38,2K подписчиков

Воспоминания очевидца северных конвоев Второй Мировой Войны.

702 прочитали

В День Победы приветствую вас на канале «Жизнь в Англии» и по случаю праздника делюсь с вами отрывком из книги «Непридуманные страницы жизни», где автор книги лично рассказывает про то, как, будучи советским гражданином, попал на британский корабль, который принимал участие в программе Ленд-лиза. Напомню , что в 1941—1945 годы США поставляли их союзникам во Второй Мировой Войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование, лекарства, стратегическое сырьё. Поставки по ленд-лизу оплачивало казначейство США. Основными получателями поставок по акту о ленд-лизе стали страны Британского содружества наций и СССР.

Ленд-Лиз - орудие победы. Картинка из открытого источника.
Ленд-Лиз - орудие победы. Картинка из открытого источника.

«Непридуманные страницы жизни», автор Е.С. Хоциалов: «Из Рейкьявика наша группа - Мелехов, Волков, Ларькин и я - 29 мая вышла на борту американского лайнера "Чероки" , на котором из Исландии возвращался в США определенный контингент американских военнослужащих. Шли в составе большого конвоя, в котором было около 40 судов. На всем протяжении пути через Северную Атлантику корабли охранения конвоя то и дело сбрасывали глубинные бомбы против немецких подводных лодок. Частые боевые тревоги держали людей, находившихся на борту судна, в постоянном напряжении. При объявлении тревоги каждый человек должен был срочно прибыть на посадочную палубу, расположенную под ботдеком, к определенному спасательному боту. Таких ботов на лайнере было 10, каждый на 60 человек. Снимать спасательные пробковые пояса и днем и ночью было категорически запрещено. Угроза атак немецких подводных лодок была на каждой миле пути. А от Исландии до Бостона таких миль насчитывается порядка 3-х тысяч (около 5500 км). Этот переход длился 18 суток.

Путь конвоев во Второй Мировой Войне. Картинка из открытого источника.
Путь конвоев во Второй Мировой Войне. Картинка из открытого источника.

Наконец, достигаем траверса Канады, находимся уже южнее Галифакса. Мы вздохнули свободнее. Впервые собрались все вчетвером в одной каюте на левом борту, в которой располагались мы с капитаном Мелеховым. Каюта Волкова и Ларькина была на правом борту, и явки по тревоге, соответственно, были у нас на левый, а у них на правый борт.

ГИБЕЛЬ ЛАЙНЕРА "ЧЕРОКИ"

Был вечер 15 июня, мы немного расслабились, я даже снял обувь и спасательный пояс. Казалось, что все неприятности позади, и, вдруг, прямо по курсу конвоя появились немецкие подводные лодки. При полном затемнении страшный взрыв рядом. Немецкой подлодкой торпедирован соседний по левому борту транспорт «Порт Николсон». Сразу боевая тревога по всему конвою. Лайнер "Чероки" резко выделяется своим силуэтом и размерами и представляет для немецких подводников завидную цель. Первым из нашей каюты выбегает Ларькин. Им с Волковым ведь еще бежать на правый борт. Мелехов, выбегая из каюты, кричит мне: "Торопись, дело серьёзное!" - и исчезает. Я, замешкавшись со спасательным поясом выскакиваю на палубу минутой позже и едва успеваю перешагнуть через комингс, как раздается оглушительный взрыв торпеды в левый борт нашего судна... Впечатление, что прямо подо мной. И странное дело: когда торпедировали крейсер "Тринидад", был грохот, торпедирован соседний корабль - обвальный грохот, а когда торпеда взорвалась рядом, практически под тобой, грохота нет, есть звук резко разорванной ткани, но высочайшего тона и силы. Это, возможно, личное восприятие, но оно было именно таким.

Взрывной волной меня подбрасывает вверх и ударяет спиной и головой о деревянный настил палубы. Я контужен и на какой-то момент теряю сознание, придя в себя, понимаю, что судно сильно накренилось на левый борт... Никаких шансов посадки в шлюпку с этой палубы... Пытаюсь подняться по внешнему трапу на ботдек, а тут взрыв второй торпеды, вторая взрывная волна - и я за бортом, а лайнер с неописуемым ревом выжимаемого из него воздуха идет ко дну. В холодной воде сознание несколько проясняется и я начинаю понимать, что тону; вероятно, это был эффект воронки, но в месте, довольно удаленном от её центра. На какое-то время волны сомкнулись у меня над головой. Дышать невозможно. Захлебываюсь. Но инстинкт самосохранения берёт своё. Судорожно работая руками и ногами (правая нога слушается плохо), всё-таки всплываю на поверхность. Уже ночь. Сплошная тьма окутала эту трагедию военных действий в Северной Атлантике. Океанские волны разбрасывают в разные стороны взывающих о спасении людей. Пробковый спасательный пояс помогает мне держаться на плаву. Но тут ожидало новое испытание: за меня ухватился человек, у которого не было спасательного пояса. Когда в небе повисала осветительная ракета, я видел, что он был в нижнем белье и лицо его, и бельё были залиты кровью. Мой спасательный пояс плохо справлялся с двойной нагрузкой, приходилось всё время подрабатывать руками. Надежд на спасение становилось всё меньше».

Архианая фотография - грузят военную технику на борт корабля.
Архианая фотография - грузят военную технику на борт корабля.

Как вы могли уже догадаться, автор этих строк спасся и написал интересную книгу про долгую и интересную жизнь, а вот другие коллеги из СССР не смогли выжить в этой атаке… Помянем всех погибших во время Второй Мировой Войны. День Победы - это праздник со слезами на глазах.

Медали участников конвоев по Ленд-лизу. Коллаж автора.
Медали участников конвоев по Ленд-лизу. Коллаж автора.

Если вам интересно узнать, как отмечают День Победы в Англии - проходите по этой ссылке - «Жизнь в Англии».

Понравилась статья - ставьте лайк, подписывайтесь на мой  канал «Жизнь в Англии» и делитесь ссылкой на мой канал с друзьями и в соцсетях.

Также вы меня можете найти в Инстаграм, в Телеграме и Ютюбе.

С вами была  Марина Ингрид.