С 6 мая 2024 года китайская сторона почти в два раза повысила тарифы на сухопутные и морские перевозки для получателей грузов в России и в Белоруссии.
В тот же день, 6 мая 2024 года, в Париже проходили официальные франко-китайские переговоры на высшем уровне с участием председателя Еврокомиссии У. фон дер Ляйен.
Конечно-конечно, одномоментность двух этих событий --- совпадение чистейшей воды: шестое выдалось понедельником, «днём тяжёлым»...
ххх
Почти пять лет назад, на 23-м Петербургском международном экономическом форуме 6-8 июня 2019 года, председатель КНР сказал:»Россия для Китая --- … сторона важного приоритетного сотрудничества и партнёрства во всех сферах».
Буквально за день до этого, 5 июня 2019 года в Москве, было сделано Совместное заявление РФ и КНР, в котором зафиксирована существующая поныне официальная характеристика российско-китайских межгосударственных отношений как «отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнёрства в новую эпоху».
В современном китайском политическом сознании понятие «партнёрство» означает «доверие» между сторонами, что в свою очередь представляет собой одно из пяти ценностных понятий исторического ханьского сознания: гуманность; долг; церемониал как умение общаться с окружающими; мудрость; доверие, верность.
Понятие «взаимодействие» в современном китайском политическом сознании означает координацию действий сторон в сфере «большой политики» и в военной сфере.
Понятие «сотрудничество» в современном китайском политическом сознании относится по большей части к сфере экономики, торговли, культуры, гуманитарных связей.
Иными словами, зафиксированные в Совместном заявлении РФ и КНР от 05.06.2019 «взаимодействие и партнёрство» как официальная характеристика современных российско-китайских межгосударственных отношений означают доверительные отношения сторон в сфере «большой политики» и в военной сфере.
А вот «сотрудничество и партнёрство», про которые сказал Си Цзиньпин на 23-м ПМЭФ, это в первую голову доверительные отношения Китая и России в сфере торгово-экономических, культурных и гуманитарных связей (официально не характеризующие однако содержание двусторонних межгосударственных отношений России и Китая).
Накануне визита в Россию в июне 2019 года Си Цзиньпин, находясь в Париже, 26 марта 2019 года заявил:»Китай всегда рассматривал Францию как сторону приоритетного сотрудничества и партнёрства».
Два тождественных по форме заявления китайского лидера в ходе его визита во Францию в марте 2019 года и на ПМЭФ в июне 2019 года о «приоритетности сотрудничества и партнёрства» соответственно с Францией и с Россией на самом деле отличались по содержанию.
И Россию и Францию Китай рассматривает как «государства-партнёры», то есть как стороны, заслуживающие «доверительных» (а по сути своей «выгодных для Китая») отношений, однако уровни этого «партнёрства» разные.
Россия в «пирамиде партнёрства» у Китая на первой позиции (на второй Пакистан), что свидетельствует о наивысшей ценности «отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнёрства в новую эпоху» с Россией для стратегических интересов Китая, прежде всего для обеспечения его глобальной военно-политической безопасности.
«Отношения всеобъемлющего стратегического партнёрства», которые Китай установил с Францией в ноябре 2010 года, на четыре уровня ниже его «партнёрских» отношений с Россией, они не дифференцируются с одной стороны на собственно «большое политическое», а также военно-политическое «взаимодействие», а с другой стороны --- на «сотрудничество в чистом виде», наполненное экономическими, торговыми и пр. связями.
Возможно, поэтому в понятие «сотрудничества и партнёрства» с Францией Китай вкладывает не только доверительные отношений с ней в сфере экономики, торговли, культуры, гуманитарных связей, но и в сфере политики.
Именно Франция стала первой из стран Запада, с которой КНР установила дипломатические отношения, произошло это 27 января 1964 года.
И именно Франция стала первой из стран Запада, с которой Китай начал «партнёрствовать», зафиксировав 16 мая 1997 года китайско-французские «отношения всеобъемлющего партнёрства, направленного в 21-й век», --- на тот момент это был очень скромный, девятый уровень в неофициальной китайской одиннадцатиуровневой «пирамиде партнёрства», существующей с 1996 года.
В 2018 году в одном из своих выступлений Си Цзиньпин даже назвал КНР и Францию «сторонами всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнёрства», что означает третий уровень в китайской «пирамиде партнёрства», хотя официально китайско-французские отношения как были, так и остаются с ноября 2010 года на четвёртом уровне.
(К слову, «третьего уровня партнёрства» Китай удостаивает пять государств, расположенных в его «стратегическом индокитайском подбрюшье»: Вьетнам, Лаос, Камбоджу, Мьянму, Таиланд. А также ряд имеющих важное значение «принимающих» африканских государств на китайском «Поясе и Пути» и африканских государств, богатых природными ресурсами: Республику Конго (столица Браззавиль), Гвинею, Сенегал, Сьерра-Леоне, Мозамбик, Кению, Эфиопию, Намибию, Зимбабве, Габон).
«Приоритет» Франция для Китая прежде всего в том, что Париж--- традиционный и давний «политический проводник» Пекина в «западном лагере».
Понимают это и в Париже и не упускают случая, дабы воспользоваться «приоритетным» отношением к нему Пекина для влияния на украинскую ситуацию.
В 2023 году Китай перешёл от призывов к мирному урегулированию российско-украинского конфликта к конкретным политическим шагам в этом направлении, в частности «запустив» в Россию, на Украину и в страны ЕС своего спецпредставителя по делам Евразии и в прошлом посла КНР в РФ Ли Хуэя 李辉 , продолжившего эту миротворческую миссию и в нынешнем году.
Уловив данную тенденцию во внешней политике КНР, Запад, что называется, «плеснул керосинчику». Так, Макрон в интервью газете “L'Opinion” 15 мая 2023 года рассуждал о том, что «России пришлось начать нечто вроде процесса своего вассального подчинения Китаю». (Разумеется, современная политика Кремля в отношениях с КНР обременена «наследием» позднесоветско-китайской межгосударственной нормализации в мае 1989 года на категорических (!) геополитических условиях Китая. Однако даже «при Ельцине» Кремль, насколько это было возможно, пытался выровнять «перекошенные» в 1986-1991 годах в сторону односторонних уступок отношения с «великим восточным соседом».
В декабре 1992 года РФ и КНР зафиксировали «обоюдный дружественный подход» в двусторонних отношениях.
В апреле 1996 года в российско-китайских отношениях было официально зафиксировано «развитие отношений равноправного доверительного партнёрства, направленного на стратегическое взаимодействие в 21-м веке» и определены принципы развития двусторонних отношений: «равноправие и доверие, добрососедство и дружба, взаимовыгодное сотрудничество». Позднее данные положения были отражены в действующем до сих пор российско-китайском «Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» от 16 июля 2001 года.
Далеко не во всём безупречная политика «поиска баланса» в отношениях с КНР продолжается Кремлём и поныне. Однако, если бы не все эти дипломатические и прочие усилия, в том числе в первое десятилетие после распада СССР, реальное влияние Пекина на Москву было бы сегодня несоизмеримо глубже и драматичнее, чем есть на самом деле, и чем это пытается представить тот же Макрон).
За время своего пребывания во главе КПК и КНР Си Цзиньпин в третий раз посетил Французскую Республику, предыдущий визит имел место в конце марта 2019 года, нынешний государственный визит состоялся в год 60-летия установления дипломатических отношений между КНР и Францией.
Помимо Ван И, который совмещает государственную должность министра иностранных дел КНР с гораздо более значимой должностью партийного куратора внешней политики Китая --- главы канцелярии Комиссии ЦК КПК по внешней работе, Си Цзиньпина в Париже сопровождал Цай Ци 蔡奇 --- член Постоянного Комитета Политбюро ЦК КПК (ПК ПБ ЦК КПК) и руководитель Главной Канцелярии ЦК КПК.
Избранные на 20-м съезде КПК в октябре 2022 года семь членов ПК ПБ ЦК КПК 20-го созыва --- высший эшелон современного руководства КПК и Китайского Государства.
Цай Ци, 1955 г.р. --- второй по возрасту после Си Цзиньпина, 1953 г.р. член этого «триумвирата». А вот ровесник Си Цзиньпина и ветеран китайской политики Ван И в состав ПК ПБ ЦК КПК не вошёл, он один из двадцати четырёх членов Политбюро ЦК КПК и на переговорах в Париже сидел ошую Си, тогда как Цай Ци занимал место одесную китайского лидера.
Главная Канцелярия, которую возглавляет Цай Ци, --- «сердце» ЦК КПК, одной из её ключевых функций является партийный документооборот, в том числе секретный, подготовка партийных документов высшего порядка. Не вызывает сомнений поэтому, что итоги формально государственного визита председателя КНР во Францию будут прямо отражены в соответствующих директивных документах КПК, а следовательно определят всю политику Коммунистической партии Китая и Китайского Государства на тех направлениях, которые отрабатывались китайской делегацией в Париже.
Как сообщило 7 мая 2024 года агентство Синьхуа, на пресс-конференции по итогам китайско-французской встречи на высшем уровне Си Цзиньпин назвал четыре направления дальнейшей совместной работы Китая и Франции, согласованные обеими сторонами.
Первое. Упрочение стратегической стабильности китайско-французских отношений. Стороны, подчеркнул Си Цзиньпин, ещё раз заявили о «взаимном уважении ключевых интересов друг друга», «выразили готовность своевременно контактировать и координировать политические позиции друг друга».
Второе. Расширение потенциала взаимовыгодного сотрудничества. В ходе визита стороны заключили 18 соглашений относительно сотрудничества в сферах авиастроения, сельского хозяйства, гуманитарного обмена, «зелёного развития», деятельности предприятий среднего и малого бизнеса и т.д..
Третье. Ускорение «двустороннего движения» по линии гуманитарного обмена. В частности Китай со своей стороны принял решение продлить до конца 2025 года безвизовый режим для граждан 12 государств, в том числе Франции, прибывающих в Китай на короткое время; китайская сторона поддерживает инициативу об установлении прямого авиасообщения между Шанхаем и Марселем; китайская сторона будет способствовать тому, чтобы в ближайшие три года число французских стажёров в Китае превысило 10 тысяч человек, а численность приезжающей в Китай по линии обмена европейской молодёжи удвоилась.
Четвёртое. Углубление консенсуса в сфере глобального сотрудничества, а именно в таких вопросах, как изменение климата, биоразнообразие, глобальное управление ИИ, реформирование международной валютной системы.
Си Цзиньпин также объявил об инициативе Китая по прекращению огня конфликтующими сторонами на период предстоящих ОИ, заявил о поддержке Китаем базовых решений ООН по палестинской проблеме.
Председатель КНР повторил ранее многократно заявленную позицию КНР по украинскому кризису: Китай не является ни его творцом, ни стороной или участником, тем не менее, не оставаясь сторонним наблюдателем (дословно, «не наблюдая за пожаром с противоположного берега»), активно добивается его мирного разрешения.
Си Цзиньпин сообщил о начале третьего раунда посреднической миссии спецпредставителя КНР по делам Евразии, контактирующего со сторонами украинского конфликта. При этом, добавил председатель КНР, Китай выступает против использования украинского кризиса для «сваливания проблем с больной головы на здоровую» (дословно по-китайски «сбрасывать котёл»), для очернения третьих стран, а также для разжигания «новой холодной войны». Как свидетельствует история, подчеркнул он, все конфликты разрешаются в конечном счёте только путём переговоров. Мы призываем все стороны украинского конфликта, сделал акцент Си Цзиньпин, возобновить контакты и диалог, постепенно взращивая (дословно «накапливая») взаимодоверие.
Китай, сказал он, поддерживает идею созыва международной мирной конференции, признаваемой и Россией и Украиной, предполагающей равноправное участие в ней всех сторон украинского конфликта и справедливое обсуждение на ней всех предложений по достижению мира. Кроме того, отметил Си Цзиньпин, Китай поддерживает идею создания сбалансированной, эффективной и устойчивой конструкции европейской безопасности.
В заключение, говоря о предстоящем в нынешнем году 75-летии образования КНР, Си Цзиньпин отметил, что на фоне грандиозных перемен, произошедших в Китае за это время, неизменными остаются миролюбивая сущность китайского народа, широта китайской натуры, стремление китайцев к справедливости, ---- качества, сформировавшиеся на заре более, чем пятитысячелетней ханьской цивилизации в недрах китайской души.
Китай, заверил Си Цзиньпин, стремится развивать отношения дружбы и сотрудничества на основе взаимоуважения со всеми государствами мира, в том числе с Францией, стремится вместе с ними идти вперёд, сообща преодолевая невзгоды и сообща созидая будущее.
Структура выступления Си Цзиньпина по итогам парижских переговоров подтверждает главенство политики в «приоритетных» для Китая его «отношениях всеобъемлющего стратегического партнёрства» с Францией. «Упрочение стратегической стабильности двусторонних отношений» с помощью «взаимного уважения ключевых интересов друг друга» и «готовности своевременно контактировать, координировать политические позиции друг друга», о чём Си Цзиньпин сказал как о самом первом направлении дальнейшей «совместной работы двух стран», разумеется, предполагает и «координацию» их политических позиций в ситуации вокруг украинского кризиса.
Во всяком случае по сообщению отечественных СМИ Макрон заявил, что «Си пообещал не экспортировать в Россию оружие и строго контролировать экспорт в Россию товаров двойного назначения». (Не «первой ли ласточкой» этого «обещания» стало совпавшее с ним по времени существенное повышение тарифов на перевозку грузов из Китая в РФ и Белоруссию?)
ххх
Суть нынешней политики Китая в ситуации вокруг Украины лигвистически очень точно передаёт китайское понятие «посредничество», для обозначения которого применительно к миссии спецпредставителя КНР по делам Евразии Ли Хуэя Си Цзиньпин употребил фразеологизм, дословно переводимый как «крутиться вокруг ребра, балки».
В затянувшейся СВО, которая больно бьёт по транзиту из Китая в ЕС и обратно, Китай всё плотнее оказывается перед необходимостью действовать в непривычной для себя активной роли «первого номера» на международной арене, предлагая свои варианты «замирения» и раз за разом «запуская» в Россию, на Украину и в ЕС своего спецпредставителя.
Безусловно, «полпред коллективного Запада в Европе», коим выступал на парижских переговорах Макрон, сполна разыграл «китайскую карту» против России и, возможно, даже достиг каких-то практических результатов в этой «игре».
Вопрос теперь, после французского вояжа Си Цзиньпина, сводится к тому, насколько далеко «докрутится» Китай в своих посреднических усилиях, замешанных на его «приоритетных» отношениях с Францией.
А предстоящий во второй половине мая 2024 год визит президента РФ в КНР должен дать ответ ещё на один вопрос: насколько глубоко влияние Пекина на политику Москвы, в частности в плане восприятия ею китайской позиции по Украине, «координируемой» Пекином с Парижем.