Говоря научным языком, криоперенос – это перенос ранее замороженных эмбрионов в полость матки женщины.
У меня оставалось два эмбриона. Сейчас я понимаю, этого мало. Мало потому что – это всего одна попытка.
Эмбрионы замораживают по три максимум в специальной пробирке, похожей на узкую трубку. Ну или два, как в моем случае. Размораживается трубка целиком. Нельзя разморозить двоих, подсадить одного, а второго оставить до лучших времен. Это ж вам не куриное филе.
В очередной раз приехала в клинику. Самое начало лета, солнце, птицы за окном и много-много зелени. В палате было пусто, я выбрала кровать у окна. Прошлую я нарекла «несчастливой» и второй раз на нее ложиться не стала. Потом начали подтягиваться соседки. Напротив меня лежала девушка, у нее своя история. Это был ее третий протокол, она была после пункции. Гиперстимуляция во всей красе, она держалась молодцом. В первый раз у нее не прижилось ничего, во второй раз королевская двойня (королевская – когда мальчик и девочка сразу), но на 20 неделе открылось кровотечение. К сожалению, моей соседке не смогли спасли никого. Даже представить не могу, что ей пришлось пережить, когда 20 недель ты растишь в себе двоих, а потом остаешься одна… Я была в самом начале пути, и моей единственной трудностью на тот момент было одно пролетное ЭКО. Не думала, что это только вершина айсберга под названием «ребенок»: сложно забеременеть, сложно выносить, сложно родить, сложно растить… А я-то думала «только бы прижились».
Вторая соседка приехала из соседнего города. У нее был тоже криоперенос по плану троих. От нее так и веяло позитивом, с которым она щедро делилась с нами. До этого был один пролетный протокол, и ей было за 30. В репродуктологии 30-35 лет – это рубеж, после которого снижаются возможности женского организма, а сними и шансы на удачную беременность. Не у всех, но это статистика. Физически невозможно сделать 10 ЭКО в год, это сложный процесс, после которого организм долго приходит в норму. Поэтому и лечение идет годами, у кого-то даже десятилетиями. Вместе с этим теряется драгоценное время.
В очереди я была первая. Сам по себе криоперенос по ощущениям ничем не отличается от переноса в свежем протоколе. Только состояние после него гораздо легче, уже не чувствуешь себя надутым шариком. Ничего не болит, но и ощущений никаких нет. Поэтому обмануться сложно.
В малой операционной врач снова напевала, я, наконец, сказала, что ее пение очень успокаивающее. В криопереносе тревожно то, что до последнего не известно, состоится он или нет, так как разморозка происходит непосредственно перед переносом. Уже в операционной можно узнать, разморозились эмбрионы вообще, годны ли они для переноса, жизнеспособные ли. Обо всем этом говорит эмбриолог, а его просто так в коридоре клиники не встретить.
Мои эмбрионы разморозились хорошо, оболочка была не повреждена, и они оба были готовы к переносу.
Процедура была знакомой, быстрой и безболезненной. Через 10 минут я уже лежала в палате, где вторая соседка предложила мне помазать живот маслом из храма Святой Матроны. Отказываться я не стала, она так убедительно говорила о его чудодейственных эффектах, что я хоть и не доверяю церкви в этом вопросе, подумала, что хуже-то не будет.
Мы отлежали свои положенные час-полтора, сходили на прием, и поехали отдыхать. Поддержка в этот раз была слабее, это значит, что в первый раз препаратов направленных на поддержание было назначено больше. В таких вопросах я не спорю с врачами, четко выполняла прописанные инструкции. Снова начались таблетки, гели, уколы и 14дневное ожидание.
В этот раз мое состояние было обычным. Да, настроение было приподнятым, отчасти от того, что ничего не болело, отчасти от того, что я на этот раз возлагала большие надежды. Я не сидела дома, садилась за руль, весело проводила время, у меня было три недели отдыха. В середине второй недели, я прислушалась к себе и… ничего не ощутила… Если и было что-то, организм никак себя не выдавал. Вообще никаких признаков. Скажете, я сумасшедшая, что так рано ищу признаки беременности? Но это действительно чувствуется на интуитивном уровне. В этот раз я не чувствовала ни-че-го.
На 10ый день я сделала тест, хотя уже предполагала результат. Одна полоска. Я изначально не стала завышать ожиданий как в первый раз. Возможно, поэтому мне было легче. Внутри как будто все покрылось тонкой корочкой льда, и эта “анестезия” помогла мне справиться с очередной болью. Больно было оттого, что больше эмбрионов у меня не оставалось. А значит, всю процедуру придется повторить заново.
До 14-го дня, дня сдачи ХГЧ я не сделала больше ни одного теста. В нужный день сдала кровь и уехала в другой город в гости, чтобы отвлечься. В этот же день по телефону я узнала результат – 0,5. Ничего не прижилось. Никто не прижился. Ни один из эмбрионов. Свой результат из клиники я так и не забрала.
Когда я вернулась домой, муж, видимо, не желая меня расстраивать, эту тему не затрагивал вообще. Не затрагивала ее и я. У меня не самый чувствительный муж, да мне тогда это было и не нужно. Я хотела услышать от него: не переживай, сейчас восстановимся и снова в бой! Я сделаю все возможное. Но он этого не сказал, а я не спрашивала, боясь услышать что-то другое. Около месяца мы вели себя так, будто ничего и не было. Потом я взяла инициативу в свои руки и решила поговорить. и получила не тот ответ был, который мне был нужен, но я уже окрепла и была морально к нему готова. Мы практически поругались, потому что он в тот момент был более рационален, говоря о финансовой стороне, а мне гормоны и нереализованный материнский инстинкт застилали голову, я была готова идти в новый протокол хоть завтра. Он в запале сказал, значит, мы будем без детей. Я же ответила, что не готова прожить всю жизнь без детей, и они у меня будут, с ним или без него.
Когда остыла, наедине с собой рассуждала, что сама выбрала этого человека. И он меня выбрал. И что детей я хочу растить вместе с ним, а не с тем, у кого нет проблем со здоровьем. Ну, хорошо, допустим, мы разошлись из-за детского вопроса, и я в поиске нового мужа, отца своих будущих детей. На что в первую очередь я буду обращать внимание? На то, как мне комфортно с этим человеком или сразу попрошу справку с результатами спермограммы?
Это был сложный период для отношений. Мы взяли паузу. Никаких врачей, операций, уколов на неопределенный срок.