Найти в Дзене

Сохранить нельзя утратить

Смоленская крепость – одно из самых масштабных архитектурных сооружений в России. Управление этим комплексом, всеми связанными с ним процессами, а также его поддержание в удовлетворительном состоянии составляло сложную задачу. Тем актуальней исследование управленческих инструментов, применяемых в процессе использования Смоленской крепости. Одной из сложных задач, связанных со Смоленской крепостью, стало создание структуры управления. Общественные организации, существующие органы государственной власти и местного самоуправления оказались неспособны выполнить этот комплекс задач. Поиск решения продолжается и сейчас. Рассмотрим эти сценарии дифференцированно. С проведением Александром II земской реформы важная миссия социального и инфраструктурного развития была возложена на земские управы. Кроме этого, земства могли принимать решение по насущным вопросам губерний. Как отмечает источник, «крепостная стена передана была в хозяйственное заведывание Смоленского губернского земства, так как з

Смоленская крепость – одно из самых масштабных архитектурных сооружений в России. Управление этим комплексом, всеми связанными с ним процессами, а также его поддержание в удовлетворительном состоянии составляло сложную задачу. Тем актуальней исследование управленческих инструментов, применяемых в процессе использования Смоленской крепости. Одной из сложных задач, связанных со Смоленской крепостью, стало создание структуры управления. Общественные организации, существующие органы государственной власти и местного самоуправления оказались неспособны выполнить этот комплекс задач. Поиск решения продолжается и сейчас. Рассмотрим эти сценарии дифференцированно.

4. С. М. Прокудин-Горский. Крепостная стена с башней Веселуха. Смоленск. 1912 год
4. С. М. Прокудин-Горский. Крепостная стена с башней Веселуха. Смоленск. 1912 год

С проведением Александром II земской реформы важная миссия социального и инфраструктурного развития была возложена на земские управы. Кроме этого, земства могли принимать решение по насущным вопросам губерний. Как отмечает источник, «крепостная стена передана была в хозяйственное заведывание Смоленского губернского земства, так как земство выразило готовность её исправлять и в тех видах, что городу, по тогдашним материальным его средствам, было бы не под силу поддерживать это сооружение».

Таким образом, инструментом управления комплексом Смоленской крепости стала Губернская земская управа. В 1868 году крепостная стена была передана Земству. Земство, по замыслу его создателя Александра II, мыслилось органом самоуправления, за счет как внешних, так и внутренних ресурсов успешно решающим вопросы преимущественно социальной сферы – образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, развития транспортной инфраструктуры. В некоторых губерниях к этому перечню добавлялись задачи по охране культурного наследия.

Сложная задача обеспечения гражданского использования крепости поступательно решалась на протяжении двух десятилетий «земского» периода управления крепостью. Вопросы реставрации крепости и использования её объектов неоднократно рассматривались на заседаниях Управы. Сохранившиеся и опубликованные материалы заседаний 1860-1880-х годов позволяют сделать вывод о регулярном обращении к теме реставрации башен и прясел.

На протяжении десятилетий гражданского использования крепости одновременно складывались методики реставрации. Кроме этого, контроль за целесообразностью расходов на ремонт Смоленской крепости следует считать особой вехой в жизни Смоленской крепостной стены. К примеру, в Государственном архиве Смоленской области сохранилась переписка по поводу установления сметной стоимости ремонтных работ по фрагменту крепостной стены в современном Сквере Памяти Героев. В качестве контраргументов инженеры приводят ограниченность использования кирпича, трудность его изготовления («цена тысячи кирпича 30 рубл. как высокая, – таковой считаться не может»), отсутствие привычки у рабочих пользоваться им и повышенную трудоемкость кладки из большемерного кирпича.

Вопросы реставрации крепости разрешались и путем привлечения ведущих отечественных практиков. В мае 1876 года для проведения исследования крепости прибыл Николай Артлебен, один из создателей методики реставрации архитектурных сооружений. Проект реставрации крепости стал последним и, к сожалению, незавершенным деянием реставратора. 22 декабря 1882 года председатель Смоленской губернской земской управы отправляет в Московское Археологическое общество «чертежи стен и башен в нынешнем их состоянии, проекты реставрирования башен, составленные Артлебеном».

 Чертежи многогранной башни. РГБ
Чертежи многогранной башни. РГБ

Следующим этапом в комплексном решении проблемы масштабной реставрации крепости стала смета Карла Маевского, утвержденная Техническо-строительным комитетом МВД 19 ноября 1889 года. Вопрос масштаба крепости был решен чрезвычайно неординарным способом. Большемерный кирпич, трудоемкий в производстве, предлагалось добывать, разбирая непосредственно кладку крепостной стены. Таким образом, в Смоленске был в полной мере воплощен принцип Тришкина кафтана. При этом смета К. Маевского отдельно учитывала выборку целого кирпича и кирпича-половняка. Разбор кладки был регламентирован, а количество кирпича – определено точно. В дальнейшем этот метод, утвержденный сметой, неоднократно служил основанием для разбора крепостной стены в целях добычи материала как для реставрации, так и для иных целей.

С учетом сложности управления столь выдающимся объектом наследия, как Смоленская крепостная стена, 14 июня 1888 года Комитетом Министров предписано «существующие в городе Смоленске древние крепостные сооружения изъять из ведения местного губернского земства и передать в заведывание Смоленского губернатора». Именно тогда впервые был создан специальный орган, в полномочия которого вошли задачи, связанные со Смоленской крепостной стеной. Существование особой комиссии по охранению Смоленской крепостной стены и приведению её в безопасное состояние следует признать знаковой страницей в истории крепости. В состав Комиссии в качестве председателя вошел губернатор, а кроме него – представители Министерств, городских властей, земства, архитекторы. 10 июля 1868 года крепость была передана в ведение этой комиссии вместе с некоторыми финансовыми ресурсами на сохранение памятника. Стоит отметить, что эта практика по-своему уникальна. Гибридная модель, объединяющая форму учреждения и методы работы, характерные для попечительского совета, оказалась в полной мере недооценена.

К обязанностям Комиссии, сформулированным в конце 1888 года, было отнесено распоряжение «всеми работами по приведению всех сооружений Смоленской стены настолько в прочное состояние, дабы таковую на будущее время совершенно обеспечить от дальнейшего разрушения». В Комиссию под председательством смоленского губернатора входили представители Министерства внутренних дел, Министерства финансов, городских властей, земской управы, а также два техника губернского правления. Аппарат Комиссии состоял из делопроизводителя, бухгалтера, вахтера с полномочиями приема и хранения материалов, а также двух сторожей. Позже состав Комиссии был изменен. Интересно отметить, что Комиссия по охранению, надзору и приведению остатков древней Смоленской крепостной стены в безопасное положение получила собственный фирменный бланк.

Крепости знаний, друзья!