Очень двойственное отношение к Окуджаве.
С одной стороны, конечно, это тот песенный поэт, на творчестве которого мы все выросли и кого все слушали и пели. Лирик-гуманист, шестидесятник и всё такое прочее. Виноградные косточки, надежды маленькие оркестрики, часовые любви и прочие лирические мерехлюндии. Любовь - дружба - возьмёмся за руки, друзья и всяческие надежды на светлое оттепельное будущее.
Но с другой стороны - это человек который предал идеалы своей молодости и принципы гуманизма, которым он вроде как служил и под конец жизнь показал довольно неприглядную изнанку. Это же именно он подписал абсолютно омерзительное знаменитое "Письмо сорока двух", которое в народе была прозвано "Раздавите гадину", в котором в лучших худших традициях коллективных писем сталинских времён призывал, а вернее сказать - подначивал Ельцина как можно скорее физически уничтожить всех с ним не согласных. В этом письме он реально выступил как провокатор. Помню, как потом он прям с каким то сладострастием радовался расстрелу Белого дома.
На это очень хорошо ему ответил Вознесенский.
// «И снайперы целятся с кровель. / Мы жмемся к краям мостовой. / Гуманизм не пишется кровью, / в особенности — чужой»//
Это именно он восхищался Шамилем Басаевым, называл его борцом за свободу и предлагал установить ему памятник. И всё это было после теракта в Буденовске, в котором погибло 130 мирных людей. Вот такое он давал интервью на Радио "Свобода". От этих его слов даже либеральных ведущих тряхнуло.
Короче вылезло из него всё такое, о чем Ленин писал, как о "*овне нации.
Ну Бог-то с ним, может быть он действительно так думал и был таким ярым кровожадным антикоммунистом?
Но как объяснить вот эти его мнения и поступки с вот этими его стихами? Как вообще это назвать? Ну а может быть он врал тогда, когда писал эти стихи? Ну тогда это ещё хуже и еще меньше добавляет к нему уважения. А песня, между прочим, была действительно прекрасная!
//Надежда, я вернусь тогда
Когда трубач отбой сыграет
Когда трубу к губам приблизит
И острый локоть отведет
Надежда, я останусь цел
Не для меня земля сырая
А для меня - твои тревоги
И добрый мир твоих забот
Но если вдруг, когда нибудь
Мне уберечься не удастся
Какое б новое сраженье
Не покачнуло б шар земной
Я все равно паду на той
На той единственной Гражданской
И комиссары в пыльных шлемах
Склонятся молча надо мной//
____
Так что ещё раз говорю. Очень двойственное отношение к этому человеку. Ко всему прочему, великим поэтом я его не считаю. Бард... Разницу для себя между бардами и поэтами я провожу вполне отчётливо. Если стихи можно читать без музыки и они действительно втыкают, то это поэзия. А вот Окуджаву я пытался просто читать и мне это вообще не зашло. Потому что очень много у него в стихах лишнего, некие завитушки только для того, чтобы уложить поэтический текст в песенную форму. Ну, это лично моё мнение. Может быть, кто-то и считает его великим поэтом, но уж точно не я. Хотя не буду врать, что я в молодости не слушал и не пел его песен, но даже тогда в некоторых из них я чувствовал некую нарочитость и избыточность. Поэтому всегда предпочитал Окуджаве Высоцкого.
Но некоторые из-за его песен были действительно хороши. Помню, как у меня совсем маленький сын, когда ему было вроде бы 5 лет поступал в хор ленинградского радио и телевидения. И пел он там две песни - "Здесь птицы не поют, деревья не растут" и "Комиссары в пыльных шлемах". И такой он там выдал напор и трагизм, что члены комиссии буквально выпали в осадок и моментально его приняли.
Но 100 лет - это действительно грандиозный юбилей. И Окуджава, как к нему ни относись - действительно значимая фигура.
Поэтому давайте послушаем десяток его песен.
И давайте начнём с военных песен, тем более что только вчера было 9 мая.
Ну а теперь вот эти