Мысль-продолжение "Ульяшкиных сказок"
Написал заголовок и “завис”.Сложно подобрать слова для ощущений, для ускользающих мимолетных чувств, которые и ощутить-то не всегда удается, не то, что назвать. Это все можно иногда почувствовать где-то внутри, словно невесомое прикосновение мягкой лапки, которое не каждый-то и заметит. Взрослые называют эти ощущения тяжелым, научным словом “интуиция”, вредные мальчишки вроде Петьки говорят про такое “спиной чую”. Точнее - тем местом, где спина начинает называться неприлично. Мы же, наверное, назовем это иначе - чувством. Так будет и не слишком грубо и не чересчур научно. Что-то из давно забытого прошлого, где чувство было сильнее знания, где люди были ближе к природе и не запирали себя в бетонных коробках.
Так вот, пространства, о которых я хочу здесь рассказать - именно из области чувств. Их не проходят в школе, о них мало кто знает, Их можно только почувствовать. И лишь научившись их чувствовать не случайно, не вскользь, как это происходит чаще всего, а почти осознанно вызывая ощущение многомерности Мира - только тогда мы можем условно считать, как будто что-то знаем. Хотя слово “знание” здесь лишнее. Как я уже говорил - здесь важно не знать, а чувствовать. Это как рассматривать стереокартинки: пока ты смотришь словно бы сквозь нее, легонько цепляя изображение краешком глаза - перед тобой объемная картинка, но стоит хоть на секунду сфокусировать взгляд и все, на листе просто нагромождение бессмысленных пятен. Исходя из этого можно предположить, что наше зрение - слишком грубый инструмент для таких картинок, им нужно касаться едва-едва, чтобы не поломать хрупкую конструкцию. Так и с пространствами. Наши чувства слишком грубы для них и чтобы их ощутить - нужно научиться лишь слегка касаться их краешком чувств.
Лучше меня об этом мог бы рассказать Великий Командор Владислав Крапивин. Вот он много про них знал и делился с нами их тайнами, но увы, уже почти два с половиной года минуло с тех пор, как Пространства призвали его.
А раз так, то рассказывать о них придется мне - не самому прилежному ученику Командора, делающему лишь первые, еще робкие шаги по Дороге среди Пространств.
Рассказывать буду, как сумею - и до слога Командора, и до его понимания всей глубины и многомерности Пространств, мне еще расти и расти. Я не уверен даже, что остатка отпущенных мне дней, хватит на то, чтобы познать Пространства хотя бы десятую долю того, о чем рассказывал нам Владислав Петрович. Но тем не менее…
Белый Шарик.
1993-й год, крайний север, зима. За окном - темный зимний вечер. Я сижу на диване с небольшой книжицей “Белый Шарик матроса Вильсона”. В книгу эту вошли две повести - сам “Белый Шарик” и “Крик петуха”. Вот “Крик Петуха” я и перелистываю уже, наверное, в сотый раз, силясь понять секрет прямого перехода Витьки Мохова. Вот надо зажмуриться и представить себе светящуюся сетку координат. Представил. Зеленая такая и светится. И по ней точки - узлы раскиданы. Тоже зеленые.Вот надо нащупать нервами точку, куда ты стремишься всем существом. Где тебя ждут. Что такое “нащупать нервами” я еще не вполне понимал. Думал, что это наверное тоже представить. И я представлял! Точка увеличивалась в размере, приближалась ко мне, я даже видел очертания знакомых мест. Далее следовало шагнуть в эту точку через пространство. И вот тут начинались проблемы. То ли шаг в пустоту и шаг с дивана - это разные шаги, то ли представить и нащупать нервами - это не одно и то же, но вот я в очередной, уже даже не знаю, какой по счету раз, оказываюсь на полу и со слезами на глазах потираю ушибленное колено. А может быть было нужно, чтобы вот именно в это мгновение в представленной тобой точке находился близкий тебе человек и так же страстно желал, чтобы ты сейчас оказался рядом. Тогда это его желание как бы рвалось навстречу твоему, открывая между вами туннель. Вот в этот-то туннель и нужно шагать. Но как сделать, чтобы близкий тебе человек оказался в нужное время в том же месте? Это сейчас легко - достал из кармана телефон и звони хоть в Африку, а в те древние времена даже городской телефон был не у всех и новости - например про то, что в гастроном на углу завезли свежее мясо мамонта, люди узнавали, слушая радио. Так что попытка прямого перехода мне тогда не удалась, но….
Были и различные “но”. Во-первых сны. Не про сам переход, нет, он у меня так и не получился. Снилось мне как можно “скрадывать” Пространства, значительно сокращая расстояния. Однажды ночью я проснулся от такого сна. Проснулся, вышел на улицу и посмотрел на звезды. Долго смотрел и курил. И понимал. Нет, не понимал - принимал закон Вселенной, согласно которому расстояний не существует. Нет, то есть они есть, но только в пределах нашего измерения и стоит хоть на чуточку выйти за него - и станет все равно - один ли шаг или миллиард километров. Они сравняются. Ведь с точки зрения Вселенной все это - лишь песчинки.
Следующее мое сближение с Пространствами произошло сравнительно недавно. То ли весной, то ли осенью - погода стояла мерзкая - холодная и сырая. Ты как раз была у врача, закрывал больничный, а потом мы пошли с тобой пройтись. Мы шли, держась за руки и ныряли в незнакомые дворы, время от времени споря, куда же может привести нас эта дорога. Грязные улицы, кусочек частного сектора и вдруг неслышный щелчок и пространства перестроились. Перед глазами оказалась Блюхера с ее трамваями. Помнишь? Мы тогда вошли в Сказку, погуляли по ней и вновь вернулись в город, в место неподалеку от того, где заходили. Помнишь эти незнакомые места в родном для тебя городе? Я держал тебя за руку и чувствовал, как начинается наша Сказка.
Третий случай произошел совсем недавно. На вокзал и обратно я всегда ходил одной дорогой. Она, петляя вела меня вдоль озера, мимо школы, мимо многоэтажных домов, сворачивала в какие-то закоулки и наконец выводила меня к вокзалу (ну или к дому).Однажды я шел, пробираясь сквозь метель, проклиная и деревню, где даже такси нет, и метель, и даже саму Дорогу. И вдруг - бляммм - такой неслышный щелчок, словно прогнулась стальная пластина. И Пространства - они вдруг вновь перестроились! Дорога, занимающая ранее больше часа, потеряла в продолжительности минут 20!
На самом деле научившись чувствовать Пространства, мы можем ими управлять. Нет! Не управлять! Мы можем попросить их немножко измениться и запустить развитие событий по чуть иному сценарию. Это как если представить себе грузовик, несущийся в стену. Если его не отвернуть - произойдет катастрофа. Но и если его отвернуть чересчур резко - приятного тоже мало - машину занесет и неизвестно, каких бед она может натворить. А если ее отворачивать по чуть-чуть, плавно, то и катастрофы удастся избежать, и машина продолжит двигаться в том же направлении, объехав лишь стену. Так и с Миром - ему нельзя приказать, нельзя резко заставить его изменить планы, его можно просить, можно тихонько помогать ему меняться.