2,7K подписчиков

ЕГЭ. Сочинение по тексту М.А. Шолохова «Жёлтые кувшинки плавали в стоячей воде...»

196 прочитали

Сегодняшнюю публикацию я решила посвятить известному тексту Шолохова условно «военной» тематики. Условно — из-за того, что, на мой взгляд, проблема универсальна и касается любых переломных моментов в жизни человека. Сочинение получилось не маленьким, хотя я честно старалась его сокращать) Зато я отмела второстепенные проблемы и оставила ту, которая находится в центре всего текста.

Сегодняшнюю публикацию я решила посвятить известному тексту Шолохова условно «военной» тематики.

Исходный текст:

Сегодняшнюю публикацию я решила посвятить известному тексту Шолохова условно «военной» тематики.-2
Сегодняшнюю публикацию я решила посвятить известному тексту Шолохова условно «военной» тематики.-3
Сегодняшнюю публикацию я решила посвятить известному тексту Шолохова условно «военной» тематики.-4
Сегодняшнюю публикацию я решила посвятить известному тексту Шолохова условно «военной» тематики.-5

Повествование строится на контрасте: споре Николая и Лопахина. О чём же они спорят?

Сегодняшнюю публикацию я решила посвятить известному тексту Шолохова условно «военной» тематики.-6

Обратите внимание на выделенные фрагменты в репликах Николая:

(20)При чем тут конец войне? (21)Вовсе я этого не думаю, но относиться легкомысленно к тому, что́ произошло, я не могу. (22)А ты именно так и относишься и делаешь вид, будто ничего особенного не случилось. (23)Для меня ясно, что произошла катастрофа. (24)Размеров этой катастрофы мы с тобой не знаем, но кое о чём можно догадываться.

...и в репликах Лопахина:

(16)Ты что думаешь: если дали нам духу – так это уже всё? (17)Конец света? (18)Войне конец? (59)А вот когда научимся да когда в бой будем идти так, чтобы от ярости пена на губах кипела, — тогда и повернётся немец задом на восток, понятно? (60)Я, например, уже дошёл до такого градуса злости, что плюнь на меня — шипеть слюна будет, потому и бодрый я, потому и хвост держу трубой, что злой ужасно!

Если упростить, получим пессимиста Николая и оптимиста Лопахина: один буквально считает разгром их войска концом света и катастрофой, а другой копит злость и силы, чтобы дать отпор и одержать победу.

Можно порассуждать о мировоззрении и настроениях солдат на войне; но я попробовала расширить проблему до отношения к жизни в трудные времена. Как вы считаете, уместна ли такая формулировка — или это неоправданное расширение?

Сегодняшнюю публикацию я решила посвятить известному тексту Шолохова условно «военной» тематики.-7

В общем, вот что у меня получилось:

Сочинение

Каким должно быть отношение к жизни в трудные времена? Над этим вопросом призывает задуматься М.А. Шолохов в предложенном для анализа тексте.

Автор переносит читателей во время Великой Отечественной войны и знакомит с двумя солдатами, Николаем и Лопахиным. Николай признаётся, что после недавнего поражения не может «относиться легкомысленно к тому, что́ произошло». В его воображении возникают картины настоящей «катастрофы». Герой не замечает красоты окружающего мира: ни солнечный день, ни плавающие кувшинки не радуют его, сама мысль насладиться хорошей погодой после разгрома полка кажется ему неприемлемой. Мы понимаем: Николай поддаётся негативным мыслям и едва не доходит до отчаяния, столкнувшись с трудностями, неизбежными на войне. Он теряет способность замечать что-то хорошее и надеяться на удачный исход будущих сражений.

Совсем иначе ведёт себя другой герой, сослуживец Николая по фамилии Лопахин. Он радуется солнечному дню, распустившимся кувшинкам, наслаждается красотой «докторши» из медсанбата. Лопахин тоже осознаёт трудность ситуации на фронте, считает причиной поражений неумение воевать по-настоящему, но при этом сохраняет жизнелюбие и присутствие духа. Разговаривая с Николаем, герой словно обращается ко всем солдатам русской армии: «Цепляйтесь за каждую кочку на своей земле, учитесь врага бить так, чтобы заикал он смертной икотой». Читателю становится ясно, что оптимизм Лопахина помогает ему не поддаваться отчаянию, накопить силу и «злость», чтобы дать отпор врагу.

Приведённые примеры связаны с помощью противопоставления: Николай испытывает тоску и отчаяние после неудач на фронте, он поглощён мрачными мыслями о надвигающейся катастрофе; Лопахин же, напротив, призывает не опускать руки, радоваться жизни и возможности разгромить немцев при следующих столкновениях.

Конечно, каждый из нас по-разному реагирует на жизненные невзгоды. Однако автор убеждён в том, что людям стоит, подобно Лопахину, хранить веру в лучшее и находить душевные силы для преодоления неудач.

Я полностью разделяю мнение автора. На войне, как и в других тяжёлых жизненных ситуациях, пессимизм особенно вредит человеку, лишает его сил. Отчаявшись и поддавшись панике, мы не сможем достойно преодолеть испытания. Подтверждение этой мысли можно найти в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»: пока Жилин старался самостоятельно выбраться из плена, сохраняя жизнелюбие и доброту по отношению к горцам, Костылин надеялся на выкуп от родных, поддавался унынию. Он мешает Жилину скрыться во время первого побега, останавливаясь для отдыха и жалея себя, а во второй раз вовсе отказывается от попытки выбраться на волю. Такие люди, как Костылин, легко впадают в отчаяние и ждут помощи извне, даже не пробуют самостоятельно преодолевать возникающие трудности.

Таким образом, во время невзгод и испытаний особенно важно сохранять присутствие духа и веру в лучшее. Пессимистический настрой отнимает силы, так нужные человеку для борьбы в сложные периоды.

Кувшинка, хоть и не жёлтая, как раз сегодня мне попалась 💖
Кувшинка, хоть и не жёлтая, как раз сегодня мне попалась 💖

📝 Делитесь впечатлениями о тексте Шолохова и сочинении! Буду рада вашей обратной связи, замечаниям о том, что можно сделать лучше.