Найти тему
Besser Kat

Куклы на нитках

Поведу рукой в сторону и ты туда, поведу в другую, и ты, перебирая ножками, уже пляшешь под мою дудку, развлекая меня.

Все мы, так или иначе, манипулируем. Всё чаще неосознанно. Так как многие росли в атмосфере, где по-другому было нельзя быть ближе. Никто нам не показывал, как можно ещё.

Я достаточно чувствительный человек, а особенно к манипуляциям. И до того, как я узнала какие они бывают и для чего используются, я просто чувствовала внутри гнев, безнадегу и бесконечное сопротивление. Которые, в конце концов, приводили меня к депрессивным эпизодам.

Я не могла ни спать, ни есть, ни двигаться. Жизнь моя, в такие моменты, казалась серым вязким месивом. Из которого никак не выбраться, да и не нужно. Нет смысла.

Манипуляция — это тип социального взаимодействия, целью которого является изменение восприятия и поведения людей, при помощи скрытой, насильственной, обманной тактики, в целях манипулятора.

Цели достаточно просты, подчинить своей воле других. Но, важно выделить, что тактика насильственная и наносит ущерб другим.

Используют манипуляции слабые люди, которые боятся той или иной реакции других. Будь то протест, отказ, любая другая эмоция или реакция, которую не может вынести манипулятор. Манипуляции — это вид избегания настоящей эмоциональной близости.

Доступней всего виды манипуляций объединил в систему и объяснил ученик Эрика Берна — Стивен Карпман.

Существует три роли, по которым люди перемещаются в манипулятивной коммуникации: Спасатель, Преследователь, Жертва. И большая часть взаимодействия между людьми, строится из этих трех ролей. По которым люди перемещаются, в зависимости от ситуации. О Жертве я писала в одном из своих предыдущих текстов.

Зачем же использовать манипуляции типа Обесценивания (я не могу встретиться с твоими чувствами, меня они ранят, поэтому они не важны), Газлайт (я не хочу брать ответственность за свои действия и я внушу тебе, что у тебя проблемы с памятью или ты не в адеквате), Игнор (тебя нет для меня, пока не поймёшь в чем дело и не сделаешь так, как я хочу) и многие другие?

Очень не легко говорить о своих потребностях и чувствах, другому. Особенно, когда самые близкие люди причиняли боль, запрещали, стыдили, ругали за проявление своей воли и желаний. И, во взрослой жизни, мы продолжаем бояться. Там всё ещё больно.

Проще играть какую-то заученную роль. Не брать ответственность за то или иное, делать что-то, не понимая ни себя, ни другого. Как вынести то, что так ранит? Проще нацепить маску и работать в рамках сценария.

О какой же близости тут говорить?

Если я бедная Жертва, а ты делай так, как я хочу, потому что я плачу. Ведь в 3 года это работало.

Если я Спасатель и не могу вынести твоих слез и мне надо их прекратить. К тому же, я знаю как лучше, для тебя, я всё контролирую, сверху, я хороший. Я заслужу звание супергероя и меня все полюбят. А то, что в моей жизни происходит апокалипсис, не важно, так как я занята тобой.

Агрессор, когда вы все тупые. Сейчас я вас всех тут накажу и покажу как жить правильно, неудачники. И Жертву ногами ещё добью, ненавижу слабаков.

Где тут контакт со своими чувствами? Где контакт с другим? Мы, как куклы, в пределах сцены, мечемся в лучах софитов, подвешенные верёвками за руки и ноги.

Я вижу человека? Или вижу плейсхолдер*, который займёт пустующее место, чтобы играть свою роль? Отыгрывать тот, Первый Треугольник, задавший общее настроение всей моей жизни?

Или я осознанно принуждаю других к своей воле, потому что мне сложно просто попросить и просто сказать кому-то что-то. И не разрушиться от реакции на мою просьбу. Как я разрушалась тогда, в первом своём Треугольнике. А может я разрушаюсь от того, что мне не откажут и придётся что-то делать, чего я никогда в жизни не делала?

Или я думаю, что они тупое мясо, которое надо использовать, чтобы закрыть мои потребности, потому что только для этого они и годны. А меня лучше бы изолировать от общества, потому что человеческого во мне на минималках?

Но "все мы немного лошади" , как говаривал один мой знакомый. Временами слабые и не идеальные. И не замечаем, как делаем другим больно, так и не встретившись с ними, даже после многих лет рядом.

Да и зачем быть много лет рядом, когда можно перезапустить Треугольник с новыми актёрами? Пляши, кукла!

*placeholder — (англ.) местозаполнитель

2021. Персонаж: Тиффани Валентайн фильм «Невеста Чакки»
2021. Персонаж: Тиффани Валентайн фильм «Невеста Чакки»