Найти в Дзене
TacticMedia

Михаил Тимин. Последний довод против «мельдерсов» и «эдельвейсов»

Утром 22 июня 1941 года лётчики ВВС Красной армии сошлись в смертельной схватке с самыми совершенными на тот момент военно-воздушными силами мира — люфтваффе. Эффективно противостоять немцам в воздухе было невероятно сложно, и в безвыходных ситуациях советские лётчики уже в первых боях применили «запрещённый приём», тараня самолёты врага. Два первых по хронологии тарана совершили Иван Иванов и Дмитрий Кокорев. За ними последовали ещё три, выполненные в первый день войны Леонидом Бутелиным, Петром Рябцевым и Анатолием Азаренковым.

Побоище над аэродромом Бовшев

В центральной красноармейской газете «Красная Звезда» от 27 июля 1941 года можно было прочесть такие строки:

«На наш аэродром налетели вражеские бомбардировщики. Младший лейтенант Бутелин первым поднялся в воздух и вступил в бой. Смелая атака Бутелина увенчалась успехом: немецкий самолёт, подожжённый младшим лейтенантом, рухнул на землю. Отважный лётчик заметил, что другой фашистский бомбардировщик заходит бомбить аэродром. Все патроны Бутелин израсходовал. Он вихрем ринулся на вражеский бомбардировщик и протаранил его. Фашистский самолёт взорвался, не причинив никакого вреда аэродрому и складам горючего. Герой Бутелин погиб в этой борьбе смертью храбрых, выполнив с честью священный долг перед родиной…»

Герой публикации младший лейтенант Леонид Бутелин служил в должности командира звена в 12-м истребительном авиационном полку 64-й истребительной авиационной дивизии ВВС Юго-Западного фронта. Полк с мая 1941 года базировался в летних лагерях на аэродроме Бовшев в 30 км севернее базового аэродрома Станислав (ныне Ивано-Франковск) и был кадровой частью, укомплектованной опытными лётчиками. Хуже дело обстояло с матчастью: три эскадрильи полка летали на И-153 (46 машин), ещё одна эксплуатировала И-16 ранних серий.

Советские лётчики, совершившие воздушные тараны 22 июня 1941 года. Слева направо: командир звена 1-й эскадрильи 12-го ИАП младший лейтенант Леонид Григорьевич Бутелин, командир звена 62-го ШАП старший лейтенант Анатолий Васильевич Азаренков, командир звена 123-го ИАП лейтенант Пётр Сергеевич Рябцев
Советские лётчики, совершившие воздушные тараны 22 июня 1941 года. Слева направо: командир звена 1-й эскадрильи 12-го ИАП младший лейтенант Леонид Григорьевич Бутелин, командир звена 62-го ШАП старший лейтенант Анатолий Васильевич Азаренков, командир звена 123-го ИАП лейтенант Пётр Сергеевич Рябцев

Не имея современных самолётов, полку было бы чрезвычайно трудно бороться с немецкими истребителями, однако 12-й ИАП располагался в относительной безопасности. От границы до Бовшева было около 150 км, и в первые дни войны «мессершмитты» не могли достать до этих авиабаз.

Полки 64-й ИАД прикрывали огромный участок границы от Черновцов на юге практически до Самбора на северо-западе. 12-й ИАП располагался на северо-западном фланге построения дивизии. Противниками полка в первые дни войны должны были стать правофланговые подразделения V авиакорпуса люфтваффе, а именно все три группы бомбардировочной эскадры KG 51 «Эдельвейс», вооружённые Ju 88, и III группа истребительной эскадры JG 3.

Несмотря на то что помимо 12-го ИАП в районе базировались ещё четыре авиаполка, вооружённые истребителями, и советская сторона имела формальное превосходство в их численности, эффективное сопротивление немцам могли оказать только лётчики 12-го ИАП. Молодые пилоты недавно сформированных 87-го и 164-го ИАП ещё не были подготовлены к сражениям, и боевой потенциал этих полков ограничивался командным составом. А пилоты 62-го и 66-го ШАП (И-15бис и И-153) лишь недавно летали на бипланах Р-5ССС.

В этой ситуации особенную опасность для советских авиаторов представляла эскадра KG 51, самолёты которой были оснащены бомбодержателями для осколочных бомб-мин SD-2. Кроме того, часть машин была вооружена 20-мм пушками MG-FF, а экипажи подготовлены для действий с низких высот.

Бомбардировщик Ju 88 мог нести до 360 осколочных 2-килограммовых бомб SD-2, которые при сбросе с малой высоты создавали сплошную полосу поражения размерами до 50 на 300 метров. При ударах по аэродромам, колоннам небронированной техники или живой силе вне укрытий SD-2 были очень эффективны. Особенно в начале войны, когда даже небольшие повреждения советского самолёта или грузовика означали, что он наверняка будет брошен при отступлении. Кадры сделаны с бомбардировщика Ju 88 — видно, с какой высоты сбрасывались бомбы. В таких условия опытные экипажи практически не могли промахнуться
Бомбардировщик Ju 88 мог нести до 360 осколочных 2-килограммовых бомб SD-2, которые при сбросе с малой высоты создавали сплошную полосу поражения размерами до 50 на 300 метров. При ударах по аэродромам, колоннам небронированной техники или живой силе вне укрытий SD-2 были очень эффективны. Особенно в начале войны, когда даже небольшие повреждения советского самолёта или грузовика означали, что он наверняка будет брошен при отступлении. Кадры сделаны с бомбардировщика Ju 88 — видно, с какой высоты сбрасывались бомбы. В таких условия опытные экипажи практически не могли промахнуться

Утром 22 июня аэродромы от Самбора до Станислава были атакованы самолётами III./JG 3 и KG 51. Стрый, Лисятичи, Станислав, Бовшев, Тарнополь, Бучач, Зубов атаковали Ju 88 из KG 51, и тут немецкие экипажи ждал феерический успех. Действуя тройками, парами и даже отдельными экипажами, они буквально засыпали мелкими бомбами советские аэродромы, выведя из строя десятки советских самолётов.

Согласно донесению штаба 12-го ИАП, первый удар по аэродрому Бовшев 22 июня нанесла пятёрка Ju 88 (учитывая тактические построения немцев, вероятно, что это были два звена или три пары).

Из того же документа известно, что лагерь в Бовшеве был поднят по тревоге в 4:50 утра, и техники начали готовить самолёты к полётам. Командир полка Герой Советского Союза майор Павел Коробков на И-16 вылетел на базовый аэродром в Станислав и там поднял по тревоге кадровый личный состав, который в выходной день ночевал по своим квартирам. Всё, что произошло дальше, в донесении описывается очень сухо:

«Первый налёт в составе пяти самолётов Ю-88 был совершён в 5 часов 42 минуты по личному составу и материальной части самолётов; часть самолётов была в воздухе, часть готовилась к полётам. Потери от первого налёта: погиб начальник транспортно-десантной службы полка ст. лейтенант Федотов Леонид Алексеевич, в воздушном бою погиб командир звена мл. лейтенант Бутелин Леонид Григорьевич, ранено 12 человек… Выведено из строя самолётов И-153 — 3 сгорели, 11 выведено из строя осколками бомб. И-16 выведено из строя — 2. В первом воздушном бою сбито 4 бомбардировщика Ю-88».

К сожалению, описание этого налёта и боя со стороны противника отсутствует. Сохранился доклад экипажа бомбардировщика из эскадрильи 9./KG 51, действовавшего в составе шестёрки. После удара по аэродромам в районе Станислава их бомбардировщик был сбит советскими истребителями в районе Стрыя. Кроме того, из истории эскадры известно о семи сбитых в первом вылете Ju 88, причём пять из них были из 9./KG 51.

Читать полностью >>>