Найти тему
Роман с Крымом

Поколение победителей

Поколение, родившееся в 20-х годах прошлого века, хлебнуло всякого лиха, что называется, полной мерой. Сейчас кажется, что все беды эпохи обрушились на них.

К этому поколению принадлежал и мой отец, родившийся в 1927 году. Он в полной мере испытал на себе все невзгоды, выпавшие на долю нашей страны в ХХ веке. А их было столько, что, кажется, пережить их было попросту невозможно, нереально для человека. Но отец вместе со своим поколением, вместе со всей страной преодолели всё, выстояли и победили. И его биография в полной мере отражает историю поколения и страны. Тяжелую, прямо скажем, историю. Где досталось всем, без разбора.
В начале 30-х, когда во многих регионах СССР был страшный голод, умерли родители отца, мои дед с бабкой, которых я никогда не видел, даже фото. Шестилетнего отца, самого младшего в семье, разыскал на просторах страны один из старших братьев и привёз к себе в Ленинград. И в его семье отец жил до 1941 года.

С началом войны брата призвали в армию, немцы подступили к Ленинграду. Выбираясь из блокадного города, отец оказался в одной из воинских частей. Направили картошку в хозяйственном взводе чистить. Ну, а куда могли определить 14-летнего щуплого невысокого паренька?
Попала та воинская часть в окружение. Отбиваясь от наседавшего врага, оружие вручили всем, даже отцу, отчаянное было положение. «Стрелял по немцам», – спросил я его как-то. «Стрелял». «Попадал?» «Да, кто его знает. От страха глаза зажмуривал», – такой был ответ. В одном из боев отец получил тяжелое ранение, пулей прострелило одну ногу, а другая была раздроблена осколками мины. Вот и вся война, выпавшая на долю отца. Правда, ее последствия наложились потом на всю его жизнь, изрядно её сократив.
Как его вывезли в тыл, отец не помнит, без сознания был. Но вывезли, чудом спасли, не дали погибнуть. В условиях окружения это была, прямо скажем, непростая задача. Отцу повезло, товарищи его не бросили.

Простреленная нога зажила, а раздробленную собирали по частям. Врачи старались на совесть, было несколько операций, последняя – уже в Ленинграде, в 1948 году. Но так до конца не смогли вылечить, всю жизнь потом отец хромал, нога не гнулась.
На Урале отец в первый раз влюбился. Хотя ему самому было всего 17, а его избраннице – 14. Как он бегал на свидание с раненой ногой – загадка. Но как-то бегал, видно любил сильно. Потом несколько лет писал ей письма. О своей любви, тоске, о надежде на лучшее будущее.

Здесь моему отцу 21 год. Госпиталь в Ленинграде, 1948 г.
Здесь моему отцу 21 год. Госпиталь в Ленинграде, 1948 г.

Вот, например, сентенция на обороте это фотографии: «Помнить прошлое, вдуматься в настоящее и невольно рвешься в будущее, хотя кругом мрак и бездорожье. Один лишь проводник душу немного успокаивает – огонёк надежды и уверенности». И у той любви было потом продолжение.
И вот 1945 год. Победа. Отец вышел из госпиталя, ему 18. Что делать? Он инвалид, образование – 6 классов, специальности нет, ни кола, ни двора. Из шести братьев, четверо полегли на фронте, выжил он и еще один брат, прошедший войну и тоже хлебнувший на ней сполна. Но надо как-то жить. И отец подался вначале в Ленинград, а потом к брату, в Белоруссию, вместе выживать было легче в то голодное время.
Там работал на заводе, учился в вечерней школе, хотя учёба давалась нелегко, за годы войны и госпиталей всю науку забыл. Но он понимал, что без образования ему – никак, поэтому, сцепив зубы, ходил в школу по вечерам, нога долго не заживала, ходить было больно. Но всё выдержал, перетерпел, школу закончил и даже женился.
Волею судьбы оказался в 50-х в Крыму, работал на заводе. Первый брак не сложился и тогда отец вспомнил о той, своей первой любви на Урале. Наверное, не не забывал о ней никогда. Написал ей, пригласил в Крым встретиться. И они встретились, а потом поженились. А потом родился я.

Мои родители. Примерно, конец 50-х, начало 60-х годов
Мои родители. Примерно, конец 50-х, начало 60-х годов


Жили трудно, денег всегда не хватало. Отец платил алименты на сына от первой жены, у самого двое детей – я и моя сестра. И мать часто болела, последствия голодного детства. А еще отец заочно учился, получал высшее образование. И получил его в конце концов, хотя приходилось ездить в Одессу на сессии два раза в год. Понимал, что надо, без этого трудно будет в будущем. На заводе вырос от рабочего до мастера, а потом и до начальника цеха.

А еще после основной работы преподавал черчение в вечерней школе, потому что деньги были очень нужны, семью кормить. По выходным (а он был один) вместе со всеми трудился на субботниках, в то время это было обычной практикой. Сажали деревья, например, вокруг Симферопольского водохранилища. Теперь в густом лесе вокруг него есть и заслуга отца и его труд. И всё это с израненной, негнущейся ногой, напомню.
И сам отец никогда не гнулся, все трудности и невзгоды преодолевал стоически, сжав зубы. Упорно решая все проблемы, отражая все удары судьбы. А досталось ему в жизни немало, всего и перечислять не хочется. Однако отец никаким героем себя не считал, да и внешне им не был. Вроде бы ничего героического не совершал. Просто вместе со своим поколением воевал, трудился, любил, воспитывал детей, добивался поставленных целей… Преодолел всё, выстоял, победил, поднял страну из руин. Достойно прожив жизнь.

Такие были люди, с твердым стержнем внутри. Не ломались, не гнулись. Делали, что должно в любых условиях.
И за это им всем низкий поклон. И вечная слава!