Пока мы тут в России мечтаем о том, чтоб цены перестали активно расти, Армения пребывает в затяжном дефляционном цикле, последствия которого уже можно предсказывать.
Цены на продукты в Армении падают уже год
Дефляция пришла в мае 2023-го и задержалась надолго: в годовом выражении цены на еду ежемесячно снижаются в диапазоне минус 7,4-2,1%. Поскольку Армения — развивающаяся экономика, где население высокий уровень жизни до сих пор не получило, продовольственная дефляция оказывает заметное влияние на общий уровень цен.
Инфляцию всегда считают по структуре потребления — реальным покупкам населения в рассматриваемом периоде. Чем выше доля продуктов питания в расходах семей, тем выше будет влияние продовольственной инфляции или, в случае Армении, дефляции на общий уровень инфляции.
Например, в какой-нибудь Бельгии, Дании, Швеции или хотя бы Чехии рост цен на продукты может уйти в отрицательную зону, но не оказать при этом воздействия на основной показатель инфляции. Потому что в расходах датчан или чехов доля трат на еду невелика.
В Армении, как и в России, до трети (а у кого-то и более) семейного бюджета обычных людей уходит на покупку еды. Дефляция, начавшаяся год назад на продуктовом рынке, охватывает постепенно и другие сектора экономики, подталкивая страну в спираль экономического спада.
За последние 10 лет это второй дефляционный цикл в Армении:
Первый длился с декабря 2015 по март 2017 года. Именно затяжной экономический спад и стал главной причиной так называемой бархатной революции, по итогам которой обрела популярность партия «Гражданский договор», а власть перешла к ее лидеру Николу Пашиняну.
Не собирался ничего прогнозировать, но график более чем объективно намекает, что уходить эти силы будут ровно на том же, на чем пришли. Еще полгода дефляции, и процесс будет не остановить.
И неважно, что станет отправной точкой — передача очередных территорий в силу природного миролюбия Пашиняна, облом с европейской мечтой Армении или разрыв экономических связей с крупным партнером. Как в моей юности перефразировали цитату римского консула Клавдия, «человек — сам кузнец своих проблем». Базис уже заложен.
А есть ли экономический спад? Посмотрим на ВВП
Армения — маленькая экономика. По объемам ВВП это уровень Албании, Ботсваны или Йемена. Для наглядности сделал такой же 10-летний график, как по инфляции:
Четко видна стагнация середины 10-х. И замечательный скачок последние 2 года, о причинах которого я в контексте этой статьи рассуждать не хочу. Независимо от источников роста, экономика — раз! — и увеличилась в полтора раза.
2023-й год стал для Армении годом исторического рекорда по валовому продукту: предварительная оценка Всемирного банка — 21,825 млрд долларов! 2021-й, для сравнения, — 13,88 млрд.
Что обычно следует за резкими скачками ВВП вверх на фоне затяжной дефляции? Рецессия. А если еще вспомнить традиционно высокую безработицу в Армении, которая за последние 3 года ниже 11% не фиксировалась, а сейчас составляет 13,1%, то остается лишь посочувствовать бывшим соседям по СССР. Впрочем, шансы на благоприятный исход пока не испарились, давайте пожелаем армянам их не упустить.
Благодарю за лайки! Подписывайтесь здесь и в Телеге, всем добра.