Что делает меня экспертом в навигации вдоль Побережья Меча? Ну, во-первых, опыт. Во-вторых, факт выживания. Я занималась этим ремеслом дольше, чем большинство моих читателей жили на свете, и это уже третья версия моей книги. Я пишу новую версию каждые полвека, и если ты считаешь, что ее цена не окупится горой денег, которую за нее заплатят твои клиенты, то ты просто глупец. Не хочешь - не покупай.
Гардорра Бурр, глубоководскому книготорговцу.
К западу от Побережья Меча лежит Море Мечей, а за ним - Бесследное Море, обширное пространство, отделяющее Фаэрун от того, что находится далеко на западе. Между побережьем и неизвестностью находятся острова, как большие, так и настолько маленькие, что у них даже названия нету. Эти островные государства торгуют (и воюют) с Фаэруном и между собой, как и континентальные государства. Информация, приведенная ниже, почерпнута из книги «Пятьдесят лет в море, том третий», за авторством Гардорры Бурр, гномской мореплавательницы, проведшей большую часть из своих двухсот лет в путешествиях по Морю Мечей.
Минтарн
Уж я не знаю, что делали люди Минтарна, чтобы навлечь ярость Бешабы, но им это уж точно удалось. Сколько я помню, Минтарн жил в тени дракона Хундаррха, которого называют еще Красная Ярость Минтарна, и который живет на соседнем острове, но все это время людям Минтарна удавалось оплачивать милосердие дракона. Теперь же череда свершившихся событий поставила под сомнение их способность дальше платить дракону и прочие их планы. Минтарн долго был нейтральной территорией для разных сил как место, равнодушное к конфликтам городов-государств побережья и соперничеству северных островов. Любой корабль, будь то пиратское, каперское или торговое судно, могло причалить в Минтарне и воспользоваться его гостеприимством. На берегах Минтарна было заключено много соглашений между странами и так далее, а когда мир был недостижим, солдаты и корабли Минтарна могли пойти в наемники к различным силам региона без боязни навлечь возмездие на сам Минтарн.
Бешаба появилась, когда Тич, старая богиня удачи, распалась надвое во время Рассветного Катаклизма, создав двух своих "дочерей" - Бешабу и Тимору. Говорят, что Бешаба получила все желания, а Тимора - всю любовь, так что люди, встретившиеся взглядом с Девой Неудачи, или были поглощены страстью, или стараются выполнить каждую ее опрометчивую прихоть. В женщинах взгляд Бешабы вызывает безумную порывистость Леди Рок. Символ Бешабы - черные рога на красном поле Бешаба отвергла недавние ухаживания Талоса, увидев в них попытку отобрать ее сферу. У нее нет никаких настоящих союзников, но она полностью посвящена разрушению Леди Удачи. Она также любит играть с Шондакулом и маскируется под него в Анораче, творя злонамеренные и вредные делишки (вроде порождения оазисов, которые тут же иссякают, или сбивания путников с верной дороги)
Не так давно Минтарн купался в деньгах. Дагульт Неверэмбер произвел значительные инвестиции в остров, основав кораблестроительную компанию, тренировочные лагеря для солдат, и даже давая в долг собственные средства, когда Минтарну не хватало золота, чтобы произвести очередной ежегодный платеж Хундаррху. Компания Белых Парусов, в которую он инвестировал, выросла в основного поставщика наемных кораблей и солдат. Дела пошли еще лучше, когда Глубоководье потеряло свой флот в погоне за пиратами северных островов. Тогда Неверэмбер, действуя как Явный Лорд Глубоководья, воспользовался своими связями в Минтарне, чтобы набрать для города новый наемнический флот. Более того, Неверэмбер взял на себя восстановление Невервинтера из руин, и нанял дополнительных наемников из Минтарна, чтобы они помогли ему выполнять его функцию Лорда-Протектора города. Приток денег из двух крупнейших городов Побережья Меча принес Минтарну процветание, о котором его жители никогда не смели и мечтать. Конечно, этот приток денег также означал и отток молодых и активных людей из Минтарна, но по крайней мере те, кто оставался, знали, что их родные и близкие отправились не воевать на войне, а заниматься существенно более безопасным делом. Неприятности начались, неудивительно, с Хундаррха. Хотя Минтарн исправно платил ежегодную дань и никогда не задерживал ни медяка, старый Хундаррх мог проспать по десять лет, и народ Минтарна уже принимал свое соглашение с драконом за нечто само собой разумеющееся. Но несколько лет назад что-то пробудило его раньше времени; было похоже, что он почуял поток золота, идущий на остров. Хотя Минтарн платил установленный размер дани, Хундаррх приземлился на Замок Минтарн, враз обрушив две из его башен своим весом, и проревел требование уплатить больше сокровищ прямо сейчас и во всех будущих платежах. Конечно, народу Минтарна ничего не оставалось, как только попытаться наскрести достаточно, чтобы удовлетворить запрос нетерпеливого змея. В конце концов, даже если бы все уехавшие в Невервинтер и Глубоководье солдаты были дома, что бы они смогли сделать страшному Хундаррху? Ситуация ухудшилась, когда Неверэмбер был смещен с поста Явного Лорда Глубоководья. Лорды Глубоководья решили восстановить свой собственный флот, и велели солдатам Минтарна либо возвращаться к себе домой, либо поступить на службу во флот города или его другие вооруженные силы. Переехав в Невервинтер, Лорд Неверэмбер решил перестать пользоваться услугами наемников и там. Он обосновывал это тем, что хотел создать среди невервинтерцев чувство гражданской гордости, но многие минтарнцы посчитали это предательством. Неверэмбер - хитрый человек, и многие думают, что с учётом активности Хундаррха он решил таким образом просто минимизировать свои будущие убытки. В конце концов, свое прозвище «кинжал» (dagger) он получил не просто потому, что оно созвучно с его именем Дагульт. Минтарн играл свою партию так хорошо, как только мог, но теперь он оказался загнанным в угол и ходов у него осталось не так много. Приток денег в его гавань остановился, а многие из его лучших сынов решили не возвращаться назад. Ходят разговоры, что разыскиваются наемные приключенцы, чтобы убить Хундаррха, но если размер его и так уже громадной сокровищницы до сих пор не привлек охотников на драконов, то глупо рассчитывать, что кто-то полезет в драку с ним из-за гораздо меньшей суммы, которую теперь может предлагать Минтарн.
Многим нравится Минтарн. У него уютные постоялые дворы, и на острове делают чудесное зеленое вино, которое больше нигде не делают. Но во времена нынешнего шторма есть бухты и поспокойнее.
Если вы решите посетить его, вот пара вещей, которые следует знать о Минтарне. Каждые пять-шесть лет новый тиран (да, так они сами себя и называют) появляется на Минтарне. Тиран всегда держит курс на сохранение статуса острова как нейтральной территории и свободного порта. Несколько лет назад Ее Тиранским Величеством стала Блоэт Эмбуирхан, якобы правнучка тирана, правившего около века назад. Она правила островом во времена его наибольшего процветания, но теперь народ Минтарна (да и, возможно, она сама, если ума хватит) может захотеть видеть на троне кого-нибудь другого. Несмотря на его открытые гавани и прекрасные заведения на острове, Минтарн остается скудно населенным. Конечно, имеются фермы, но между ними хватает и незанятых открытых просторов, так что вполне хватит земли, если кто-то захочет здесь поселиться и обрабатывать ее.
Скадаурак Красная Ярость Минтарна живет в этой горе, подымающейся из моря к северу от Минтарна. Я никогда не слышала, чтобы кому-нибудь из охотников за сокровищами удавалось выбраться из нее живьем, но те, кто доставляют дань дракону, рассказывают, что заплывают в пещеру и оставляют сокровища на песчаном пляже внутри нее. Из этой бухты, по рассказам, ведет несколько пещер, одна из них даже уходит прямо вверх в потолок. Иногда доставщики дани слышат дыхание Хундаррха в одной из пещер: глубокие вдохи, выдохи и низкий рык сквозь сон. Когда этих звуков не слышно, ожидаемо, что минтарнцы воспользуются возможностью исследовать Скадаурак, но, как объясняют местные жители, отсутствие храпа может означать, что он где-то охотится, но также может и значить, что он рядом, и смотрит из укрытия, затаив дыхание.
Острова Муншае
Укутанные туманами скалистые утесы Островов Муншае возвышаются высоко над прибоем Моря Мечей, а их вершины одеты в древние леса. Муншае находятся к западу от Минтарна, а также Врат Балдура, Кэндлкипа и даже Амна: эта цепочка островов достигает в длину почти половину Побережья Меча, окружая Море Муншае. На южных островах живут ффолки - люди, которыми правит Высокий Король Дерид Кнедрик из крепости Каер Каллидир на Алароне. Ффолки поклоняются Матери-Земле; ее друиды собираются в священных рощах на разных островах. В некоторых из этих рощ находятся лунные колодцы - волшебные пруды, которые, по словам друидов, богиня использует как окно в мир. Северные острова принадлежат Северянам, которые распространялись к югу от Руатима и осели здесь, периодически воюя с ффолками в течение тех веков, когда им приходилось нехотя делить острова друг с другом.
Аларон
Крупнейший и наиболее густонаселенный остров Муншае - Аларон. Крепость ффолков Каер Каллидир смотрит на залив к югу от Светлых Вершин на северном краю леса Дорналл. Лес - опасное место, населенное гоблинами, воргами и им подобными существами. Чем дальше зайдешь в лес, тем страннее он становится, а феи сбивают идущего с пути и уводя на верную погибель. Даже следопыты Высокого Короля ходят по лесу с опаской. По слухам, Рукоатские дварфы из Светлых Вершин с помощью клана Растфаер с острова Гвиннет и приключенцев из Каллидира одерживали победы над местными орками и их хозяином - теневым драконом. Высокий Король Дерид надеется заключить альянс с дварфами, но они пока отказываются от помощи короны. Китисс, портовый город на Большом Южном Мысе Аларона, ищет наемников в охрану караванов, идущих на север к Каллидиру. Караванщикам всегда нужна помощь, если вам вдруг вздумается какое-то время провести в опасной дороге.
Гвиннет
Здесь находится эльфийское королевство Сарифал, которым правит Высшая Леди Ордальф. Сарифал делит остров с затворническим горным королевством Синнория, в котором живут эльфы из народа Ллевирр, несколькими небольшими поселениями щитовых дварфов, и руинами Каер Корвелла, который когда-то был поселением ффолков на Гвиннете. Высокий Король Дерид хочет вернуть цитадель и перестроить ее как посольство, но ему пока предстоит получить разрешение Леди Ордальф на это. На Гвиннете также находится Мирлохов дол, покрытая буйной растительностью долина между горных хребтов, к югу от которой сверкают на солнце воды озера Мирлох. В долине активны друидические круги, которые хорошо ладят с местными эльфами и феями. На севере острова сын Высокой Леди Ордальф, Принц Араит, ведет тяжелую борьбу с темными феями леса Зимней Лощины. Принц довольно прагматичен и принимает помощь в борьбе против его врагов, так что он не раз позволял партиям приключенцев пересечь Аларонский Пролив и высадиться на Гвиннете, если они обещали помочь в его деле.
Архипелаг Коринн
Архипелаг Коринн представляет собой несколько дюжин скалистых, дождливых и ветреных островов, населенных преимущественно Северянами, которые разводят овец, рыбачат и иногда отправляются в набеги или попиратствовать. Десятки мелких поселений представляют собой отдельные мини-королевства, которых объединяет мало что, кроме их общей культуры Северян. Для пришельцев извне здесь нет безопасных бухт - никогда не знаешь, с кем придется иметь здесь дело. Для других Северян поселение Вестхэйвен на острове Пандира служит нейтральной территорией, в порт которого Северяне всех сортов, бороздящие воды Моря Мечей, заходят, когда им требуется переждать шторм или пополнить припасы.
Мори
К западу от Гвиннета расположен Мори, остров, находящийся в состоянии войны сам с собой. Ффолки из Каер Мори с трудом удерживают порт города открытым, чтобы город Диннегалл, находящийся на острове на удалении от моря, мог получать жизненно важные припасы и товары. В составе этих поставок иногда прибывают подкрепления, которые необходимы для борьбы с опасностями острова, которых здесь в разнообразии и в изобилии: племя поклоняющихся Малару оборотней Черная Кровь, гиганты с Хребта Когти Тролля к северу, а также орки и огры с гор Череп Орка на юге. Ффолки с Мори верны Высокому Королю. Они надеются на возвращение объединенных под флагом Кендрика Муншае, и намерены продержаться сколько потребуется, чтобы дождаться этого.
Норланд
К северу от Мори находится Норланд, бастион Северян островов Муншае. В последнее время норлов постигло много бед, ослабивших их хватку на Муншаез, но, скорей всего, у Высокого Короля Кендрика не хватит сил, чтобы воспользоваться этим. В последние годы женщина-Северянка, называющая себя Дева Бури, стала их боевым вождем, что очень необычно, поскольку Северяне не позволяют женщинам участвовать в налетах или рыбной ловле. Дева Бури, по слухам благословленная и Амберли, и Валькуром при рождении, собрала под свои знамена множество Норлов, и было похоже, что она может соперничать с королем за контроль надо Норландом. Но вместо этого около десяти лет назад она как будто стала одержима Амберли и повела своих последователей в безумный поход за установлением контроля над Морем Мечей. Когда в одной из морских битв она, наконец, была повержена, она исчезла в волнах вместе со своим кораблем. Известно, что она не может утонуть, поэтому многие опасаются ее внезапного возвращения. Раульт Мудрый, король Норлов, потерял своего старшего сына Ольфгота и внука в битвах с Девой Бури, так что вопрос наследования престола сейчас открыт. У него есть внучка, сильная духом и умом, но в патриархальном обществе Северян, да еще и так скоро после катастрофического восхождения Девы Буре ко власти, просто немыслимо, чтобы трон достался ей.
Валкур, Герой-Бог Северян Северяне поклоняются разным богам: Ориль, Амберли, Талосу и Темпусу, но могучего Валькура они считают самым важным из них. Этот бог-герой уникален для Северян и воплощает качества, которые Северяне уважают больше всего: ярость, хитрость, смелость, силу и навыки мореплавателя.
Остров Омана
В последний раз нога приключенцев ступала на Остров Омана вскоре после объединения Муншае, и тогда он был милым мирным местом. Там были овцы, фермы, рыбачьи лодки, и много местных жителей охотно обменивало добытое ими в шахтах золото на товары с материка и других островов. Теперь остров в руинах, и контролируют его гиганты, особенно фоморы, которые швыряют огромные камни в корабли, которые подплывают слишком близко к берегу. Если вы решите все-таки высадиться на берег, то берите с собой побольше вооруженных друзей - место это опасное, но риск может окупиться. С трудом можно вообразить награду, которую Ярл Раулт или Высокий Король Дерид предложат приключенцам, которые захватят руины Железной Твердыни, которая когда-то была домом правителей острова.
Снежная Падь
Маленький остров Снежная Падь к югу от Аларона - владение Амна, которым управляет Леди Эрлиза и Каер Вестфала. Она - вторая правительница с таким именем, и известна удивительным сходством со своей прабабушкой, первой амнийской правительницей острова. С момента получения острова под контроль оккупанты Снежной Пади вырубали леса, опустошали шахты и перегораживали водные пути сообщения силами эксплуатируемых ффолков, находящихся под их правлением. Леди Эрлиза и ее солдаты безжалостно подавили несколько восстаний, и местные ффолки называют ее не иначе, как Кровавая Эрлиза. Некоторые амнийцы полагают, что от сохранения острова начинает поступать больше головной боли, чем доходов от уменьшающегося экспорта с него, и очередные восстания почти наверняка назревают среди ффолков при тайной поддержке Аларона.