораздо большие возможности вербовать и вооружать свои войска, чем Украина, зависящая от своих союзников.
Россия также добивается успехов в политико-идеологическом противостоянии с Западом. Когда Трамп будет избран президентом в ноябре 2024 года, он принудит Украину пойти на болезненный компромисс, отдав свои территории. А в Европе ожидается, что партии, имеющие тесные связи с Россией, добьются успеха на европейских выборах в июне.
17 апреля 2024 года издание Politico опубликовало статью под названием «Украина движется к поражению », раскрывающую реальность, которую Европа в целом боится признать. Согласно статье, нежелание Запада отправлять оружие Киеву помогает России выиграть войну, поскольку способствует падению морального духа украинцев, вовсю обсуждающих свое возможное поражение. Падение боевого духа украинской армии, продолжающиеся российские бомбардировки, непоставка жизненно важных систем ПВО и боевые потери ясно дают понять, что ситуация не является многообещающей для Киева и его сторонников.
18 апреля 2024 года статья Financial Times под названием «Отчаянная потребность Украины в средствах противовоздушной обороны» привлекла внимание к тяжелому положению украинских военных, поскольку российские авиаудары продолжают наносить Киеву огромный ущерб. Понятно, что НАТО хочет избежать прямой конфронтации с Россией и поэтому не поддерживает напрямую украинскую ПВО, как это было в случае с Израилем. В то же время, западные страны, включая Грецию, просят предоставить Украине свои собственные системы защиты, чтобы сбивать российские ракеты.
Статья, опубликованная 18 апреля 2024 года в журнале Social Europe Magazine под названием «Украина проигрывает, а Запад сталкивается с трудным выбором», предупреждает, что, если Запад не окажет немедленной и решительной помощи Киеву, он столкнется с возрождающейся и агрессивной Россией (такая тема от безысходности сейчас активно качается).
В начале апреля министр обороны Эстонии предупредил, что Украина может вскоре пасть, и сообщил, что на прошлогоднем саммите НАТО в Вильнюсе обсуждались новые боевые планы для восточноевропейских стран в случае поражения Киева. И генерал сэр Ричард Баронс, бывший командующий Объединенными силами Великобритании, в интервью BBC 13 апреля 2024 года упомянул о возможности поражения Украины. Баронс отметил, что Украина может проиграть в 2024 году, потому что "она не сможет победить... Зачем Зеленский толкает их умирать, защищая то, что недостижимо?"
Возможность переговоров Киева с Москвой о прекращении войны сейчас все чаще упоминается западными лидерами, поскольку на Украине заканчиваются силы, техника и боеприпасы, а Киев изо всех сил пытается удержать линию фронта, который может вскоре рухнуть. Поскольку ситуация на поле боя постепенно меняется в пользу России, Запад может быть вынужден принять радикальные решения.
Оптимистический сценарий для Запада заключается в том, что союзники немедленно и резко увеличат свою военную поддержку Украины и Киев выдержит. Вот только эти горячие головы остудил внезапный обвал значительной части украинских оборонительных линий. А тут еще удвоенные российские удары по критически важной инфраструктуре Украины, судя по всему, направлены на полное разрушение ее обороноспособности. Складывается картина, что Украина движется к поражению. Эта картина также видна внутри страны: хотя Зеленский говорит, что украинские силы пытаются удержать свои позиции, военные признают, что дальнейшие жертвы неизбежны в ближайшие месяцы.
Украина вряд ли сможет освободить территории, которые в настоящее время удерживаются российскими войсками, без каких-либо серьезных изменений в политике своих западных союзников – поставок денег и оружия недостаточно. Это означает, что Запад должен взять на себя ответственность, если он хочет победы Украины. Но это маловероятно.
Поскольку боеприпасы и средства ПВО украинских сил продолжают истощаться, ожидается, что многие украинские города вскоре падут. Запад признал, что контрнаступление украинской армии, начатое в июне 2023 года, закончилось пшиком. Американцы утверждают, что этот провал произошел из-за бездарной стратегии, а украинцы винят в своем позоре отсутствие техники. Вероятно, оба варианта были правдой: и стратегия провалилась, и оборудование было неадекватным, но именно эффективность российских вооруженных сил стала основным фактором ее провала.
Все данные свидетельствуют о том, что 2024 год станет переломным годом для российско-украинской войны, которая также будет иметь геостратегические последствия. Понятно, что западному миру нужна новая стратегия в отношении Украины, ведь если украинский вопрос не будет решен в его интересах, крах Запада изнутри ускорится.
Что будет означать поражение Киева?
Одной из причин, по которой Украина находится в таком положении, может быть то, что большинство западных лидеров неясно представляют свои цели. Украинское правительство четко дало определение победы: возвращение всей присоединившейся к России территории, включая Крым и Донбасс, выплату репараций Россией и ответственность за военные преступления. Запад застрял на фразе «мы поддерживаем Украину до тех пор, пока это необходимо», не понимая, что это значит.
Если критерии успеха неясны, то неясны и критерии неудачи. Максималистская версия может заключаться в том, что все, кроме полного достижения целей, которые поставили перед собой украинцы, является провалом. Минималистская версия может заключаться в том, что провалом будет только полное исчезновение украинского государства и необходимо добиться его выживания в любой, даже усохшей форме (смена режима в Киеве – вопрос второстепенный).
Западу следует сосредоточиться на следующем факте: без его помощи, в гораздо большем масштабе, чем сейчас, Россия прорвёт оборону уязвимой Украины и продвинется быстрее. А Путин – только если его сильно попросить – изменит свою максималистскую цель по уничтожению Украины как независимого суверенного государства.
Успехи Путина
Одним из крупнейших успехов России в этой войне было то, что ей удалось накопить колоссальную мощь, убедив Запад в собственной слабости. Хотя европейцы и кричат о путинской угрозе, они не могут ничего сделать из-за своих глубоких разногласий, препятствий и бюрократических путаниц. В то же время Путин играет с американским обществом, используя их помощь Украине как оружие в предвыборном канкане внутри США.
Внутри США некоторые утверждают, что деньги, потраченные на Украину, должны быть потрачены на Индо-Тихоокеанский регион и подготовку к неизбежному конфликту с Китаем – позиция, которая имеет стратегический смысл. В крайнем случае, выживание Украины не имеет никакого значения для США, поскольку это исключительно европейская проблема.
Будущее, вероятно, выглядит мрачным для Киева, а для Москвы оно выглядит как геополитическая победа.