Найти тему

ОБРАЗОВАНИЕ В КУБИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

– Сегодня моя очередь задавать первый вопрос, – с апломбом заявил Хузет, – это будет по справедливости.
– Хорошо, возражать не буду, пусть Ваш вопрос будет первым, – улыбнулась Родис.
– Как вы воспитываете детей? – Выпалил Хузет, – Кто отвечает за воспитание, родители или общество? Какова ваша главная концепция?
– Мы пришли к выводу, что обе эти концепции порочны, – Родис отвечала вроде бы и серьёзно, но в глубине её глаз заплескался смех.
– Как порочны? – Хузет растерялся и не понял, в чём тут юмор, – Вы что, нашли какую-то третью концепцию, которая заменила эти? Или просто сейчас смеётесь надо мной?
– Третья концепция действительно есть. Но, есть ещё и четвёртая. Хотя это не отменяет того, что я над Вами сейчас иронизирую. Точнее не над Вами, а над теми, кто эти концепции абсолютизировал. У нас в воспитании применяется весь опыт человечества, все четыре концепции, а не выбирается что-то исключительное. Хотя, было время, когда и у нас спорили об этих двух концепциях.
– И, каковы же третья и четвёртая концепции? – обречённо спросил Хузет.
– Не торопитесь. Вспомним сначала две первые. Вы противопоставили обязательное общественное образование и семейное воспитание. Так?
– Ну да, это же естественная диалектическая пара. Они друг другу противостоят.
– И, как диалектическая пара они дополняют друг друга. Обязательное образование даёт необходимый, базовый минимум знаний, общее физического развития, а также навыки работы в команде. Семейное воспитание обеспечивает ребёнку психологический и физический комфорт, ощущение безопасности и защищённости. Разве не логично, чтобы они действовали совместно.
– Ну да, ребёнок ночует дома, а днём идёт в школу. То есть принцип интернатов, где проживание и обучение объединены, Вы отрицаете?
– Как показала практика, из интернатов выходят люди, плохо адаптирующиеся в большом мире – они привыкли жить в узком мирке. Хотя, кратковременное отделение от семьи и помещение в детский коллектив полезно и постоянно практикуется.
– Хорошо! Это понятно. Но, диалектика на этом и заканчивается, откуда ещё две концепции?
– Для нас диалектика – это только частный случай. Мы пользуемся более сложным конструктом – кубическим. Поэтому, продолжение будет. Кроме обязательного образования, у нас есть ещё дополнительное.
– А, в чём же разница?
– Дополнительное образование подбирается индивидуально и специально для каждого ребёнка. Дополнительное образование нужно для целенаправленное развития природных способностей в интеллектуальной и эмоциональной сфере, а также развития лидерских качеств.
– Разве такое возможно? Индивидуальное образование для каждого.
– Индивидуальное образование в большом масштабе, конечно, невозможно, даже у нас, но возможен индивидуальный подбор направления для каждого ребёнка. Например, у ребёнка склонность к музыке. Значит, он будет посещать музыкальную школу, кроме обязательной общеобразовательной. И, таких специализированных школ довольно много.
– А, кто принимает решение, куда пойдёт ребёнок? Есть ли у него эти способности? А, если у него проявляются разные способности? Ребёнок ещё мал. Кто за него решит? Родители, но они не компетентны во всех областях жизни?
– Первоначально это решали только и исключительно родители. Сейчас это решает Совет наставников с участием родителей.
– А, поменять направление можно?
– Да, конечно, можно. Как правило, несколько раз меняется. А, после окончательного определения направления образования у ребёнка появляется личный наставник, который будет сопровождать его до совершеннолетия, в течении лет 5-ти или 6-ти, иногда дольше если это требуется индивидуально.
– Но, сколько же вам надо этих наставников?
– Подростки составляют порядка 6% населения, а наставники иногда ведут по 2-3 ребёнка. И, у наставника это всегда не единственное занятие. То есть для общества – это вполне допустимая нагрузка.
– А, не бывает конфликтов между наставником и родителями или наставником и школой?
– Наставник для того и существует, чтобы направить усилия всех заинтересованных сторон в нужное русло. Обычно это человек с педагогическим и медицинским образованием и опытом. В сложных случаях подключается Совет Наставников. Право быть наставником надо ещё заслужить. Вообще-то это привилегия.
– Привилегия в том, чтобы получить дополнительную работу?
– Да, именно так. На Земле люди стремятся получить дополнительную работу. Чем более сложная работа, тем выше статус человеку. Многие вынужденно работают только по 2 часа в день, потому, что работы на всех не хватает.
– Что-то Вы говорили про лидерские качества? Это что, каждый воспитывается, как будущий лидер? Но, ведь это же непрерывные конфликты.
– В вашем обществе да, а на Земле – это не проблема.
– Но, как Вы избегаете конфликта интересов.
– Наверное, Вы знаете, что у социальных животных организация бывает сильно разной. А, человеческое общество перепробовало буквально всё, что придумала Природа. В последний период ЭРМ человечество жило по принципу волчьей стаи – непрерывная грызня за место на социальной лестнице, это тогда называлось демократией. Но, уже тогда внимание людей привлёкла организация общества у дельфинов. В обычной жизни у них никто не выделяется, но, когда требуются коллективные действия, то появляется лидер-руководитель, причём, в разных ситуациях лидером являются разные дельфины.
Перенесём это на пример нашей экспедиции. Я – начальник экспедиции, потому, что, как историк, лучше разбираюсь в общественном устройстве планеты и определяю стратегию нашего с вами контакта. Но, в космосе руководство берёт на себя командир корабля – Гриф Рифт, и я буду беспрекословно подчиняться его решениям. А, если вопрос касается здоровья, то руководить будет наш врач – Эвиза Танет. Есть и четвёртый лидер – это Олла Диз, она отвечает за эмоциональное настроение экипажа и во время длительного полёта является лидером. У каждого из нас есть заместитель и болезнь или даже гибель любого из лидеров не ослабит нашу группу. За пределами своего функционала лидер становится обычным членом экипажа. Разделение лидеров по функциям убивает конкуренцию и усиливает общую структуру, делает её более гибкой и прочной. И, значит…. никакая я не владычица, – Родис позволила себе улыбнуться
Хузет и Таэль неотрывно смотрели на Фай Родис.
– Поразительно! – воскликнул Хузет, – и что, так у вас организовано всё общество, до самого верха?
– Да, с некоторыми вариациями и особенностями. Но, для того, чтобы эта система функционировала, необходимо направленное воспитание. Умение подчиняться, а, в нужный момент взять на себя ответственность и стать лидером. Определяющим является успешная командная работа.
– Глядя на Вас, я бы сказал, что Вы – прирождённый лидер и были им всегда.
– И, Вы сильно ошибётесь. Мои лидерские качества формировались в последние лет десять. Я – самый обычный продукт земного воспитания.
Все трое замолчали. Тормансиане медленно переваривали полученную информацию. Наконец Хузет вымолвил.
– Но, Вы говорили, что есть ещё и четвёртая концепция воспитания.
– Один из знаменитых артистов прошлого, в шутку сказал, что любое воспитание – это насилие, и главное – это родить человека и дать ему свободу.
– Но, это же анархия, без всякого контроля! – возмутился Хузет.
– Это самообразование, то есть самостоятельный поиск информации и эмоций, – снова улыбнулась Родис.
– А, не проще ли, дать детям жёстко структурированную информацию и стандартные эмоциональные переживания, чтобы они не отклонялись от главной линии общества.
– Проще, – согласилась Родис, – но человек должен иметь собственный опыт принятия решений и собственный опыт эмоционального переживания, пусть даже и отрицательный. Только тогда он будет индивидуальностью, и способным на лидерство, а не винтиком в большой социальной машине.
– Но, ведь это же риск и риск немаленький.
– Да, это риск. Но, результат себя оправдывает. В любых сложных ситуациях у нас всегда находится человек, готовый взять на себя ответственность. А, значит, что бесконтрольных ситуаций у нас не бывает никогда.
– Но, ведь может же оказаться и несколько человек, претендующих на лидерство. И, тогда это конфликт, усиленный опасностью ситуации.
– Не только может, но и обязательно бывает, а конфликта не происходит. Лидирующая группа тут же делит внутри себя функционал лидерства и сотрудничает, а не конкурирует.
Хузет покачал головой, выпуская громадное облако дыма.
– Я с большим трудом перевариваю каждую нашу беседу. Невероятно, малопонятно и жутко интересно.
– Но, я надеюсь, что, то, что Вы переварили, будут всё же легче воспринимать остальные интересанты.
Хузет снова с сомнением покачал головой,
– Задавайте Ваш вопрос, хотя я с трудом представляю, как смогу вернуть свои мозги со сверкающих небес на грешную почву.

-2