Региональные власти России получили значительный инструментарий для планирования и реализации энергетической инфраструктуры на долгосрочной основе. Подписанное постановление о разработке 20-летних схем газоснабжения и газификации открывает новые возможности для социального и экономического развития регионов (Постановление Правительства РФ от 3 мая 2024 года №567).
Основные аспекты постановления
Постановление предусматривает создание детализированных схем, которые будут включать в себя всесторонний анализ и план действий по газоснабжению и газификации региона. Эти документы станут основой для газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных предприятий и других организаций.
Структура и содержание схем
Каждая схема будет содержать информацию о запасах газа в регионе, состоянии и потребностях газораспределительной системы, а также планы по строительству новых объектов газотранспортной инфраструктуры. Примечательно, что особое внимание уделено развитию сжиженного природного газа (СПГ), компримированного природного газа (КПГ) и переводу транспорта на газомоторное топливо.
Процедуры и утверждение схем
Для внедрения схем требуется широкое сотрудничество между региональными властями, газоснабжающими компаниями и операторами газификации. После разработки схема должна быть согласована с основными заинтересованными сторонами и утверждена главой региона.
Значение инициативы для регионов
Это постановление предоставляет регионам инструмент для активного участия в улучшении качества жизни граждан через обеспечение надежного и эффективного газоснабжения. Развитие газовой инфраструктуры способствует не только экономическому росту, но и экологической устойчивости регионов.
С учетом новых положений Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», постановление о 20-летних схемах газоснабжения и газификации становится краеугольным камнем в стратегии энергетической безопасности и регионального развития России. Это позволит не только укрепить энергетическую независимость, но и значительно повысить качество жизни в регионах.
Положительные моменты
Принятый документ является одной из основ для разумного и эффективного планирования газификации регионов не только с точки зрения проведения трубопроводов, но и использования схем автономной (альтернативной) газификации потребителей. Это касается не только регионов с удаленными от основных газовых магистралей потребителей, но и регионов с высоким уровнем газификации. В трубе элементарно может не хватать требуемого потребителю объема.
Фактически, данный документ закладывает основы для автономной газификации потребителей, как нормы.
Например, использование КПГ и СПГ для газификации котельных, теплиц, газовых генераторов для выработки электроэнергии, зерносушилок и прочих коммерческих объектов, которые не могут получить доступ к трубе по тем или иным причинам.
Один ПАГЗ может в среднем перевезти 5000-7000 м3 природного газа в компримированном (сжатом) виде, что позволит работать одной зерносушилке без остановки 1-2 дня.
Основные проблемы использования альтернативных схем газификации (КПГ и СПГ)
Цена. Тем не менее, новое Постановление не решает основную проблему газификации населения с помощью альтернативных способов: поставка природного газа через КПГ или СПГ. Стоимость КПГ и СПГ регулируется рынком, то есть Вы произвели КПГ или СПГ у себя на АГНКС или КСПГ, который стоит с учетом затрат 20-25 руб. за м3 или 40-45 руб. за кг, а стоимость природного газа, поставляемого населению, регулируется государством и составляет 8 руб. за м3. Каким образом компенсировать разницу в ценах?
Финансирование инфраструктуры альтернативной газификации. Существующая инфраструктура производства КПГ и СПГ на сегодняшний день заточена под использование природного газа как газомоторного топлива. Здесь мы не говорим о крупнотоннажном производстве СПГ, а только об АГНКС и малотоннажном производстве СПГ. Существует проблема загрузки АГНКС – 50% существующих мощностей загружены для заправки автотранспорта – но при смещении акцента на поставку для иных нужд, промышленности, энергетики, сельского хозяйства или для снабжения населения, существующих мощностей может не хватить. Строительство одной АГНКС или малотоннажного завода обходится в 150 млн. рублей – 1 млрд. рублей, соответственно. Каким образом будет финансироваться создание такой инфраструктуры?
И тем не менее принятие Постановления безусловно является позитивным шагом на пути развития газификации регионов и закладывает основу для следующих шагов в развитии автономной газификации в нашей стране.