Новые откровения приходят человеку, как правило, тогда, когда люди порядком устают от старых. И не столько может от самих всем надоевших догм, сколько от способа их постулирования. То есть – способа мышления, ведущего заученным путем не к новым постижениям, а к прежним заблуждениям. К топтанию в пределах не расширяющихся горизонтов, преодолеть которые, не сделавшись довольно эксцентричным вольнодумцем, или того лучше – научным еретиком, почти что невозможно.
В своей знаменитой книге "Воспоминания о необычайной эпохе" он объяснит феномен взрывного рождения в 20-х годах прошлого века науки, перевернувшей представление человека о мироздании, так:
"Началом этой эпохи следует считать 1919 г. Тогда произошло удивительное событие. В мир с сокрушительной силой ворвалась теория относительности. О ней неожиданно заговорили все. В газетах было полно сообщений о теории относительности. Журналы печатали статьи разных авторов. Одни выступали за теорию относительности, но были и такие, которые выступали против. Теорию относительности понимали тогда в очень широком смысле – ее взяли на вооружение и философы, и люди других, самых разных профессий. Нетрудно понять причину столь головокружительного успеха. Мы тогда только что пережили очень серьезную и страшную войну. В каком-то смысле она оказалась довольно странной. Общая картина военных действий изменялась не очень существенно, но нельзя было забывать и большие потери, о которых всё время сообщалось в газетах. Многочисленные наступления почти не меняли положение линии фронта, может быть, перемещая ее вперед или назад на несколько сот ярдов – и это было всё.
Потом эта жуткая война совершенно неожиданно пришла к концу. В результате все устали. Хотелось бы о ней забыть. И тогда возникла теория относительности, замечательная идея, открывающая дорогу к новому образу мышления. В этом было бегство от войны. Мне кажется, что ни до ни после ни одна научная мысль, которой удавалось завладеть умами широкой публики, не производила равного по своей силе эффекта".
Так Поль Дирак кратко и ёмко характеризовал те сверхмощные тектонические сдвиги в цивилизации, что опрокинули в начале прошлого века человечество в пучину социально-политических потрясений, совершенно нерациональных и безумных, из которых мог быть найден только один выход, а именно: к отысканию совершенно нового способа мыслить, причем так, чтобы попытаться стряхнуть с себя, как страшный сон, все прежние способы уразумения действительности, способные лишь водить людей по замкнутому кругу предрассудков. Главенствующим из которых оставались войны, якобы – единственный из изобретенных человечеством механизмов его продвижения по ступеням цивилизации.