Дачники на Бали, или «Асса» 30 лет спустя (Театр на Бронной) / 2023
https://vk.com/video-215981153_456248459
Отчего-то все в рецензиях и комментариях (по крайней мере те, которые встретились мне) концентрируют внимание на близости этого спектакля пьесе «Дачники», написанной М. Горьким в 1904 году, словно не замечая ещё одой отсылки, которая включена в название, а именно – «Асса».
Да, тема интеллигенции вечно говорящей, за что её и презирал Владимир Ильич, и ничего не делающей – центральная в пьесе Горького, а вопль души одной из героинь «Все мы дачники в нашей стране!» можно считать кульминационной точкой к которой и вёл в развитии сюжет Алексей Максимович.
Однако, во-первых, героев пьесы «Дачники на Бали, или «Асса» 30 лет спустя» с большой натяжкой можно отнести к интеллигенции.
Во-вторых, они не в своей стране.
В-третьих, если практически половина героев Горького в конце уходят «делать дело» во имя прекрасного будущего, стремясь обрести в этом смысл собственной жизни, то у К. Богомолова, словно вспомнив традицию трагедий шекспировской поры, практически все умерли: кто физически, кто морально (единственный светлый маячок – девочка, собирающаяся на передовую вслед за своим возлюбленным (а это уже смысловая параллель с реальными историями войны 1941 - 1945гг.(моя двоюродная тётушка - Кушнарёва Галина Фёдоровна - мечтала стать пианисткой, но началась война, её жених погиб в первые месяцы погиб и она ушла на фронт.... Она прошла всю войну, руки испортила и пианисткой уже быть не могла, но закончила дирижёрское отделение и всю жизнь проработала в музыкальном училище в гор.Кемерово, уйдя на пенсию глубоко за 80 лет.).
И, в-четвёртых: действующие лица и структура сюжета практически совпадают с пьесой «Дачники», а некоторые диалоги – прямое цитирование М. Горького. Однако характеристика героев, в процессе развития, меняется на противоположное, практически подтверждая мудрость одной из притч: мир не такой как кажется … Фактически калькируя героев Горького, Богомолов, используя принцип двойничества, которым, кстати, активно пользовался Достоевский, создаёт мир зазеркалья в котором двойники к концу пьесы меняют своих характеристики на противоположные. То есть, герои Горького в мире зазеркалья Богомолова, искажаются как в кривом зеркале. Единственной связующей, неизменной точкой остаётся светлый образ Сони, дочери Марты Львовны - тургеневской барышни в новых обстоятельствах.
Динамика. Начинается действие с лёгких, на грани легкомысленности, диалогов, полудружеских пикировок создающих забавные, ироничные подтексты в лучших традициях иронического реализма второй половины 19 века.
Однако к середине внутренняя напряжённость нарастает за счёт культурных параллелей: и к пьесе Горького «На дне», и к Ницше, и к экзистенциалистам, и, безусловно, к темам переворота и «асса».
Тема переворота незримо присутствует и в пьесе Горького, написанной в 1904 году, то есть накануне революции 1905 года и в фильме «Асса», созданного в 1987, то есть за 4 года до событий 1991 года. Кроме того, в фильме сюжет периодически прерывается иллюстрациями отрывков из книги «Грань веков» (Эйдельман Н. Я. ЭЗО. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец X V III— начало. X IX столетия.— М.: Мысль, 1986.— 368 с.) посвящённым дворцовому перевороту 1801 года в России. И сами герои и пьес, и фильмом то говорят о важности и необходимости переворота в своей судьбе, то, волею хитросплетений судьбы, оказываются на судьбоносных перекрёстках.
Тема «асса». обыгрывается разносторонне, периодически возникая во время спектакля в той вариации, в которой она была озвучена в начале фильма «Асса» режиссера Сергея Соловьева, а именно, сюрреалистической истории о том, что Ной воскликнул: «Асса!» — ступив на землю после потопа и это восклицание осталось у нас с первых времён, сохранив свою силу. Кстати, эту историю сочинил исполнитель главной роли в фильме Сергей Бугаев-Африка. А ещё это же слово выкрикивают во время танца лезгинка).
То есть, смысловая нагрузка этого восклицания в фильме и в названии спектакля - призыв вспомнить о первозданных силах, истине и важности идти к ней.
Но у слова «асса» есть ещё одно значение: Assa voce - в музыке означает, что голос певца не аккомпанируется инструментом. И, действительно, голоса действующих лиц не сливаются и не поддерживаются ничем и никем. Голос каждого одинок. И в конце этот трагизм достигает своего апогея.
Можно сказать, что вся пьеса проникнута надуманным трагизмом жизни и культом страдания торжествующим последние две тысячи лет. Страдание возведено в ранг хороших манер. Быть счастливым фактически неприлично. Признаться в своём счастье – подозрительно для окружающих.
Конечно, можно смеяться над романтическим пафосом или горевать в красивой позе над абсурдом существования людей. Но человек сам выбирает смысл своей жизни. … Или не выбирает …. И это уже вопрос выбора, вопрос к самому человеку )…
Можно по-разному относиться к вопросам, темам и идеям, которые поднимаются в пьесе, однако грандиозность работы проделанной режиссёром, актёрами и всей творческой группой вызывает искреннее восхищение.
P.S.
Перед тем, как смотреть спектакль «Дачники на Бали, или «Асса» 30 лет спустя» (Театр на Бронной) / 2023
https://vk.com/video-215981153_456248459
Советую
1) посмотреть или почитать пьесу М. Горького (Алексей Максимович Пешков) «Дачники» (текст)
http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/pesy/dachniki/dachniki.htm
МХАТ им. Горького (1979)
https://www.youtube.com/watch?v=mgUzKB6sTUs
2) посмотреть фильмы
«Асса» (1987) — художественный фильм Сергея Соловьёва
https://www.ivi.ru/watch/52924?utm_source=google&utm_medium=wizard
«2-Асса-2» (2008) — художественный фильм С. Соловьёва, продолжение фильма «Асса»