Заслуженный учитель Республики Башкортостан, Отличник образования Российской Федерации Ильфир Кутдусов на протяжении 17 лет возглавлял школу деревни Байталлы Кушнаренковского района. В 2007 году за свою протатарскую позицию, по личному указанию Президента Башкортостана Муртазы Рахимова, был уволен с должности директора школы.
В интервью нашему журналу «Туган жир – Родной край» Ильфир Кутдусов рассказал о том, как в Башкортостане проходила перепись населения в 2002 г., которая считается самой недостоверной в истории современного Башкортостана.
– То, что сейчас происходит в Башкортостане, очень напоминает события, которые происходили перед Всероссийской переписью 2002 г. Вы были активным участником событий тех лет. Расскажите, как происходила фальсификация данных этнического состава Башкортостана 20 лет назад?
– Кушнаренковский район – один из самых татарских районов Башкортостана. Численность татар по данным переписи 1989 г. составляла здесь более 80%. Однако, по результатам переписи 2002 г. башкир в нашем районе оказалось больше половины – 51%. Но, к примеру, в моей родной деревне Байталлы 99% жителей–татары, в селе есть всего несколько человек башкир. И на бытовом уровне у нас с ними никаких разногласий нет.
В 2001 г. главой Кушнаренского района был назначен Ринат Гарипов – уроженец села Купаево, эту деревню основали мишари. Я его уважаю, потому что он перед переписью не стал юлить, как другие, а прямо сказал: «Во время предстоящей переписи нужно записаться башкирами. Мы – татары, от этого башкирами не станем, но сделать это нужно. Нам с вами жить здесь, прошу меня понять», – обратился он к руководителям разных уровней.
В то время разные мнения бытовали, но в открытую против никто не выступил. Приведу один пример. Идет перепись, глава сельского совета спрашивает: «Что делать будем? Если запишем всех как есть, по шапке дадут, подтасовывать–совесть не позволяет»... Или, к примеру, переписчики приходят к бабушке с дедушкой и спрашивают, кто они. Те отвечают: «Мы – татары». А на бумаге их записывают башкирами.
Таким образом, число башкир в нашем районе и достигло 51%. Тогда же одна учительница, ныне уже покойная, так мне сказала: «Мне глава сказал, что если башкир будет меньшинство, то Республику Башкортостан ликвидируют и образуют область. Поэтому, я запишусь башкиркой». Тогда же пришел один отец и говорит: «Я запишусь башкиром, потому что в таком случае у моего сына будет преимущество при поступлении в университет». Ну запишешься, так запишешься – на твоей совести.
– В результате его сын смог воспользоваться привилегиями от того, что записался башкиром?
– Какие привилегии?! Нет, конечно! На этот счет интересную историю рассказал мне директор одной из школ Чекмагушевского района. В 2000-хгг. его сын решил поступать на исторический факультет Башкирского государственного университета. Он поговорил со своим однокурсником, который преподавал в БГУ, тот сказал ему, чтобы они приходили. Сын закончил школу с медалью, ему достаточно было сдать первый экзамен на «5». Но ему ставят «4»!
Настроение у отца пропало, он пошел к своему однокурснику и спрашивает, как так вышло, договаривались же? Его приятель ему отвечает, что пытался замолвить за него словечко перед деканом факультета, которым на тот момент был Марат Кульшарипов, объяснил ему, что и с отцом они вместе учились, и его родной брат организовал в Чекмагушевском районе Курултай башкир. На что Кулшарипов ответил: «Знаем мы, кто такие чекмагушевские башкиры». В том смысле, что есть настоящие башкиры, а есть ненастоящие, т.е. те, что башкиры только на бумаге.
В итоге, его сын забрал документы и своими силами поступил на юридический факультет другого университета.
– Вы говорите, что татары записывались башкирами для того, чтобы сохранить республику. Но понимали ли они, что, уменьшая фактическую численность татар, лишаются тем самым возможности отстаивать свои права, права татар?
– Да, мы на своем примере это очень скоро поняли. Когда в 2006 г. во всех татарских школах начали вводить башкирский язык, мы это очень хорошо поняли. Именно результаты этой переписи стали поводом для того, чтобы начать преподавать башкирский язык в обязательном порядке во всех школах республики. Тогда же руководитель отдела образования нашего района Лариса Кабирова вызвала меня к себе и сказала: «В вашей школе все вывески выполнены на татарском языке. Немедленно замените их на башкирский!».
Я ответил: «Хоть убейте, но я ничего менять не буду». Она мне говорит: «Сегодня в вашу деревню приедут большие гости, мы поведем их в вашу школу, немедленно замените все вывески на башкирские». Я снова отказался. Тогда она запретила мне возвращаться в деревню до трех часов дня, а сама поехала к нам. Несмотря на то, что мне приказали не возвращаться в этот день в деревню, я все же приехал в свою школу, и что вижу? Учителя на листах ватмана продублировали все вывески на башкирский язык и кнопками пытаются прикрепить их к стене между вывесками на татарском и русском языках. Вот так в те годы над нами насмехались.
– Как татары отнеслись к тому факту, что по итогам переписи 2002 г. численность башкир в районе значительно увеличилась?
– Никак. Тем, кто проводил перепись, вручили медали и с большими почестями проводили на пенсию. До 2006 г. мы вообще никак не ощущали на себе эти изменения, а вот в 2006 г., когда наших детей в обязательном порядке начали обучать башкирскому языку, родители начали возмущаться.
Оригинальное название статьи ИЛЬФИР КУТДУСОВ: «БАШКИРЫ БОЯТСЯ, ЧТО РУКОВОДСТВО РЕСПУБЛИКОЙ ПЕРЕЙДЕТ В РУКИ ТАТАР»