8,8K подписчиков

Знали ли древние египтяне колесо?

305 прочитали

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Рада вас приветствовать после некоторого перерыва о)

Ответ на одно из недоумений

Здравствуйте, уважаемые читатели!

вылился в небольшую статью :о)

Древние цивилизации - вещь крайне интересная, загадочная и во многом непонятная. Чем дальше в глубины тысячелетий, тем загадочнее. Например, Гёбекли-Тепе.

Здравствуйте, уважаемые читатели!-2

Место настолько древнее, что люди ещё не изобрели гончарное дело и не приручили для еды какие-либо растения или животных. Этот уголок юго-восточной Турции является частью территории, связанной с некоторыми из наиболее важных социальных сдвигов человечества. Ещё не земледельцы, никакой бронзы и, тем более, железа, а вона какой "центр" отстроили из известняка.

Гёбекли-Тепе — это место, которое нельзя сравнивать с очень большим количеством известных неолитических стоянок на Ближнем Востоке
Гёбекли-Тепе — это место, которое нельзя сравнивать с очень большим количеством известных неолитических стоянок на Ближнем Востоке

Выдолбили кремневыми инструментами из скального образования "колонны" высотой до 5.5 м и весом до 45 тонн, транспортировали и установили в специально содеянные "пьедесталы". Ещё и изображения всяческих живых существ на них вырезали

Здравствуйте, уважаемые читатели!-4

Комплекс датируется 12-м и 11-м тысячелетиями до нашей эры. Поскольку в то время не было никаких свидетельств земледелия или приручения животных, считается, что это место было построено охотниками-собирателями. Это не были хрюкающие пещерные жители, подобные тем, которые иногда появляются в народном воображении. Охотники-собиратели того периода имели тесные социальные связи с людьми по всему региону и вели обмен такими товарами, как обсидиан и морские ракушки, с современниками, живущими на далёких разстояниях.

Новички! Комментов по следующему поводу не принимаю!

Дизайн трёх круглых структур на вскрытом участке создаёт почти идеальный равносторонний треугольник (выявленный между центрами кругов), что позволяет предположить, что перед строительством они создали масштабный план. Следы дикорастущих зёрен, обнаруженные на этом месте на более чем 7000 шлифовальных инструментах, позволяют предположить, что строители комплекса производили пиво или хлеб и, возможно, выращивали в этом районе дикорастущие культуры. А наличие человеческих черепов со следами резьбы и нанесения на них красной охры позволяет предположить, что существовала некоторая озабоченность уходом из жизни, возможно, как аспект ритуальных практик или верований. К таким выводам пришли учёные на основании археологических данных.

Комплекс разположен на вершине известнякового горного хребта на юго-востоке Турции. Это искусственный холм (телль) высотой 15 м,  площадью около 9 га.
Комплекс разположен на вершине известнякового горного хребта на юго-востоке Турции. Это искусственный холм (телль) высотой 15 м, площадью около 9 га.

Комплекс этих неолитических сооружений ещё даже на четверть не разкопан.

Здравствуйте, уважаемые читатели!-6

Возникает вопрос: почему группа охотников-собирателей потратила так много времени, энергии и ресурсов на ограждения, которые, похоже, не имели никакого практического назначения? В чем был смысл этого масштабного архитектурного и художественного мероприятия? В общем, доисторическая неожиданность. И господ альтернативщиков эта загадочная неолитика как-то особо не заинтересовала. А зря, ибо это было время некой человеческой "эволюции". Что явилось побудительной причиной к ней? Какими путями она шла? Как выпахтывалось новое мировоззрение, что побудило перейти на земледелие во времена изобилия пищи в окружающей среде, откуда есть и пошла селекция? И много-много вопросов возникает, когда начинаешь задумываться о путях развития человечества.

Шмидт, занимавшийся разкопками комплекса писал: «Помимо «ритуала», мы не знаем точной функции этого сайта. Мы не знаем, какие идеи должны были выразить Т-образные столбы, которые явно имеют антропоморфный дизайн… Мы не знаем, действительно ли Гёбекли-Тепе является уникальным местом, или существуют подобные неизведанные места в других регионы, или насколько далеко друг от друга будут находиться такие места»

А тут некоторые, с непойми какого ляду, сомневаются, что египтяне, "не знавшие колеса" в бронзовом веке могли построить пирамиды :о) А, кстати, колеса "не знали" и инки. И ничего, вон, понастроили, обходясь без колёсного транспорта. И это - уже в новой эре, так сказать, в средние века.

Первые цивилизации

Уже после Гёбекли-Тепе, в Невали Чори (Nevali Çori - поселение в Турции возрастом 10 000 лет, относящееся к ранне-среднему гончарному неолиту) появляются самые ранние свидетельства одомашнивания зерна. Начиная с появления оседлых поселений древних земледельцев, когда земледелие и скотоводство позволило не только накапливать знания в этих видах хозяйствования, строительство и другие производства стали как-то особенно быстро развиваться. Образовывались не только общины, но и государства, например, когда-то существовали города-государства, затем теми или иными путями они объединялись, и их территории разрастались. Благодаря земледелию и объединению, освобождались руки для масштабных проектов, например, ирригационных (ибо вода - основа как самой жизни, так и земледельчества). И, естественно, человечество в разных местах планеты практиковало создание культовых и общественных сооружений. Цивилизации развивались, приходили в упадок, становились основой развития новых цивилизаций. Так на территории Межуречья (Месопотамии, в настоящее время это территории Ирана и Кувейта) существовало несколько в той или иной степени нам известных древних цивилизаций. Наиболее значимые - Шумерская, Ассирийская, Аккадская и Вавилонская. Именно цивилизации Междуречья отмечены многими важными изобретениями, такими как концепция времени, колесо, математика, карты, парусные лодки и письменность.

Колесо в Древнем Египте

В Месопотамии, Европе и на Кавказе первые колёсные транспортные средства появляются в 4-м тысячелетии до н.э., в то время как древнейшее колесо в Египте засвидетельствовано только в 3-м тысячелетии до н.э. Напомню, что пирамиды Гизы были построены примерно между 2550 и 2490 годами до нашей эры, то есть в середине третьего тысячелетия.

Во времена фараонов обычным видом наземного транспорта в Египте были сани. И для перевозки очень тяжёлых грузов они, даже, предпочитались. Однако существовали и колёсные транспортные средства. Помимо хорошо известной колесницы, которая была основным объектом изследования колёсных транспортных средств, документально зарегистрировано несколько телег и повозок. В изследовании Heidi Köpp-Junk WAGONS AND CARTS AND THEIR SIGNIFICANCE IN ANCIENT EGYPT подробно разсматриваются отдельные повозки и телеги, известные от времён Древнего Египта, их развитие и контекст, а также их введение.

Откуда получены сведения?

Существуют иконографические, археологические и текстовые свидетельства существования повозок и телег в Древнем Египте. Они изображены в храмах и гробницах - а также на гробах, на тканях, в которые завёрнуты мумии, и на мебели - в виде рисунков, рельефов и даже текстильных аппликаций. Они также отчеканены на монетах. Кроме того, трёхмерные свидетельства представлены в виде моделей из терракоты или дерева и металла. В качестве артефактов сохранилось лишь несколько повозок и ни одной телеги. Тексты, в которых упоминаются повозки, включают стелу из Гебель-Баркала и экспедиционный текст из Вади-Хаммамат.

Что автор понимает под теми или иными названиями

В данном изследовании под «транспортным средством» понимается объект, перевозящий грузы или предметы, а под «средством передвижения» - перемещение (т.е. перевозка) людей. Зарегистрированы две основные категории колёс: дисковые и спицевые. Дисковые колёса либо состоят из одного элемента, либо собираются из нескольких, иногда с полостью в форме полумесяца для уменьшения общего веса. Благодаря своей массивности они изпользовались для перемещения более тяжёлых грузов. В IV тысячелетии до н. э. они засвидетельствованы от Рейна до реки Инд. Однако дисковое колесо не разсчитано на высокую скорость: из-за большого веса инерция его массы препятствует движению, а значит, для его вращения требуется больше энергии, чем для вращения колеса со спицами. Поэтому в транспортные средства с дисковыми колёсами обычно запрягались волы, обладающие большей тяговой силой, чем лошади. Спицевое колесо легче дискового, так как состоит из меньшего количества материала и позволяет перевозить относительно небольшие грузы. Преимущество спицевых колёс заключается в уменьшении веса самого колеса.

Здравствуйте, уважаемые читатели!-7

В Древнем Египте колёса прикрепляли к телегам, повозкам и колесницам. На рисунке изображены лестница и осадная башня, установленные на колёсах.

Пути-дороги древнего Египта

По географическим причинам основные транспортные маршруты в Египте пролегают вверх и вниз по течению всем известного водного потока. Река Нил - отличная водная артерия, пригодная для круглогодичного изпользования, доступная каждому и экономически выгодная. Кроме того, от этого основного транзитного маршрута ответвлялись важные транспортные потоки, направляемые по искусственным каналам и естественным руслам. Египет также обладал гораздо более протяжённой транспортной системой, состоящей из разветвлённых сухопутных маршрутов, разположенных рядом с водным путём, и все они были тесно связаны между собой. Дороги, маршруты и тропы были необходимы в долине Нила для коммерческих целей и повседневного передвижения между поселениями, гаванями или причалами, а также другими экономически важными объектами, такими как каменоломни или храмы. Значение этих сухопутных маршрутов для внутренних перевозок и экономики невозможно недооценить.

В Древнем Египте для сухопутных перевозок изпользовалось несколько видов транспорта. Грузы перевозили на ослах, санях, телегах и повозках. Колесницы и кресла перевозили пассажиров, а на ослах и лошадях ездили верхом. Классическими вьючными животными не позднее Первой династии были ослы.

Начиная со Старого царства, волы изпользовались для тяги саней и плугов, начиная с Тринадцатой династии, - «для повозок, а, начиная с Нового царства, и для телег. Очень тяжёлые грузы и массовые товары было легче перевозить по воде, чем на санях или ослах; транспортировка более лёгких грузов по суше была относительно несложной. Выбор способа транспортировки зависел от места назначения. Если до него было легче добраться по водному пути, то предпочтение отдавалось этому способу передвижения, поскольку он наименее затратный и наиболее легкодоступный».

Первые колёса

Самые ранние колеса, засвидетельствованные в Древнем Египте, прикреплены не к транспортному средству, а к военному снаряжению. В гробнице Каемхесета в Саккаре (Пятая династия) пара колёс появляется в сцене, изображающей штурм города с помощью лестницы на двух дисковых колёсах (рис. выше). Оба конца оси хорошо видны, но ни штырей, предотвращающих соскальзывание колёс с оси, ни связи между лестницей и осью на изображении не видно.

После значительного перерыва колесо появляется в другом военном контексте и снова в настенной росписи - в данном случае в фиванской гробнице Интефа (Одиннадцатая династия), где изображена атака на городскую стену с помощью осадной башни с дисковым колесом (рис. выше).

Телеги и повозки

Из Древнего Египта дошло до нас несколько телег и около 60 повозок. Некоторые из них разсматриваются в этой научной статье. В отличие от повозок, которые встречаются как с дисковыми, так и со спицевыми колёсами, телеги изображаются только с последними. В случае с повозками, по-видимому, не существует хронологического значения типа колеса в том смысле, что дисковые колёса были заменены спицевыми, как только последние появились; даже в более поздние времена к повозкам прикреплялись дисковые колёса. Египетские повозки оснащались четырьмя, шестью, а иногда и восемью колёсами.

Хотя в статье анализу подвергнуты только египетские колёсные транспортные средства, однако отмечается, что египтяне оставили также и изображения иноземных телег и повозок. Например, в храме Сети I в Абидосе четыре четырёхколесные повозки с шестиспицевыми колесами изображены в лагере армии хеттов, а в Мединет-Хабу на боевых рельефах Рамессиса показаны анатолийские повозки на дисковых колёсах. Изображения сирийских повозок с двухспицевыми колёсами имеются в гробнице Небамуна в Фивах. То есть, древним египтянам было известно применение колеса их соседями.

Но, загадочный древнеегипетский менталитет почто-то обошёл столь значимую инновацию соседей стороной. Значит, того, что у них было, египтянам было достаточным ещё много-много времени. И для строительства тех же пирамид им оказалось достаточно водных путей (а водные пути как можно ближе они подводили к самой стройке) и того, что каменные блоки можно катить по дороге, выложенной камнями. Кстати, инки тоже "катали" каменюки по камням, и строили, не прибегая к колёсному транспорту. Так что, не в колесе дело, а в уме человеческом и в стремлении, и в умении находить пути к достижению поставленной цели.

Думаю, что будет даже просто интересно посмотреть на изображения тележек и повозок в указанной научной статье.