"Трон", 2015 г.
На этот раз смотрим историческую корейскую драму, в костюмах и декорациях.
Красивый, но очень грустный фильм, основанный на реальных событиях.
1762 год. В Европе - семилетняя война, в России - Екатерина Вторая, а в Корее - государство Чосон, в котором 52 года правит король Ёнджо.
В центре повествования - жестокая казнь принца Садо. О том, что привело к сыноубийству, мы узнаем на протяжении двух часов из многочисленных флешбеков героев, но важнее оказывается не причина смертельного приговора, здесь все просто - бунт, а события, которые привели к бунту.
Вечная проблема отцов и детей в этом фильме доведена до максимальной точки боли.
↪️Знания - наивысшие ценности. Церемонии превыше всего. Твои потомки смотрят на тебя из будущего. На каждую твою ошибку.↩️
↕️
↪️"Как знания и манеры могут быть превыше всего, если они при этом подавляют человека и унижают его достоинство?"↩️
В красках и довольно поэтично показаны тема власти, от которой добровольно не отказываются и тема безумия, медленно и неторопливо охватывающая сломанного или одержимого человека.
Оба - и отец, и сын не сумели сохранить здравого смысла в этом противостоянии, принц обвинён и приговорён, король неумолим и ни на секунду не согласен взять на себя свою долю ответственности за произошедшее. Он, как и всю жизнь, находит виновного, в данном случаее объясняет свое поведение многовековыми традициями, королевским положением и судьбой правителей, но это все просто оправдания, потому что быть жестоким и беспощадным уродом - это не традиция, это личный осознанный выбор.
Отличная работа актёров, художников, сценаристов и режиссёров.
Весь фильм - три с половиной локации, кроме дворца ничего и не показывают - почти театральные
границы пространства, но этого вполне хватает, чтобы почувствовать эпоху.
Дальше спойлеры или, скорее, краткий пересказ. Кто не любит смотреть костюмированное кино, почитайте, в тексте все очень сжато - без поклонов, пауз, иероглифов и танцев с ̶б̶у̶б̶н̶а̶м̶и̶ веерами.☺️
******************************************
Король Ёнджо всегда стремился стать идеальным правителем. Он стесняется своего происхождения (его мать - наложница) и бесится, когда кто-то распространяет слухи, что он убил старшего брата, чтобы стать королём.
Он чтит традиции и придумывает свои.
▫️Для хороших дел король выходит в одни ворота, для плохих - в другие.
▫️Никогда не заходит в дом в той же одежде, в какой занимался государственными делами.
▫️Если услышал дурные вести, моет уши и чистит зубы.
▫️Перед возвращением домой выбирает самого ненавистного человека, чтобы скинуть на него свое дурное настроение.
Сын Садо у него родился поздно, и Ёнджо назначает его наследником престола. У короля самые высокие ожидания насчёт кронпринца, и требования тоже.
Король щепитилен во всем. Стало ли его происхождение причиной перфекционизма, или нет - неважно. Важно, что, в стремлении достичь идеала, он требует того же от окружающих и не прощает им ошибок, даже своих. Своих он в принципе не замечает. Виноват всегда кто-то другой.
В какой-то момент этим другим становится сын. На него летят все шишки.
Когда ребёнок - недостаточно усердный и серьёзный. Когда взрослый - неспособный ни на что.
↪️"Твоё существование само по себе предательство".↩️
Жизнь сына превращается в ад. Страх перед королем, стремление соответствовать высоким требованиям, желание получить от отца похвалу делают из искреннего, тонко чувствующего ребёнка с даром живописца нервного, закомплексованного, забитого человека с расшатанной психикой.
Повзрослевшему сыну король дает возможность проверить свои силы в управлении государством (временно замещать отца), но при этом сидит на всех совещаниях, критикует любое решение принца, даже разумное, стыдит перед чиновниками и в итоге прогоняет прочь с глаз своих.
Становится понятно, что Ёнджо вовсе не хочет отдавать управление государством наследнику, напротив, чем старше и рассудительнее становится принц, тем чаще он видит в нем угрозу, соперника. Его ненависть растёт, а придирки становятся все абсурднее - например, сын назван бездарем за то, что не может придумать ничего от засухи и надвигающегося голода, а через день обвинён в том, что дождь идёт где ни попадя - и на полях, и на дороге, размывая её.
Единственный человек, вступившийся за принца - его бабушка, вдовствующая королева, не занимающаяся правлением, но имеющая право голоса. Она выступает против жестокости и неразумности сына и даёт свое согласие на правление внука вместо отца. Но принц так испуган этой возможностью, что чуть не замерзает насмерть в ожидании возвращения короля на трон.
Отменить свое решение, чтобы спасти внука, бабушка может только умерев. Король возвращается, своей вины не признает, обвиняет сына, что "довел" бабушку до смерти, и это ломает принца окончательно. У него сносит крышу, он начинает бухать, перечить и дерзить отцу, кладёт на правила и традиции, предается порокам, убивает слуг[у].
И до кучи ревнует теперь к своему сыну, ведь король благоволит ему.
В порыве ненависти, страха, в алкогольном опьянении (а может и без него - уже сложно понять, когда он пьяный, а когда просто не в себе) он решает напасть на дворец, но так и не исполняет задуманное, за что в итоге и платит высокую цену.
↪️"Не хочу я быть королем. Не нужна мне такая власть. Я мечтал лишь о любящим взгляде и об одном теплом слове от собственного отца. Знаете, почему я не убил вас той ночью? Потому что человек превыше законов и правил."↩️
Смертная казнь невозможна, ведь если сына суд признает предателем, то и отец автоматически тоже им становится - правило с эпохи Минь. А потому приговор отца - смерть от естественных причин в заключении. Только это не тюрьма, это тесный деревянный ящик, заколоченный гвоздями, в котором нельзя ни вытянуть ноги, ни встать а полный рост. Восьмидневная пытка, после которой наступает тяжёлая смерть от голода и жажды.
Король не даёт принцу шансов.
Даже мертвого сына он винит, что тот "заставил его совершить такой [ужасный] поступок".