Найти тему

Спектакль "С днём рождения папа!" Мощно и со смыслами!

На большой сцене омского Драмтеатра поставлен спектакль "С Днём рождения Папа!" по мотивам пьесы Теннесси Уильямса "Кошка на раскалённой крыше". Режиссёр-постановщик Роман Габриа.

Зашёл я в зал минут за десять до начала спектакля... Зритель неторопливо рассаживался согласно купленным билетам и не сразу обращал внимание на сцену... В то время как на сцене, на кушетке (как в морге) лежало тело практически обнажённого мужчины...

Оказывается история уже шла... и "тело " на сцене настраивало зрителя, судя по всему, на нелёгкую прогулку...

Спектакль начался и в кромешной тишине заходит женщина в светлых одеяниях. Героиня по имени Она, я так понял, смерть, начинает заботливо приводить тело "в порядок", чтобы подготовить его в последний путь... Твою дивизию! Мощное начало!

История нам рассказывает о семье крупного магната. Главный герой Поллит не был ангелом. Целеустремлённый, авторитарный миллионер, всю свою сознательную жизнь "пахал как конь" и к моменту повествования смог создать лучшую хлопковую империю.

Он был полностью погружён в работу и по факту, кроме бизнеса никого и ничего больше не замечал. Ни свою семью, ни красочную, духовную сторону своей жизни. Сильный и волевой, он подмял всех. Его семья приспособилась и умело подыгрывала ему. Все, кроме одного из сыновей по имени Брик.

Хоть семья главного героя и решила отметить "День рождения Папы" и на торжественный вечер собралась в полном составе, но все знали, что отец семейства болен неизлечимой болезнью и практически все гости на торжество пришли, как один в чёрном!

-2

Тем не менее были тосты, танцы, поздравления, песни... всё, как на любых именинах. Но, вот атмосфера... Праздником особо и не пахло.

Собрались все наследники со своими семьями, чтобы как-то расположить Поллита в надежде "урвать свой кусок торта" (завещания). И ещё при живом хозяине началась "подковёрная" делёжка его хлопковой империи и во всю плелись интриги...

Жена главного героя Ида, как оказалось, сумела "состряпать" фиктивное завещание в свою пользу. Поллит не особо обращал внимание на свою яркую супругу, так как был постоянно занят делом, и она плела интрижки за его спиной с Доктором Бо. Доктор Бо был медицинским специалистом, который наблюдал за здоровьем Поллита и немного приглядывал за настроением Иды.

Один из сыновей Гупер, в то время когда здоровье "папы" пошатнулось, принял бразды правления корпорацией на себя и вскоре, не мешкая, "потянул одеяло" и оформил документы на управление империей на своё имя. Супруга Гупера Мэй занималась воспитанием детей и когда явно, а когда и нет, использовала их в своей игре.

-3

Единственный герой, который не "играл в игры" и оставался самим собой, кто говорил не всегда всем приятную правду, был один из сыновей Поллита по имени Бриг.

"Вечно молодой, вечно пьяный", недолюбленный, откровенный, агрессивный,  озлобленный...

Бригу одному было наплевать на наследство. Сын, с виду циник и "пофигист", но он искренен и в глубине души, сильно, с надрывом переживает постепенный уход отца, с которым много чего ещё не договорено... И он периодически, как чайник во время кипения, приоткрывал крышку и выпускал пар в виде не совсем пристойных, но правдивых и, временами жестоких слов...

Хромой, с костылём, как и его искалеченная душа. Душу то сразу не видно, она спрятана под рубашкой... Она становится видна лишь со словами и той эмоцией, с которой эти слова произносятся.  Бриг перестал спать с красавицей женой Маргарет... да и какой сон, когда ночью постоянно раздаются дикие вопли отца, который больше не мог терпеть боль... Бриг - единственный, кто в этой семье не надел чёрное на "День рождения Папы!"

-4

Мысли вслух.

Первые мысли (по горячим следам) накидал сразу после спектакля в авто. Устроил небольшой "мозговой штурм". Через какое-то время продолжил мыслительный процесс, который завершил в третьем часу ночи... Сон не шёл... шли мысли... И те мысли, которые нужно было "зафиксировать", в первую очередь, видимо, нужны были мне самому... Мысли день ото дня добавлялись и фиксировались...

Сюжет. В спектакле показана история последних лет (и дней) жизни. История сжата, с многочисленными переходами по временной оси и с концентратом значимых смыслов...

-5

Смыслы. В постановке "С Днём рождения Папа!" показана чаша весов, на одной стороне которых находятся материальные блага, а на другой - духовные. И, на мой взгляд, гармоничный баланс будет кстати.

Но, когда приходит Она, то с собой можно взять только содержимое "копилки" лишь с духовными ценностями, которые накапливаются на протяжении всей нашей сознательной жизни. И уходить придётся только с багажом правильных или неправильных смыслов.

Пьеса даёт нам повод проводить "ревизию" своих ценностей и даёт понимание, что такое драма! Настраивает постановка на ментальный разговор с самим собой. Сильный, cмысловой спектакль!

Нам ещё раз напомнили, что в жизни при любых раскладах, в первую очередь, нужно самому оставаться человеком, избегать фальши и таких же людей. Одна из ценных мыслей заключается в любови к детям и родителям, честность и порядочность, дружная семья...

Два папы. Поллит-старший, глава семейства, их в спектакле было два. Один, ещё относительно здоровый, вернее не такой больной - "большой и фактурный". Второй, тот, которого "съедала" неизлечимая болезнь - "маленький, беззащитный и более искренний". И понимаешь, что когда с "большого и фактурного" уходит вся спесь, важность, снобизм, надменность, всё то ненужное, что было до сих пор в нём, то он как бы физически уменьшился в размерах...

Когда приходит время и сбрасываются ненужные для духовного мира "доспехи", предназначенные для себя в социуме, в результате чего человек остаётся маленьким и беззащитным, временами, всё ещё ворчливым... за которым уже ухаживает Она... Бывало, что два Поллита-старших (здоровый и больной) появлялись на сцене вместе... сюрреализм.

Контраст так же наблюдался и по интонациям голоса...

-6

Внуки. Интересно были показаны внуки, дети Гупера и Мэй в виде больших кукол с лицами, на которых не было эмоции. И к слову, на всех близких, кроме Брика, были так же нацеплены "маски"...

Мей ловко подкидывала на колени умирающему магнату своих детей... У них была своя игра... Посадить внучков на колени к умирающему деду, чтобы его разжалобить и получить бОльшую долю наследства.

Правда, и дед Поллит-"больной" в конце жизни уже по другому стал относится и к внукам... Получилось, что и в эту сторону у него стали сильнее проявляться человеческие ценности...

Самое грустное состоит в том, что если взрослые дети Гупер и Мэй не поменяют свои жизненные программы, то с ними может произойти тоже самое, но уже со стороны их детей... Всё повторится через годы.

Ценность здоровья хорошо раскрыта в данной постановке. Вспоминаются слова Далай-Ламы: "Вначале человек жертвует своим здоровьем для того, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о своем будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая сожалеет о том, что не жил."

Жутковатые сцены были так же в данной постановке: кушетка с трупом в морге; зашивание ниткой рта покойного; крики неизлечимого больного; направленное в зрителей заряженное ружье... Формат 16+

-7

Позитив. Как ни странно, было и несколько позитивных, светлых и юморных моментов.

Первый, когда немного дурачился Поллит-"больной"... Была ирония и "шутка юмора", когда главный герой Поллит-"больной" скинул один ботинок и прошёл по комнате, умело лавируя с этим ботинком на голове... Видимо, когда с человека, в силу разных причин, уходит маска "взрослого", в нём всегда остаётся "ребёнок".

Второй момент, который хотелось бы отметить, это... Все героини семейства Поллита, в той или иной степени, показывали свои красивые... ножки. Так что на сцене Омского Драматического Театра блистал не только талант! От мужской половины зала, режиссёру Роману Габриа, спасибо!

Песни и музыка. Зритель на "Дне рождении Папы!" услышал и классные, душевные песни в исполнении талантливой Оливии. Очень красивое исполнение!  А в конце ухода главного героя... сильная классическая музыка, на которую Поллит раньше, ещё при жизни, не отвлекался и не тратил (как он ошибочно думал) впустую своё время.

Торт. На Дни рождения принято кушать торт. Вот и на этот раз, торт с горящей свечой был торжественно водружён на стол. В постановке была и любимая всеми американцами сцена, когда "тортом в лицо". В данной постановке тоже так случилось, но только не "тортом в лицо", а "лицом в торт".  И знаете, смешно не было...

-8

Спектакль "С Днём рождения Папа!" хорошо раскрывает "людей, которые играют в игры".

Статика. Впервые обратил внимание на непростую актёрскую игру в статике.

Первая сцена в морге на кушетке, когда Поллит-"больной" длительное время лежит перед зрителями, которые рассаживались по местам...

Вторая сцена, когда Брик долго лежит на диване в пьяном угаре с закинутой навзничь головой...

С одной стороны, человек лежит и не шевелится, а с другой стороны, понимаешь, что для актёров, это не так легко. Тем не менее зритель глядя на эти сцены, уже получает смыслы...

Драма. Спектакль "С днём рождения папа!" показывает зрителю настоящую драму! Сюжет пересказать точно не получиться, да и не к чему... Калейдоскоп сцен, воспоминаний, быстрые переходы, одновременная игра в разных уголках сцены... сюрреализм...

"Поллит-больной". Когда человек никому не нужен и приходит неизлечимая болезнь, с ним начинает нянчиться смерть... И этот герой становится более человечным... различные "маски", надеваемые к различным костюмам и событиям, сбрасываются...

Сильная сцена ментального разговора с самим собой... "Папа" стал "настоящим" лишь в конце неизлечимой болезни... когда Она (смерть) уже ходила за ним по пятам... и что-то изменить было уже поздно.  Когда приходит Она, а так получается, что от неё откупиться то и нельзя, то человек становится слабым, его психика становится более чувствительной и у него начинают формироваться новые смыслы...

-9

В спектакле затронуто много важных ментальных "пунктов" и не только из серии "богатые тоже плачут..."

Смыслы характерны для всего разнообразного социума. Может быть, что у какой-нибудь бабушки из далёкой глубинки соберётся на "день рождения" вот такая же родня... Чтобы получить в наследство обветшалый домик, который продадут за копейки... И один родственник выплатит просроченный кредит за "Приору", а другой свою "долю наследства" пропьёт за неделю... И свою игру эти герои так же исполнят умело...

Картинка. По поводу смысловой заставки к спектаклю "С Днём рождения Папа!", ночью включилось творческое мышление (сразу видно нечем было заняться ) и "нарисовалась картинка" с тортом и зажжёной церковной свечой в центре. Ну и, естественно, программкой (как всегда купленной у Татьяны Ивановны) Омского Драматического Театра Драмы, опоясанной красивой красной лентой с бантиком. Торт, так получилось, назывался "Графские развалины", что тоже придаёт композиции дополнительное значение... В общем, свою творческую затею считаю удачной!

На подобные спектакли хорошо ходить одному. После, побыть наедине с самим собой... поразмышлять... Скажу, что прожив первую половину жизни, начинаешь понимать, что "лёгкая смерть" (без длительных мучений) это "хорошо" и далеко не всем так "везёт"...

День Рождения Папы - это "пир во время чумы!

-10

Аллегория с садом. Нужно на постоянной основе заниматься своим внутренним духовным миром, взращивать и удобрять то божественное, что есть в каждом из нас и не лениться "убирать сорняки"...

"Подкармливать молодые всходы правильных смыслов" хорошими книгами, театром, кино, общением с позитивными и интересными людьми.

И стараться делать эту "подкормку" нужно не "нитратами", как к примеру, постоянный просмотр тв-шоу или  дешёвые бульварные романы, от прочтения которых в головах рисуются незрелые фантазии, или "прожигание времени" в гаджетах...

Согласен, что с "нитратами" можно быстро и без особого труда что-то вырастить. Но вот, какими "на вкус" будут плоды и как долго они будут "храниться"?

Спектакль "С днём рождения папа!" позволяет найти в душе место истинным, настоящим смыслам. Именно поэтому, зритель в наш омский Драмтеатр и ходит!

-11

Когда ты объективно перешагнул первую половину дистанции своей жизни и приобрёл кое-что материальное, то, как никогда, ты начинаешь ценить смыслы... И данный спектакль для кого-то может послужить триггером, чтобы наконец всерьёз начать, в том числе, думать и о духовном, начать питать свою душу правильными мыслями: слушать музыку, читать правильные книги, смотреть правильное кино, ходить в театр...

В конце спектакля Папа, скорее всего, первый раз сказал, возможно, самые главные слова всей своей жизни для одного из сыновей по имени Бриг. Такие простые слова: "Я люблю тебя сын!"

Спектакль "С днём рождения папа!" - это "сказка о потерянном времени"... и упущенных духовных возможностях. Время - это ресурс, который у каждого из нас одинаков! Ведь в сутках, 24 часа! А то, как этим ресурсом распорядится каждый из нас, зависит только от самого себя! И в отличие от главного героя, я надеюсь, что у нас ещё есть время...

-12

P.S. Спустя неделю встретил в инет-пространстве мысли Энтони Хопкинса. Мне показалось, что они созвучны тому послевкусию, что оставил для меня спектакль омского Театра Драмы.

"Знаю, что мне осталось жить меньше, чем прожито.

Чувствую себя ребёнком, которому дали коробку конфет: он ест с удовольствием, а когда видит, что осталось совсем мало, то начинает их есть с особым смаком.

У меня нет времени на бесконечные лекции об общественных законах — ничего не изменится. И нет желания спорить с глупцами, которые действуют не по возрасту. И нет времени бороться с серостью. Я не хожу на собрания, где раздувают эго и терпеть не могу манипуляторов.

У меня слишком мало времени для обсуждения заголовков — моя душа торопится.

Мне интересны человечные люди. Кто защищает человеческое достоинство и хочет быть на стороне правды, справедливости, праведности. Это то, ради чего стоит жить. Я хочу окружить себя людьми, которые умеют трогать сердца других. Кто сквозь удары судьбы смог подняться и сохранить мягкость души.

Да, я спешу, я спешу жить с интенсивностью, которую может дать только зрелость. Я съем все конфеты, что остались у меня — они будут вкуснее, чем те, что я уже съел.

Моя цель — дойти до конца в гармонии с собой, со своими близкими и совестью.

Я думал, у меня две жизни, а оказалась только одна, и её нужно прожить достойно"...

Добру быть!

*Кино-Театр-Книги: https://gorelov.su/kino-teatr/