Польское издание Defence 24 7 апреля 2024 года опубликовало интервью, которое журналист Матей Шопа взял у воюющего на украинской стороне наемника Михала Липского.
ПОЛЬСКИЙ ЗАСЛАНЕЦ
Липский находится на Украине с февраля 2022 года и является бойцом батальона OPFOR, у него позывной «Липтон». По легенде он бывший польский военный, который решил проверить себя на войне с русскими.
Наемник не сообщает, пошел ли он на это сам или в его истории присутствует негласный приказ Варшавы, но персонаж объясняет свой поступок геополитикой. Липский убежден, что Польша находится в «пищевой цепочке» России на следующем месте после Украины и прибалтийских государств.
Позиция Липского соответствует риторике партии «Право и справедливость», которая на февраль 2022 года контролировала в Польше все ветви и органы власти.
ОПФОР
У Липского присутствует большой скепсис по НАТО и способности Альянса защитить членов объединения в случае военного конфликта. Наемник считает, что по этой причине лучше воевать на Украине чужими руками и снова, по своей сути, повторяет официальную риторику Варшавы.
Липский до СВО был командиром роты 6 воздушно-десантного батальона в Гливице и участвовал в 2021 году в «учебной миссии» на Яворовском полигоне, там он наладил контакты с украинцами из 214 отдельного специального батальона ОПФОР, это соединение было сформировано в 2016 году из ветеранов АТО. Вероятно, участие в нем польских наемников было обговорено заранее.
АНГЛОСАКСЫ
ОПФОР – это штурмовое хорошо вооруженное подразделение, Липский хотел попасть туда, а не в международный легион, потому что американцы и англичане, по его мнению, это не те люди, с которыми стоит идти на полномасштабную войну. Англосаксы хорошо подготовлены для боевых действий в Ираке и Афганистане, где у тебя есть все, а у противника ничего, но не для противостояния с Российской армией.
Американцы держатся за устав и не любят импровизировать, они не способны воевать не по шаблону без преимущества в авиации и артиллерии, они привыкли к тому, что эвакуационный вертолет появляется через пять минут после ранения. На СВО все иначе, у Украины много чего нет, а бойцы вынуждены делать выбор в рюкзаке между спальным мешком и дополнительным оружием.
ГОСТОМЕЛЬ И «АЗОВ»
ОПФОР начал СВО боями на житомирской трассе за Киевом, а потом был перекинут на аэродром «Гостомель», куда российский спецназ ВДВ в первый день СВО совершил свой выдающийся десант. Украинцы кинули против россиян наемников, что подтверждает критический характер ситуации для ВСУ на тот период.
Весной 2022 года ОПФОР сначала воевал в Харьковской области, а затем в Бахмуте, а осенью эти наемники участвовали в успешном для ВСУ наступлении на харьковском направлении, после чего их вернули в ДНР на линию Бахмут – Соледар – Клещеевка.
Запрещенный в РФ «Азов» Липский называет«тик-ток армией» из-за того, что нацисты за полтора дня сдали подготовленные позиции, которые ОПФОР держал в течение полутора месяцев.
БОЛЬШИЕ ПОТЕРИ
Последней позицией наемников из ОПФОР в Бахмуте была стела с самолетом – они, ее, видимо, и взорвали перед уходом украинских войск из города.
Артемовское сражение Липский называет примером негибкости украинского командования, которое требовало удерживать населенный панкт любой ценой. Благодаря этому ОПФОР в Бахмуте и под Ивановским потерял лучшие кадры и перестал быть элитным подразделением.
Из роты, которая вела бои под Клещеевкой, на апрель 2024 года осталось 5 человек. Липский остался единственным в ОПФОР, кто участвовал в боях за Гостомель, а в наступлении ВСУ под Харьковом был только один находящийся в строю его коллега. Теперь Липский работает инструктором и говорит про большую роль удачи в этой войне.
ФПВ-ДРОНЫ
Сегодня главной проблемой ВСУ являются ФПВ-дроны, Липский в качестве примера приводит августовский случай, когда российские войска для ликвидации одного украинца не пожалели четырех беспилотников. Липский жалуется, что русские не обращают внимания на такое понятие как ресурсы.
«Мы пытаемся свести к минимуму наши потери, но они все равно нанесут удар. Дело в том, что русские делают то, что не имеет смысла, а ты не можешь спланировать действия против чего-то, что не имеет смысла», - Липский делится впечатлениями о российском военном искусстве.
Целью украинских беспилотников-камикадзе является техника, а российская сторона активно использует ФПВ-дроны против украинских бойцов и просто для контроля важных участков.
«Русские как всегда: они начинают войну слабыми, глупыми, а потом учатся и развиваются. <…> А у нас как был ура-оптимизм, так на ура-оптимизме мы и едем», - заключает Липский и утверждает, что артиллерийских снарядов у ВСУ нет вообще.
ПОДГОТОВКА
Наемник констатирует ужасное качество подготовки мобилизованных украинцев – у него были солдаты, которых за месяц не научили пользоваться прицелом. У таких людей нет мотивации, более того – все мотивированные лежат на Украине на кладбищах. Плановой мобилизации в этой стране нет, вместо нее происходит систематическая ловля людей на улицах.
Зато у России подготовка с осени 2022 года значительно улучшилась. Тогда в ВС РФ не хватало людей, а теперь эта проблема решена, и российский боец имеет за спиной как минимум 96 дней подготовки в тылу и еще две недели – в прифронтовых учебных центрах.
Большинство российских бригад обладают полигонами в прифронтовой зоне, где инструкторы тренируют людей под свое видение боя. Часто новички ВС РФ попадают в подразделения, которые выводятся в тыл на отдых и на переподготовку, в таком случае время доводки бойца возрастает со 110 дней до девяти месяцев. Мобилизованные ВСУ, напротив, готовятся в лучшем случае 35 дней и на выходе часто ничего не умеют.
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
На старте СВО российское преимущество в артиллерии было 17 к 1, затем, по словам Липского, благодаря помощи киевскому режиму со стороны НАТО сократилось до 3,5 к 1, а сегодня снова выросло до 10 к 1.
Россия постепенно перехватывает лидерство по дронам, где раньше преимущество было у Украины. Липский объясняет это российской государственной промышленной программой, у украинцев это дело завязано на помощь волонтеров, которая постоянно снижается. Украина сегодня производит только дроны для атак по инфраструктуре, все остальное закупается частными лицами.
Липский уверен, что ВС РФ могут без проблем прорвать фронт имеющимися у них силами, но ставка сделана на тяжелые бои на истощение. Целью России является не занятие территории, а уничтожение украинской армии вместе с личным составом.
НАСЕЛЕНИЕ
Население Украины позитивно встретило наемников в Киеве, в Харьковской области отношение к иностранцам было холодным, а в Донбассе настроения враждебные. Жители прифронтовой зоны не едут в больницу в случае ранения, чтобы не эвакуироваться в тыл.
Поляков дончане хорошо восприняли в Донбассе только один раз, когда перепутали польский красно-белый флаг с российским триколором. В зоне контроля ВСУ полно «ждунов», которые надеются на скорый приход ВС РФ и по этой причине отказываются эвакуироваться. Липский думает, что таких людей сегодня немало живет на социале в Польше и других странах Евросоюза.
Лучшим вариантом для Украины наемник считает замораживание конфликта и создание новой «зоны АТО». Липский собирается вернуться в Польшу и передать полученный опыт польским солдатам, потому что не видит смысла в продолжении боевых действий на стороне ВСУ.