В период Великой Отечественной Войны искусство не только продолжало существовать, но и приобретало новое значение, становясь неотъемлемой частью жизни как на фронте, так и в тылу. Художники, поэты и музыканты оказывали неоценимое влияние на моральный дух страны, отражая героизм и волю к победе через свои произведения. На фронте среди бойцов были и те, кто несмотря на опасность, сумел запечатлеть обстановку, переживания и подвиги простых людей на полотнах. Искусство становилось своеобразным отражением национального духа и единства во время борьбы за свободу и независимость. Своими работами художники передавали не только страх и разрушения войны, но и надежду, силу духа и патриотизм. Этот период стал временем, когда искусство во всех своих проявлениях стало инструментом поддержки и морального вдохновения для всего народа, помогая ему преодолевать трудности и бороться за победу. В данной статье хотелось бы вспомнить тех, кто смог показать ту обстановку, в которой находились люди, защищавшие нашу Родину.
«Изучение творческих процессов в послевоенный период является особенно важным процессом, поскольку полученная информация помогает возродить память о тревожных событиях, общем горе советского народа, населения территории России и других Республик. Советские художники сыграли важную роль, как во времена Великой отечественной войны, так и после ее окончания. Это были личности, которые по-особенному чувствовали время, события, обстоятельства, в которых вынужденно оказалась вся страна. Их кисти принадлежат работы, которые ярко отобразили патриотизм, любовь к своей Родине и людям, героизм и отвагу советского народа, непобедимый дух и преданность родной земле.»
Одним из таких художников стал Юрий Иванович Пименов. Его картина «Военный хлеб. 1941» смогла точно передать всю тяжесть тех времен.
На полотне изображена полуразрушенная, заснеженная Москва с заклеенными окнами от авиаударов. В центре композиции - длинная, широкая очередь за блокадным хлебом. В очереди мало мужчин, больше женщин и детей, закутанных в шерстяные платки. Хлеб выдавали прямо в руки.
Цветовая гамма картины выполнена в серо-голубых тонах, что усиливает впечатление морозного утра, ветра, стужи. Художник использовал лёгкие, быстрые, прозрачные мазки.
“Военный хлеб. 1941” чутко отражает дух времени, образы жителей, будни города. Это произведение является ярким примером того, как художник смог передать атмосферу военных лет, ощущение этого тяжелого времени.
Также заслуживает внимания другое знаменитое произведение Юрия Ивановича Пименова - картина "Новая Москва"
“Новая Москва” была создана в 1937 году и стала символом нового уклада социалистической жизни в СССР. На переднем плане изображена женщина за рулем автомобиля, что было необычным явлением для 1930-х. Зритель словно сидит за ее спиной и наблюдает за утренней обновленной Москвой из открытого автомобиля. Монолитная громада только что возведенного здания, свободный проспект и ширь площадей - все это обновленная Москва.
Импрессионистическая манера письма сообщает работе свежесть и нарядность - именно так и должна была восприниматься новая столица, а вместе с ней и новая советская жизнь. Эта картина является ярким примером того, как Пименов смог передать атмосферу того времени, ощущение новизны и прогресса.
Сравнение этих двух работ художника поражает, то, как поменялась тема, жанр, цветовая гамма и атмосфера картин за такое короткое время говорит нам о том, как сильно война повлияла на жизнь обычных людей.
Теперь перейдем к другому знаменитому произведению, которое также отражает атмосферу военных лет. Это картина “Письмо с фронта” Александра Ивановича Лактионова.
“Письмо с фронта” жанровая картина, законченная в 1947 году. Она изображает близких и соседей солдата-фронтовика за чтением его долгожданного письма с фронта.
На картине изображен вид из дома на крыльцо, на котором стоят несколько человек. На заднем плане расположены соседние дома и широкий зеленый двор. На голубом небе легкие облака и след от истребителя – безмолвное свидетельство войны. Центр композиции задает мальчик, который сидит на скамье с письмом в руках и читает его вслух.
Цвета выбраны спокойные, чтобы показать, что в тылу все спокойно, а лица отражают непринужденную обстановку
“Шахтерка Метростроя” - это пример небольшого формата, написанный с натуры. В центре изображена девушка, спокойная, непринужденная. Ее образ показывает, в какой трудной ситуации находится страна.
На шахтерке - старенькая потрепанная серая кофта, а на ногах такие же потрепанные штаны. Ее неопрятный вид сразу бросается в глаза своим мрачным видом, а цветовая палитра картины не отличается большим разнообразием и яркостью. Преобладающий тон - серый, отражающий всю тяжесть данного труда.
Искусство не только помогало сохранить память о прошлом, но и стимулировало народ к борьбе и стремлению к светлому будущему. Эти картины — это не только художественные произведения, но и своеобразные исторические документы, передающие нам сложные и значимые страницы нашей истории.
____________________________________
Список источников: