Роман Шодерло де Локло «Опасные связи» — нравоучительная и в то же время фривольная история об интригах высшего аристократического общества, увидевшая свет в 1782 году .
Форма, выбранная автором — роман в письмах. Но это не останавливает режиссеров от попыток экранизаций и создания театральных постановок. В театре Школа Драматического Искусства режиссер Игорь Яцко решил создать собственную версию инсценировки, включив кроме строк романа в переводе Надежды Рыковой фрагменты трагифарса Леонида Филатова «Опасный, опасный, очень опасный...». Это сделало спектакль смесью высокопарной архаичной прозы и современной стихотворной иронии.
Художник по костюмам Евгения Панфилова воспользовалась таким подходом и свободно сочетает псевдоисторические элементы в одежде с моделями, присущими нашим дням. Парики и мотоциклетные шлемы, кринолины и мини-юбки, камзолы и шорты — неполный перечень таких замесов. Но с одеждой, как и со сценографией, за которую отвечал Заслуженный художник РФ Николай Симонов, получилось просто замечательно. Сценографу и художнику удалось достичь гармонии: всё радует глаз. А вот проза со стихами легли не лучшим образом. Дисбаланс внесло и музыкальное сопровождение. Моцарт, Бетховен, Госсен, Мендельсон, Шуберт, Элгар, Малер, Шнитке — в этот сонм знаменитых имен вклинился неупомянутый в афише Поль Мизраки , написавший в 1935 году мелодию и слова «Tout va très bien, Madame la Marquise» в соавторстве с Шарлем Паскье и Анри Аллюмом, что в наших краях стало известно благодаря творчеству Леонида Утесова как «Всё хорошо, прекрасная маркиза».
О да, стихи Леонида Филатова прекрасно ложатся на упомянутую музыку, но вставка выглядит инородной для постановки в целом. Барочная стилистика разбивается этим номером, внося ноты водевильности и излишней несерьезности. Понятно, что режиссер пытался снизить пафос и тяжеловесность исторического оригинала, но в этом месте, на мой взгляд, был явный перебор. Вполне хватало сценической передачи текста самого Шодерло де Локло. Его фривольные пассажи отлично воплощались движениями и игрой актеров. Во втором действии стихотворные диалоги маскируются классической музыкой, что выглядит гораздо уместнее и органичней. И сам сюжет, поворачивающий от любовных интриг к трагедиям судеб, заставляет перестраиваться на серьезность восприятия.
Два главных отрицательных героя — Маркиза де Мертей и виконт де Вальмон — плетут сети интриг.
Вальмон слывет соблазнителем женщин. Но он мужчина, а следовательно в глазах высшего общества это не делает его изгоем, а лишь добавляет очков. Женщинам сложнее, их честь не должна быть запятнана. Поэтому маркизе де Мертей для защиты собственной репутации приходится проявлять много больше изворотливости и ума. Вальмон Олега Малахова не красавец, но он любезен и предупредителен с дамами, легок в разговоре и обаятелен, а потому веришь его герою. Маркиза де Мертей в исполнении Ольги Баландиной женщина, знающая цену себе и окружающим, в ней нет чувства жалости, только интерес к построению ловушек и наблюдению за жертвами собственных козней.
Доверчивые и удивляющие своей наивностью, переходящей в глупость, влюбленные: Сесиль Воланж (Дарья Рублева) и шевалье Дансени (Федор Леонов), — легко попадают в расставленные сети. Матушка Сесиль мадам де Воланж (Екатерина Кузминская), тетушка Вольмона мадам де Розмонд (Заслуженная артистка РФ Мария Зайкова) и госпожа де Турвель (Ольга Бондарева) слишком простодушны, чтобы что-то заметить и поверить, что люди их круга, аристократы!!, могут быть столь испорчены и беспринципны.
Будет ли спектакль назиданием зрителям, как этого хотел Шодерло де Локло для читателей, для меня остается вопросом. Современная мораль допускает слишком многое. Но постановка напоминает о том, что надо тщательней относится к выбираемому кругу контактов, и что скрытые замыслы невозможно прочитать при обычном общении. За эффектной внешностью и любезной речью может скрываться порочная сущность, с целями использовать в своих интересах, а не искреннее дружелюбие. Поменьше нам в жизни встреч с подобным.
А вот от встречи со струнным квартетом театра под управлением Ольги Мохначевой я не откажусь. Их музыкальное сопровождение отлично добавляло постановке исторической атмосферы и шарма.